Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи «Путешествие в сказку «Зимовье зверей»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Кребс Любовь Владимировна

Данный конспект направлен на формирование грамматического строя речи, а так же на уточнение, расширение и активизацию словаря детей по русско-народной сказке "Зимовье зверей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krebs_ood_puteshestvie_v_skazku_zimove_zverey.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД  по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного «Путешествие в сказку «Зимовье зверей»

Цель: Развивать грамматический строй речи, активизировать словарь.

 Задачи:

- Учить отвечать на вопросы по теме сказки, согласовывать прилагательные с существительными.

- Упражнять в умении образовывать существительные во множественном числе.

- Обеспечить развитие психических процессов: речь, воображение, память, мышление.

- Воспитывать желание отвечать на вопрос полным ответом.

- Демонстрационный материал: иллюстрации к сказке, наглядный материал к заданиям.

- Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

 Методические приёмы:

Наглядный: иллюстрации к сказке, волшебный сундучок.

Словесный: беседа, дидактические игры.

 Ход занятия:

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им (Здороваются с гостями).

Воспитатель: Ой, ребята, у нас появился волшебный сундучок.  «Раз, два, три, Сундучок, что внутри, нам покажи!».

Воспитатель:

Воспитатель вынимает из сундучка детскую книгу.

- Кого вы видите на обложке? Дикие они или домашние? Можно ли по иллюстрации догадаться, о чем или о ком эта книга? Как называется сказка? («Зимовье зверей»). Что значит «зимовье»? (домик для зимы, место, где можно перезимовать, пережить зиму).

Давайте вспомним, что произошло в лесу с домашними животными.

С чего все началось? Для чего звери решили строить зимовье? Как они его строили? Кто что делал? (Дети повторяют слова из текста:

- Бык брёвна носил, столбы тесал. ( тесал - выравнивал бревна.)

- Баран щепУ драл. (мелко колотил дерево на щепки.)

- Свинья глину месила, кирпичи делала, печку клала. (строила)

- Кот мох таскал, стены конопатил. (растение, растущее в сырых местах, закрывал щели в стенах.)

- Петух крышу клал. (закрывал )
Рассмотрим иллюстрацию, как они зимовали.

(Бык и баран на полу спят, свинья забралась в подполье (подвал, помещение под полом) , кот на печи спит, петух под потолком на жёрдочке (перекладина для сидения птицы; насест) пристроился).
Что случилось однажды?  (Бродили (тихо ходили) по лесу голодные волки, самый смелый вошёл в зимовье) . Как звери себя вели?

 ( Баран забился в угол, заблеял. Петух крыльями захлопал. Кот зафыркал, замяукал.  Бык ударил волка рогами в бок.  Свинья закричала: Кого тут съесть? ) Что зверям помогло спастись? (волк испугался и убежал)

Обрадовались звери, что все благополучно закончилось.

Физминутка:

Ребята, а легко ли было животным строить Зимовье? Поможем им. Встанем в круг.

И мы станем брёвна носить,                 - идут медленным шагом

Столбы тесать,                                      - скользящие движения ладонями

Столбы тесать,                                      - стучат кулачками друг о друга

Глину месить,                                       - ногами переступают

Кирпичи делать,                                   - показывают прямоугольник

Печку класть,                                       - кладут один на другой

Мох таскать,                                        - наклоняются, рвут мох

Стены конопатить,                              - затыкают щели

Крышу класть,                                     - делают руками крышу над головой.

Воспитатель: Отдохнули, присядьте на банкетки. А сейчас мы подберём признаки к  героям сказки «Зимовье зверей»…

Дидактическая игра «Подбери признак»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

 Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

 Бык – какой? – большой, рогатый, сильный

Петух – какой? – маленький, разноцветный, голосистый…

Свинья – какая? – толстая, ленивая, грязная, розовая…

Кот - какой? – маленький, пушистый, ловкий…

Баран - какой? – кудрявый, крупный, рогатый….

Волки – какие? – серые, злые, зубастые, голодные…

Зимовье – какое? – крепкое, тёплое, большое, просторное, уютное…

Воспитатель: Теперь расскажите мне, что делают герои  сказки «Зимовье зверей...?

Дидактическая игра «Кто, что умеет делать?»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Методика проведения: воспитатель показывает(называет) животного, а ребёнок говорит, что оно любит делать, как кричит.

Например: Бык –мычит, жуёт траву, пасётся на лугу, брёвна носит… Петух – кукарекает, клюёт зерно, рано встаёт, всех будит, крышу кроет…. Баран – блеет, щепу дерёт, траву жуёт… Свинья – хрюкает, глину месит, жёлуди роет… Кот – мяукает, стены конопатит, мышей ловит…Волки – воют, по лесу бродят, испугались…

Воспитатель:  А сейчас поиграем. Становитесь в круг.

Дидактическая игра «Один – много »

        Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

        Оборудование: мяч.

        Методика проведения. Воспитатель называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч.

Бык – быки… Свинья – свиньи… Петух – петухи… кот - коты…. Баран – бараны… волк – волки….

Воспитатель:  Отдохнули, присаживайтесь на банкетки. Теперь сравним по размеру героев сказки «Зимовье зверей».

Игра «Большой- маленький»

Бык и кот, свинья и петух, кот и баран, петух и бык, волк и кот (бык большой, а кот маленький и т.д.)

                                     Итог занятия( Рефлексия):

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? (Вспоминали сказку «Зимовье зверей», помогали зверям строить жилище, называли признаки животных, вспоминали кто, что делает). Что вам больше всего понравилось?

Подойдите к доске и покажите, если вам понравилось, как вы отвечали на занятии, то прикрепите полоску к весёлому лицу, если нет –  то, к грустному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи, через использование сказки "Маша и медведь"

Данный конспект поможет:- развить нравственно-этический словарь детей;-активизировать словарь по темам: «Посуда», «Ягоды»;- отработать грамматические категории (уменьшительно-л...

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Животные в русских народных сказках»

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речив старшей группе «Животные в русских народных сказках»...

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Животные в русских народных сказках»

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речив старшей группе «Животные в русских народных сказках»...

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Животные в русских народных сказках»

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речив старшей группе «Животные в русских народных сказках»...

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Животные в русских народных сказках»

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речив старшей группе «Животные в русских народных сказках»...

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Животные в русских народных сказках»

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речив старшей группе «Животные в русских народных сказках»...

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Животные в русских народных сказках»

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речив старшей группе «Животные в русских народных сказках»...