Дидактическое пособие: Плей - кейс: " Зимующие птицы"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Балова Ольга Ивановна

Данное дидактическое пособие разработано с учётом современной педагогической технологии – кейс-технология, которая способствует активизации деятельности дошкольников с ТНР, индивидуализации обучения и адресовано логопедам, воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did._posobie_keys.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 39»

Дидактическое пособие

Плей – кейс «Зимующие птицы»

                                               Автор пособия:

                                               Балова О.И. учитель – логопед

                                               высшей квалификационной

                                               категории

г. Арзамас

2021г.

Аннотация

Данное дидактическое пособие разработано с учётом современной педагогической технологии – кейс-технология, которая способствует активизации деятельности дошкольников с ТНР, индивидуализации обучения и адресовано логопедам, воспитателям.

Здесь представлены разнообразные дидактические игры по  лексической теме «Зимующие птицы», направленные на формирование фонематического восприятия; развитие лексико-грамматических категорий и связной речи (построения предложений),    физиологического и речевого дыхания, высших психических функций; нормализацию темпа и ритма речи.

Пособие «Плей – кейс» способствует поддержанию интереса, позволяет более эффективно использовать игровые приёмы для решения задач по преодолению тяжёлых нарушений речи, индивидуализирует коррекционный процесс: позволяет учитывать особенности каждого ребенка в области познания и речевого развития.

Пособие можно использовать как для индивидуальной работы, так и для работы с малой подгруппой.

При подготовке пособия мы использовали методические рекомендации классиков логопедии  Т.Б.Филичевой, Г. В.Чиркиной и рекомендации Н. В. Нищевой, которые направлены на систему развития лексико-грамматических категорий и связной речи.

Пояснительная записка.

Актуальность.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

    Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая, используют в общении с ребёнком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают, а ведь ребёнку крайне необходимо общение. Бедная речь ведёт к агрессии, так как ребёнок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. Не всегда получается добиться высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Кроме речевых нарушений наблюдается сниженная познавательная активность, отклонения в эмоционально – волевой сфере, общей моторике, недостаточная работоспособность, пассивность. Дети неусидчивы, им трудно удерживать внимание длительное время.

   Поиск новых форм организации коррекционной индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста становится приоритетным направлением на сегодняшний день.  Это  подтолкнуло нас к тому, чтобы создать и внедрить в систему коррекционной работы дидактическое пособие «Плей - кейс», актуальность, которого направлена на повышение эффективности коррекционно–развивающей работы с детьми с ТНР.

Значимость предлагаемой работы по ФГОС ДО

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится внимание к повышению статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс инновационных технологий. Предлагаемый нами плей – кейс является универсальным средством речевого и познавательного развития детей.

Предложенный материал подобран в соответствии с программными задачами, Эстетическая привлекательность пособия, необычность позволяют сделать познавательный процесс для детей более увлекательным.

Несомненными плюсами пособия мы считаем его легкость, компактность, удобство в перемещении, яркость.

 Имея в методической копилке большое количество разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие речевых и познавательных способностей,  с плей – кейсом можно быть уверенным в эффективности и результативности образовательной деятельности.

Цель. Развитие познавательной и речевой активности детей с ТНР в процессе ознакомления с лексической темой «Зимующие птицы».  

Ожидаемые результаты.

Использование плей - кейса в коррекционной работе дает хороший результат по развитию речи и познавательных способностей в различных формах и видах детской деятельности, так как оно вызывает у детей интерес, стимулирует работоспособность.

Дети:

- имеют представления о зимующих птицах,

- могут описать птицу по внешнему виду,

- развивают общие речевые навыки,

- умеют отгадывать загадки,

 -развивают сенсорные способности, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность,

- умеют пользоваться правильным речевым дыханием,

- стремятся заботиться о птицах.

Новизна предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками.

Работа с плей - кейсом позволила нам по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения. В данном пособии мы систематизировали уже известные дидактические игры, синтезировали их в новое, многофункциональное пособие, с учетом тех знаний, умений, навыков детей, которые они получают в процессе непосредственно- образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 4 – 5 лет с ТНР.

Использование плей – кейса в совместной деятельности является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития речевых и познавательных способностей, создания благоприятного эмоционального фона.

Содержание методической разработки.

Дидактическое пособие плей – кейс представляет собой папку формата А4 на  кольцах с ламинированными листами. Каждый лист пособия представляет собой дидактическую игру или упражнение. Для проведения игр имеется картотека, в которую входят: набор предметных картинок, силуэты птиц, карточки с чистоговорками, счетные палочки. Весь наглядный материал ярко – красочный и ламинированный, высокого качества и безопасен для детей. Каждое упражнение или игра легко трансформируется из альбома.  

Варианты использования

  • Дидактическая игра «Лото»  - совершенствует умение находить парные картинки; развивает внимание; воспитывает терпение. Игровое правило: надо карточкой с изображением птицы закрыть такое же изображение на большом листе и назвать эту птицу.
  • Дидактическая игра «Чей силуэт» - развивает зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, умение находить заданные силуэты. Игровое правило:  предлагается ребёнку найти карточку силуэта птицы и положить  ее на цветное изображение.
  • Дидактическая игра «У кого кто?»  - формирует умение изменять слова при помощи суффиксов, развивает мышление. Игровое правило: ребенку предлагается рассмотреть картинку: кого ты видишь, как называются птенцы каждой птицы? (У галки - галчата).
  • Дидактическая игра «Цепочка слов» -  упражняет в употреблении множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. Игровое правило: сначала ребенок рассматривает, какие птицы сидят на проводах, затем называет слова во множественном числе (синица – синицы – много синиц).
  • Дидактическая игра «Большой – маленький» - развивает  умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами,формирует умение изменять слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, составлять предложения с предлогами (на, под, к), развивает мышление, зрительное восприятие.  Игровое правило: ребенок размещает больших по размеру птиц на дереве, маленьких – под деревом, обозначая действия предложениями (Воробей сидит на дереве, маленький воробушек сидит под деревом).
  • Дидактическое упражнение «Чистоговорки» -  способствует развитию  фонематического слуха, звукопроизношения, речевого дыхания, темпа речи, выразительности речи. Игровое правило: взрослый предлагает повторить чистоговорки: «Скажи: тихо – громко», «быстро – медленно», «весело – грустно» с проговариванием поставленных звуков.
  • Дидактическая игра: «Подуй на снегирей» - способствует развитию длительного плавного речевого выдоха. Игровое правило: предлагаем ребёнку медленно набрать воздух через нос. Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на снегирей, не надувая щек.
  • Дидактическая игра:  «Подуй на снежинки, назови птиц» - способствует развитию длительного плавного выдоха. Игровое правило: предлагаем ребёнку медленно набрать воздух через нос. Следим, чтобы не поднимались плечи.  Вытягиваем губы трубочкой, дуем на снежинки, не надувая щек. Называем птиц, которые находятся под снежинками.
  • Дидактическая игра: «Кто сидит на сосне?» - развивает фонематическое восприятие, звуковой анализ, автоматизацию звука «с». Игровое правило:

предлагаем ребёнку из ряда картинок выбрать птицу, в названии которой звучит звук «с», «посадить» её на сосну, составить предложение: Например:  Сова сидит на сосне.

  • Дидактическая игра: «Кто сидит на рябине?» - развивает фонематическое восприятие, звуковой анализ, автоматизацию звука «рь». Игровое правило:

предлагаем ребёнку из ряда картинок выбрать птицу, в названии которой звучит звук «рь», «посадить» её на рябину, составить предложение: Снегирь сидит на рябине.

  • Дидактическая игра: «Кто прилетит к кормушке?» - развивает фонематическое восприятие, звуковой анализ, автоматизацию звука «р», употребление предлога «к». Игровое правило:

предлагаем ребёнку из ряда картинок выбрать птицу, в названии которой звучит звук «р»,  составить предложение: К кормушке прилетел воробей.

  • Дидактическая игра: «Один – много» - совершенствует грамматический строй речи (предложно-падежные конструкции, употребление существительных в форме родительного падежа). Игровое правило: предлагаем ребёнку назвать одну птицу и  несколько птиц: «Синица – синицы».
  • Дидактическая игра: «Кого не стало?» - развивает зрительное восприятие, внимание, память. Игровое правило: предлагаем ребёнку назвать четыре картинки с птицами, запомнить их. Затем просим ребёнка закрыть глаза и убираем одну птицу, ребёнок открывает глаза и называет – какой птицы не стало.

  • Дидактическое упражнение: «Загадки» - развивает логическое мышление, внимание, слуховое восприятие. Игровое правило: предлагаем ребёнку послушать загадки, отгадать их и найти нужную картинку.
  • Дидактическое упражнение: «Посчитай» - способствует развитию порядкового счёта в пределах 5, совершенствует лексико – грамматические категории: согласование числительных с существительными. Игровое правило: предлагаем ребёнку выбрать картинку и посчитать её до 5.
  • Дидактическое упражнение «Построй  кормушку»  - развивает зрительное восприятие, мелкую моторику, воспитывает заботливое отношение к птицам. Игровое правило: ребенку предлагается собрать кормушку из счетных палочек.

Список литературы.

  1. Бородина О.Н. Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов дошкольного образования / О. Н. Бородина // Учитель Кузбасса. – 2014. - № 1 – С.8-11.
  2. Баронова В.В. Тетрадь – тренажёр для формирования навыка образования падежных и предложно – падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста. СПб, : ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2019. – 32с
  3. Воробьёва Т. А. ,Крупенчук О. И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой и ручной и общей моторики.  -  СПб.: КАРО, 2003. – 96.
  4. Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.
  5. Назарова Е. В. Тетрадь – тренажёр для развития фонематического слуха у детей с 4 до 7 лет. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2019. - 16с.
  6. Нищева Н.ВПрограмма коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.352 с. 
  7. Нищева Н. В. Тетрадь – тренажёр для формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.  – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2019. – 24с
  8. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А. П. Панфилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. -192 с.
  9. Педагогические технологии и инновации [Электронный ресурс], URL: http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm (дата обращения 25.09.2019)
  10. Селивёрстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1987.
  11. https://www.maam.ru/detskijsad/primenenie-keis-tehnologi-dlja-rechevogo-razvitija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html. Применение кейс-технологий для речевого развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка электронного дидактического пособия «Домашние и дикие птицы»

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Модернизация региональной системы образования» на тему:   «Разработка электронного дидактического пособия«Домашние и ди...

Электронное дидактическое пособие"В гостях у птиц"

Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.Цель данного пособия:формирование начал экологической культуры,становление осознанно правильного отношения к прир...

Электронное дидактическое пособие "Домашние и дикие птицы"

Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами ДОУ в рамках непосредственно образовательной деятельности, а также родителями дошк...

Дидактическое пособие "Математический кейс"

Пособие «Математический кейс» - сделано из коробки из-под небольшого телевизора, каждая сторона и внутренняя часть обклеены самоклеящейся пленкой. На внешней и внутренней стороне крыш...

Плей-кейс Зимующие птицы

Плей-кейс Зимующие птицы...

Дидактическое пособие "Расскажите детям о птицах"

Цель: Наглядно – дидактическое пособие помогает закрепить знание детей о птицах, помогает узнавать и называть птиц, формирует представление о птицах, развивает внимание,...

Дидактическое пособие по нравственному воспитанию "Птица добрых дел"

Данное пособие стимулирует детей на добрые дела, заботиться, оказывать помощь окружающим....