Словарная работа
консультация по логопедии (старшая группа)

Ведерникова Ольга Владимировна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnaya_rabota.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Словарная работа»

    Реализация программы по словарной работе осуществляется через систему соответствующих знаний. При разновидности занятий, в которых словарная работа осуществляется в процессе ознакомления с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений окружающей действительности (экскурсии, демонстрация предметов и т.п.), занятий, где словарная работа опирается на углубление знаний детей об окружающих предметах и явлениях (ознакомление с качествами, свойствами, особенностями) и занятий, решающих задачи словарной работы в процессе обобщений, формирование понятий.

    Во всех этих видах занятий развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности. Отсюда вытекают общие требования к организации и методике проведения занятий:

  1. Единство развития словаря с развитием познавательных процессов (восприятия, представления, мышления).
  2. Целенаправленная организация речевой и познавательной активности детей в процессе занятия.
  3. Наличие наглядности, как основы для организации речевой и познавательной активности.
  4. Единство реализации всех задач словарной работы на каждом занятии.

Усложнение содержания словарной работы с детьми дошкольного возраста

2-3 года

    На втором и третьем году жизни ребенок осваивает названия тех предметов одежды, мебели, посуды, а также игрушек и т.п., с которыми он действует в детском саду и дома, которые часто видит и проявляет интерес. Осваивает и названия действий с этими предметами. Словарная работа на данном этапе заключается в том, чтобы научить детей различать и называть части предметов (части тела у животных, человека); части у предметов обихода (рукава и карман у платья; крышка у чайника и т.п.; контрастные размеры предметов, некоторые цвета, формы, некоторые качества вкусовые, некоторые физические качества (холодный, гладкий) и свойства (бьется, рвется). От детей уже можно добиваться точного выбора слов по отношению к предметам ближайшего окружения.

4 года

    На четвертом году жизни словарь пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при названии многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви и т.д.), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение приобретает ознакомление детей с особенностями предметов и словарной работе в процессе углубления знаний о предметах. Детей знакомят с названиями предметов, их значением, особенностями строения, учат различать материалы (глина, бумага, ткань, древесина); вычленять их качества и свойства (мягкий, твердый, шороховатый, скользкий, тонкий, рвется, бьется, ломается и т.д.); определять соответствия, из которых сделан предмет, его назначение, определять его размер и цвет. Педагог воспитывает умение ориентироваться во времени и пространстве, использовать соответствующий словарь: вперед, назад, утро, вечер, сначала, потом; учит детей различать сходные предметы по существенным признакам отличия и точно обозначать их словом (у чашки ручка, а у стакана нет ручки).

5 лет

   На пятом году жизни в активный словарь ребенка вводятся названия предметов (входящих в группы овощей, фруктов, продуктов питания; всех предметов обихода), материалов (ткань, бумага, древесина, стекло) и т.д., а также слов, обозначающих особенности предметов и материалов, знакомых ему по личному опыту и способы сенсорного обследования. Дети учатся группировать предметы по одному существенному признаку, по назначению. К концу года они могут осваивать элементарные понятия и слова их обозначающие (игрушки, продукты, одежда). Группировка предметов по комплексу существенных признаков (2-3) им еще не доступна.

6-7 лет

   В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по расширению словаря. Главное внимание уделяют введению в активный словарь слов, обозначающих дифференцированные по степени выраженности качества и свойства (светло-красный, кисловатый, горько-соленый, прочнее, тяжелее, плотная и т.п.). В словарь детей вводят слова, обозначающие материалы (материал, пластмасса, стекло, фарфор и др.). Продолжается работа по введению элементарных понятий (инструменты, посуда, овощи, фрукты, транспорт, дикие и домашние животные, зимующие и перелетные птицы и т.п.). Старших дошкольников учат так же вычленять по тем или иным признакам из состава понятий подгруппы (ткани шерстяные и шелковые, посуда кухонная, чайная, столовая или металлическая и стеклянная, транспорт водный, наземный, воздушный или грузовой и пассажирский; инструменты металлические и деревянные или садовые, столярные, портновские).

   Итак, содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире. Чем точнее и богаче речь педагога, тем больше влияние она оказывает на расширение словарного запаса детей (воспитатель должен сопровождать словом свои действия и действия детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по словарной работе

Собрание игр по разделу : словарная работа...

Рекомендации для родителей по словарной работе

Предлагается нагладная помощь, при обучении детей составлению рассказа...

Методика проведения словарной работы. Роль детской литературы в словарной работе

Чем богаче активный словарный запас человека, тем у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли; тем, следовательно, содержательнее, доходчивее,...

Метод.объединение. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

В данном материале представлено выступление на метод.объединение "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА". А так же показано многофункцио...

Задачи и содержание словарной работы. Методика словарной работы.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьевой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы....