Консультация для родителей "Игры по развитию словарного запаса и грамматического строя речи у детей 5-6 лет"
консультация по логопедии (старшая группа)

Семченко Мария Сергеевна

Консультация для родителей о важности развития лексической и грамматической стороны речи и примеры речевых игр, в которые можно играть дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Игры по развитию словарного запаса и грамматического строя речи у детей 5-6 лет».

Речь  - важнейшая психическая функция человека. Обучая ребенка речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Проблемы с речевым развитием на начальных возрастных ступенях впоследствии могут быть компенсированы с большим трудом.

Речь состоит из таких компонентов как:

   - фонетика;

   -  лексика;

   - грамматика;

   - связная речь.

 В период дошкольного детства все эти речевые компоненты интенсивно развиваются. Развитие происходит неравномерно: каждый речевой компонент в какой-то определенный момент имеет период интенсивного развития, при этом другие факторы могут находиться в состоянии относительной стабильности. Но в определенный период все эти процессы синхронизируются, выравниваются и создают  в совокупности целостный ансамбль  речевой деятельности.

Своевременное формирование лексического и грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию:

-в развитии мышления и речевого общения,

-в планировании и организации деятельности ребенка;

-самоорганизации поведения;

-в формировании социальных связей (возможность успешно высказать свою мысль, умение общаться с другими людьми).

Полноценно  сформированная  устная  речь  является  одним  из  показателей  готовности  к обучению  в  школе  и  составляет  необходимое  условие  для  успешного обучения. Для усвоения современной программы начальных классов школы, содержание  которых  отличается  повышенным  научно-теоретическим уровнем,  необходим  высокий  уровень  речевого  развития,  в  том  числе словарного  запаса.  Недостаточный  уровень развития  лексической  сферы, низкая  способность к словообразованию  и  словоизменению оказывают отрицательное влияние на усвоение чтения и письма.

У детей с нарушениями речи  словарный запас зачастую беден, представления и знания об окружающем мире ограничены,  присутствует резкое расхождение объема активного (слова используемые) и пассивного (слова знакомые)  словаря,  неточное  употребление  слов, многочисленные замены слов, трудности актуализации словарного запаса.

Грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях  и предложениях. Развитие грамматического строя всегда тесно связано с развитием словарного запаса.

Увеличить словарный запас и усовершенствовать грамматический строй речи помогут специальные игры. Многие из этих игр чрезвычайно просты и требуют не более 10 -15 минут вашего времени, причем играть можно всюду; в автобусе, по дороге на дачу, готовя обед, идя по улице. Главное - вовремя, чуть раньше, чем захочет сам ребенок, прекратить игру. Не забывайте об искренности. Играйте, прежде всего, сами, веселитесь, станьте ребенком. Правда, не забывайте время от времени "проигрывать". Пусть иногда он станет победителем, но нельзя постоянно "поддаваться". Ребенок разгадает вашу хитрость и потеряет интерес к игре-учебе.

Примеры игр.

«Кто больше знает слов?»

Посоревнуйтесь с ребенком: кто больше знает круглого? Скажите: "Я знаю круглое колесо, а ты?". По очереди произносите круглые слова: мяч, голова, яблоко, солнце и т.д. Пусть последнее слово на этот раз будет за ним. Не забудьте удивиться и "приуныть", признав его победу. Пригрозите взять реванш в следующий раз. Итак, кто больше знает... Холодного? Теплого? Зеленого? Белого? Поющего? И т.д.

«Уменьшаем и увеличиваем»

Взрослый: "Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты "сделай его маленьким". Например: дом - домик, стол - столик, заяц - зайчик, волк - волчок и т.д." Те же самые игры можно проводить с "увеличивающими" суффиксами:

Дом - домище, волк - волчище, муравей - муравьище и т.д.

«Назови одним словом»

Взрослый: "Я буду описывать что-то, а ты назови, то, о чем я рассказываю, одним словом: «часы, которые помогают проснуться» (будильник),  «утренняя еда» (завтрак), «человек, который направляется в дальние страны» (путешественник) и т.д." Ребенок называет слово. Потом играющие меняются ролями. Эта роль будет совсем непростой для ребенка, помогайте ему составить нужное описание, если у него не получается. Только тогда будет неинтересно вам отгадывать получившуюся задачку. Пусть ребенок загадает ее папе или бабушке.

