Картотека упражнений по развитию мелкой моторики со стихотворным сопровождением.
материал по логопедии

Лысенко Любовь Владимировна

Развитие речи и мелкой моторики рук детей, посредством пальчиковых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx207.36 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области – Центр психологической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования»

                                

Картотека упражнений по развитию мелкой моторики со стихотворным сопровождением

Выполнила учитель-логопед

Купинского филиала ГБУ НСО «ОЦДК»

Лысенко Любовь Владимировна

Купино 2020г.


Цели и задачи использования пальчиковых игр со стихотворным сопровождением

Цель: развитие речи и мелкой моторики рук детей, посредством пальчиковых игр.

Задачи:

  • развивать речь детей, расширять словарный запас;
  • развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;
  • развивать умение подражать взрослому;
  • развивать воображение и память;
  • тренировать память ребёнка;
  • создать благоприятный эмоциональный фон;
  • учить слушать и понимать речь взрослого.

Рекомендации при проведении пальчиковых игр с проговариванием:

  • при проведении игр соблюдай те временной регламент, чтобы не вызвать у детей переутомления;
  • учитывайте индивидуальные особенности ребёнка, темп развития, его возможности;
  • ребёнок может быть пассивным слушателем, затем, когда движения совершенствуются, можно начинать выполнять движения более активно;
  • не ставьте перед детьми несколько задач одновременно (показывать движение и произносить стихотворение) так как объем внимания у детей младшего возраста ограничен, и сложная задача может отбить желание играть;
  • стихи следует читать наизусть, произносить то, повышая голос, то понижая, делая паузы, выделять те или иные слова;
  • движения выполнять синхронно со стихами или в паузах. Обращайте внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук;
  • выучите с детьми два, три упражнения, постепенно заменяйте их новыми, особо понравившиеся оставьте, к ним можно возвращаться по желанию детей. Не забывайте, что дети воспринимают движения зеркально: произнося команду «влево», вы должны показывать движение «вправо» и наоборот.


Упражнение 1

Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу («пунктирное» движение).

Утюг

Утюгом разгладим складки,

Будет все у нас в порядке.

Перегладим все штанишки

Зайцу, ежику и мишке.

_____________________________________________________________________________________________

Упражнение 2

Ребром ладони дети имитируют «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кисти руки («прямолинейное» движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.

Пила

Пили, пила, пили, пила!

Зима холодная пришла.

Напили нам дров скорее,

Печь истопим, всех согреем!

_____________________________________________________________________________________________

Упражнение 3

Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.

Тесто

Тесто месим, тесто мнем,

Пирогов мы напечем.

И с капустой, и с грибами.

Угостить вас пирогами?

Упражнение 4

Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или колене, дети сидят. Поглаживание.

Мама

По головке мама гладит

Сына-малолеточку.

Так нежна ее ладонь,

Словно вербы веточка.

- Подрастай, сыночек милый,

Добрым, смелым, честным будь,

Набирай ума и силы

И меня не позабудь!

_________________________________________________________________________________________

Упражнение 5

Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки («прямолинейное» движение).

Терка

Дружно маме помогаем,

Теркой свеклу натираем,

Вместе с мамой варим  щи,

- Ты вкуснее поищи!

_____________________________________________________________________________________________

Упражнение 6

Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки.

Дрель

Папа в руки дрель берет,

А она жужжит, поет,

Будто мышка-непоседа

В стенке дырочку грызет.

Упражнение 7

Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, дети сидят. «Щипцами», образованными согнутыми указательным и средним (большим и указательным)  пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев («прямолинейное» движение).

Клещи

Ухватили клещи гвоздь,

Выдернуть пытаются.

Может, что-нибудь и выйдет,

Если постараются!

___________________________________________________________________________________________

Упражнение 8

Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу («спиралевидное» движение).

Барашки

На лугах пасутся «бяшки»,

Раскудрявые барашки.

Целый день всё: «Бе да бе»,

Носят шубы на себе.

Шубы в кудрях, погляди,

«Бяшки» спали в бигуди,

Утром сняли бигуди,

Попробуй гладкую найди.

Все кудрявы, до одной,

Бегут кудрявою толпой.

Уж такая у них мода,

У бараньего народа.

___________________________________________________________________________________________

Упражнение 9

Движения, как при растирании замерзших рук.

Морозко

Заморозил нас Морозко,

Влез под теплый воротник,

Как воришка, осторожно

В наши валенки проник.

У него свои заботы –

Знай морозь, да посильней!

Не балуй, Мороз, ну что ты

Так не жалуешь людей?!

_____________________________________________________________________________________________

Упражнение 10

Мячик

Я мячом круги катаю, взад вперед его гоняю,

Им поглажу я ладошку, а затем сожму немножко.

(Движения выполняются по тексту).

Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.

(Каждый пальчик на руке нажимает на мяч).

А теперь последний трюк мяч летает между рук.

(Подбрасывание мяча вверх и поймать двумя руками).

_______________________________________________________________________________________

Упражнение 11

Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:

Крепко мячики сжимаем,

Наши мышцы напрягаем,

Чтобы пальцы никогда

Не боялись бы труда!

____________________________________________________________________________________

Упражнение 12

Перекатывание мяча по столу с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.

Футбол

Поиграем мы в футбол

И забьем в ворота гол!

Палец большой

За ворота – горой!

Указательный – смельчак,

Забивает гол – вот так!

Средний – точно уж герой,

Забивает головой!

Безымянный вдруг споткнулся

И с досады промахнулся!

Малыш-мизинец – молодец,

Гол забил – игре конец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений по развитию мелкой моторики

Доступная для всех педагогов картотека, собранная из различных источников. Удобна тем, что упражнения подобраны к  лексическим темам...

Упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением

Предлагаемая система упражнений основана на применении разнообразных приемов, способствующих становлению полноценной мелкой моторики рук, и принципе постепенного усложнения действий и речевого материа...

Картотека упражнений на развитие мелкой моторики

Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше р...

Упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением

Исходное положение для каждого упражнения: согнутая в локте рука стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице....

Картотека упражнений для развития мелкой моторики

Веселые и забавные упражения  в стихотворной форме помогут в развитии мелккой моторики а так же развиваем у ребёнка интелект и совершенствуем точность его движений....

Картотека упражнений для развития мелкой моторики

Всем известно, что развитие речи и развитие мелкой моторики неразрывно связано. Чем лучше развита мелкая моторика рук, тем лучше развита речь. В данной картотеке представлены эффективные упражнения дл...