Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Юрченко Ольга Михайловна

В статье представлен  опыт работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста. 

Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста. 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 

Юрченко Ольга Михайловна

Учитель-логопед

высшей квалификационной категории

ГДОУ детский сад №131

компенсирующего вида

Невского района Санкт-Петербурга

                     РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

                               ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.

      Известно, что развитие связной речи является важнейшим условием успешного обучения в школе. Обладая хорошо развитой связной речью, ребёнок может давать развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои суждения, пересказывать содержание текстов произведений художественной литературы и устного народного творчества.

Овладение связной речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее решение зависит от многих условий в процессе целостного речевого воспитания: от речевой среды, социального окружения, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка.

Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.

                РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С 2 ДО 3 ЛЕТ.

               

             

 РАННИЙ ВОЗРАСТ – ПОДГОТОВКА К РАССКАЗЫВАНИЮ

                           

По отношению к трёхлетнему возрасту можно говорить лишь о подготовке к рассказыванию. Дети учатся слушать взрослого, высказываться в присутствии других людей. Описать предмет, игрушку ребёнок сможет, только опираясь на вопросы взрослого. При совместном рассматривании игрушки взрослый описывает её, называет основные детали, обращает внимание на его признаки: мишка большой, плюшевый, у него есть голова, туловище, лапы. На голове ушки, нос, глаза, рот. Затем спрашивает: «Какой мишка? Что есть у мишки? Покажи, где у мишки лапы». Во время рассматривания игрушка находится в руках у ребёнка. Он двигает лапами, трогает уши, глаза, ощущает, какой мишка мягкий, ворсистый, большой. Можно показать, как мишка неуклюже передвигается. Все действия с игрушкой помогают в усвоении рассказа о мишке, так как у детей этого возраста преобладает наглядно-действенное мышление.

       Примеры описания предметов можно найти и в потешках, народных песенках.

       Учить понимать речь взрослого, слушать небольшие дидактические рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на простейшие вопросы  (Что? Кто? Что делает?) и более сложные вопросы (Во что одет? Что везёт? Кому? Какой? Где? Когда? Куда?). Поощрять попытки по собственной инициативе или по просьбе взрослого рассказывать об изображённом на картинке, о новой игрушке, о событии из личного опыта.

     Способствовать освоению диалогической речи. Учить слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них: во время игр - инценировок по просьбе воспитателя повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.  

         РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ С 3 ДО 4 ЛЕТ.

   

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ – ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

     В этом возрасте ребёнок уже способен пересказать знакомую сказку, конечно, в том случае, если ему с раннего детства систематически рассказывали или читали сказки, рассказы, стихи, учили  следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Первоначально пересказ возможен в форме ответов на вопросы. Затем можно попробовать так называемый совместный пересказ, когда взрослый, рассказывая сказку, побуждает ребёнка произносить отдельные слова и предложения.

   Хорошо известную сказку дети с удовольствием разыгрывают, не утомляются повторять ещё и ещё раз. Такие игры - мощный стимул к развитию речи и вообще психического здоровья ребёнка. Драматизации подлежат любые сказки, но инициатива чаще идёт от ребёнка. От взрослого зависит, что вы ему читаете.

  Если ребёнок не проявляет инициативы, начните сами. Предложите выбрать героя ребёнку и сами убедительно играйте, показывая образец поведения и речевого сопровождения.

   Какие сказки доступны в данном возрасте: «Колобок», «Маша и медведь», «Лиса и волк», «Три поросёнка», «Заяц - хваста», «Репка», «Соломенный бычок – смоляной бочок», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой».

      Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами, строительством; после просмотра спектаклей. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить а нормальном темпе.

    Формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми взрослыми ( что и где видел, что за аппликация на костюме, кто купил книжку).

     Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» в семье, группе, упражнять в употреблении соответствующих форм словесной вежливости.

      Помогать доброжелательно общаться друг с другом.

      Побуждать участвовать в драматизации знакомых сказок.

                              ПОДГОТОВКА К ПЕРЕСКАЗУ.

Обучать пересказу можно с опорой на картинки, которые взрослый рисует по мере рассказывания сказки. Затем ребёнок смотрит на эти картинки и вспоминает сказку. Данный метод – метод пиктограмм – тренирует память ребёнка и его воображение (ребёнок вместе со взрослым может рисовать такие быстрые картинки). Для таких зарисовок лучше брать тексты с наличием динамичного сюжета, который легко изображается.

                                     

                                    « ЧАЙНИК – НАЧАЛЬНИК».

Вот наша кухня (рисуют стол и плиту). На плите чайник (картинка чайника) – всей посуды начальник. В нём вода кипит (рисуют пар из носика). Будем пить чай (рисуют чайную чашку).

Затем просят ребёнка повторить сказку по опорным картинкам.

                                                 

                                                «ЁЖ И КОТ».

Ёжик к нам во двор зашёл (рисуют ежа). Ёж яблоко нашел (рисуют яблоко). Пока ёж яблоко ел, сзади к нему кот подкрался (рисуют кота). Кот на ежа – прыг, да и лапку наколол (лап с занозой). Запищал и домой убежал (рисунок дома).

      РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ С 4 ДО 5 ЛЕТ.

                 

ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГА, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИАЛОГА

 

                                   

                             РАССКАЗЫВАНИЕИ ПО КАРТИНКЕ.

    Наблюдая за тем, как дети разных возрастов рассказывают содержание одних и тех картинок, учёные установили, что ребёнок проходит три ступени в развитии умения строить рассказ. На первой ступени, ступени перечисления, дети только называют отдельные предметы, изображённые на картине, не пытаясь установить какую бы то ни было связь между ними. Например: «Собачка, дядя, мальчик, цветочки, тётенька» (3 года). Ко второй ступени, названной стадией описания, были отнесены те ответы, в которых дети устанавливали первые связи между предметами. Обычно это были связи действия. По той же картине ребёнок четырёх лет даёт следующий рассказ: «Дядя сидит за столом. Он кушает. Мальчик тут. Он тоже кушает. Собачка сидит. Ещё тётенька». К третьей ступени были отнесены ответы тех детей, которые объясняют содержание картины: «Это рабочий. Он пришёл домой и сел обедать. Жена несёт суп, а сын тоже сел кушать. Собачка сидит рядом и тоже хочет кушать» (5 лет).

      Огромную роль играет и форма вопросов, с которым взрослый обращается к ребёнку при рассматривании картинки. На вопрос «Что нарисовано на этой картинке?» - детям легче всего ответить перечислением. Они не будут задумываться над установлением связи между предметами. Если поставлен вопрос «Что происходит на картинке?» - дети дают описание действий. И только вопрос «О чём эта картина?» - наталкивает детей на необходимость давать истолкование сюжета.

     Чтобы ребёнок смог легко устанавливать связи между предметами н картинке, нужно обращать внимание на позу изображённого человека, на его местонахождение на картинке. Самым главным для понимания сюжета картины является осмысление человека в его действии. Полезным видом работы для развития умения правильно истолковывать содержание картинки будет придумывание названия картинки, так как в качестве названия должен выступить самый существенный, отличительный признак картинки.

     Детям нравится определять, к каким сказкам сделаны те или иные иллюстрации. После того как сказка будет названа, нужно попросить ребёнка вспомнить, какому месту в сказке соответствует данная картинка. Такие викторины можно составлять из старых детских книг, вырезая иллюстрации и наклеивая их на картон. Необходимо, чтобы в подборке были не только знакомые сюжеты, но и второстепенные.

                         РАССКАЗЫВАНИЕ ПО СЕРИИ КАРТИНОК.

Действием, объединяющим пересказ текста и рассказа по картинке, будет рассказывание сказки по готовой серии иллюстраций, расположенных в нужной последовательности. Если ребёнок затрудняется при описывании картинки и сбивается на простое перечисление, нужно задавать ему вопросы по содержанию картинки. Более сложным заданием будет просьба разложить иллюстрации к одной сказке в нужной последовательности, а затем рассказать по ним сказку. Для этого нужно заготовить несколько серийных картинок, причём следует выбрать знакомые ребёнку сказки, и для первичного обучения количество картинок должно быть небольшим 3 – 4 картинки.

                                     

                                     ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА.

Для пятого года жизни при пересказе прослушанного текста опираются на вопросы или картинки – иллюстрации к тексту. Помимо прямых вопросов, помогающих передать текст в нужной временной последовательности, пора приучать детей к поисковым вопросам с использованием слов: почему, зачем, для чего, как, каким образом. Большие по объёму тексты лучше разбить на части и ставить вопросы к каждой части. Прямые вопросы предлагаются сериями: взрослый как бы даёт план ответа ребёнку. Вопросы поискового характера сериями предлагать рано, пусть малыш ответит на каждый поставленный вопрос в отдельности.

     Например, для облегчения пересказа К.Д. Ушинского  «Умей обождать» можно задать такие серии вопросов, предварительно разбив текст на три части.

   1 часть     1. Какую ягоду стал клевать петушок?

                    2. О чём курочка предупреждала братца?

                    3. Что заболело у петушка от чёрной смородины?

                    4. Как вылечила курочка петушка?

2 часть     1. Зачем прибежал петушок к ручью? Чего он не дождался?

                 2.  О чём курочка его предупреждала?

                 3. Кто лечил петушка от простуды?

3 часть     1. Какой был лёд на речке?

                 2. О чём курочка предупреждала братца?

                 3. Почему погиб петушок?

Поисковые вопросы 1. Как отнеслась курочка к братцу?

                                    2. Правильные ли советы давала курочка?

                                    3. Почему петушок не хотел обождать?

                                    4. Жалко ли вам петушка?

                                    5. Нравится ли вам умная курочка?

Продолжать совершенствовать диалогическую речь? Учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

    Воспитывать желание говорить как взрослые, поощрять попытки детей выяснить правильно ли они ответили на заданный вопрос.

    Упражнять в составлении рассказов по картине, созданной с использованием раздаточных карточек («У меня вот такой лес. В нём живут….растут….») и так далее.

    Учить детей описывать предмет, картину по образцу воспитателя.

   Упражнять в умении драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

   

      РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ С 5ДО 6 ЛЕТ.                                                                                                                                                                                            

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГА, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИАЛОГА

                     

                                                                                                                                                                                          

Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринуждённую беседу.

   Развивать умение связно, последовательно выразительно пересказывать небольшие сказки.

    Учить (по плану, образцу) рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

    Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), придумывать концовки к незнакомым сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

       РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ С 6 ДО 7 ЛЕТ.

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИАЛОГА И МОНОЛОГА

                                                         

       Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.

       Продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками.

     Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

     Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

   Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Практиковать составление коллективного письма заболевшему человеку (взрослому, ребёнку). Учить придумывать броский краткий текст рекламы.

   Продолжать совершенствовать умение сочинять сказки на заданную тему; пробовать составлять простые небылицы и загадки.

                 Список используемой и рекомендуемой литературы

Жукова Н. С.., Мастюклва Е. М. Логопедия. Преодоление общего Недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, АРД ЛТД 1998

Коноваленко В. В.., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с О Н Р. Гном., 2010

Нищева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Детство – Пресс., 2009

Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. Сфера., 2009

Л. В. Лопатина. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжёлым нарушением речи. Санкт – Петербург, ЦДК проф. Л.Б Баряеева, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь    имеет    основные...

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хомен...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...