«Какой?»

С помощью этой игры учим правильно образовывать прилагательные. Чашка для чая, какая? Как называется? (чайная чашка). Машина для гонок? (гоночная машина). Щетка для чистки зубов? (зубная щетка). Котлета из мяса? (мясная котлета), а  из моркови? (морковная котлета). Лапа собаки? (собачья лапа) и т.д.

«Недорисованный элемент»

С помощью этой игры дети учатся правильно  употреблять существительные в родительном падеже.

Взрослый рисует предмет, у которого не хватает какой-то детали. Например, машину без колеса. Чего нет у машины? (У машины нет колеса).

Далее, можно попросить дорисовать рисунок – развитие мелкой моторики всегда тесно связано с развитием речи.

«Кому какая еда?»

С помощью этой игры дети учатся правильно  употреблять существительные в дательном падеже

Молоко мы дадим кому? (кошке)

Сыр мы дадим кому? (мышке)

Косточку дадим кому? (собаке) И т.д.

«У кого что?»

С помощью этой игры дети учатся правильно  употреблять существительные в винительном падеже.

Что есть у кошки?  (лапы, усы, уши, глаза…. и т.д.)

Что есть у машины? (колеса, двери, сиденья… и т.д.)

«Кто кем работает?»

С помощью этой игры дети учатся правильно  употреблять существительные в творительном падеже, закрепляют и актуализируют словарный запас по теме «Профессии»

Кем работает человек, если он лечит людей? (врачом)

Кем работает человек, если он охраняет лес? (лесником) И т.д.

«Один – много»

С помощью этой игры дети учатся образовывать существительные множественного числа.

Одна  лампа, а если много, то…? (лампы) Одна книга, а если много, то…? (книги) И т.д. - просто посмотрите вокруг.

 «О чем можно сказать?»

С помощью этой игры дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.

Подбираем прилагательные мужского, женского и среднего рода, ед. и мн. числа, которые обозначают цвет, форму, величину, качества, свойства

    - О чем можно сказать: голубое? (Голубое небо)

    - О чем можно сказать: голубая? (Голубая кофта)

    - О чем можно сказать: голубой? (Голубой вагон)

    - О чем можно сказать: голубые? (Голубые пуговицы)

«Что где находится?»

Возьмите, например, карандаш и книгу. Перемещая данные предметы, спрашивайте ребенка «Где книга? А карандаш?».

Ребенку необходимо правильно употребить предлоги НА, В, ПОД, НАД, ОКОЛО и при этом правильно произнести окончания.

«Что с  чем и из чего?»

С чем можно сделать бутерброд? (с маслом, с сыром, с колбасой)

С чем можно сделать пирог? (с капустой, с рыбой, с мясом)

 Из чего можно сделать игрушки? (из дерева, из картона, из бумаги, из ваты, из пластилина)

Из чего можно сшить одежду? (из ткани, из кожи, из меха)

«Что из чего сделано?»

С помощью этой игры дети учатся образовывать прилагательные.

Стул из дерева какой? (деревянный)

Ложка из железа какая? (железная)

Дом из камня, какой? (каменный) … и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Использование стихотворных текстов является эффективным приемом формирования, развития и совершенствования лексико-грамматического строя речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Повторение л...

Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи.

Интересные речевые игры помогут вам вместе с детьми развивать лексико-грамматический строй речи, расширять словарный запас....

Игры по развитию словарного запаса и грамматического строя речи у детей 5-6 лет

Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определённого уровня когнитивного развития ребёнка. При формировании грамматического строя речи ребёнок должен усвоить сложную сис...

Картотека речевых игр на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи

Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже д...

Игры и упражнения на развитие словарного запаса и грамматического строя речи дошкольников

Игры и упражнения на развитие словарного запаса и грамматического строя речи дошкольников (брошюра для воспитателей)...

Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи

Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи...