Совет педагогов на тему "Организация словарной работы с детьми на занятиях и вне их"
план-конспект по развитию речи по теме

конспект совета педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 10 «Сказка»

КОНСПЕКТ

 педсовета на тему

«Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками на занятиях и вне занятий».

Форма проведения – интеллектуальная игра «КВН»

Подготовила и провела

старший воспитатель

 Вечканова И.Е.

Алатырь 2010г.

Цель педсовета.

Уточнить знания педагогов о  методах и приемах словарной работы с детьми на занятиях и вне их.

Развивать умение педагогов работать в коллективе, обсуждать  и согласовывать предложенные вопросы.

Воспитывать культуру делового общения.

Вступительное слово старшего воспитателя:

Говорить умеют почти все. Но говорить правильно – единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью, как средством для передачи своих мыслей, соображений, настроений. Мы делаем это потому, что речевое общение – одна из главных потребностей и функций человека. Она дана ему  природой и отличает  его от всех других представителей живого мира. Общаясь с близкими знакомыми, даже не задумываясь над тем, о чем и как мы говорим, человек реализует себя как личность. Конечно, говоря о человеке, как личности составляют мнение не только по словам. Но в начале всех дел и событий человеческой жизни всегда было и есть слово, маленькая часть речи. Речь самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею – серьезная наука и немалое искусство. Ребенок рассказывает о каких-то волнующих его событиях, захлебывается словами, нервничает, размахивает руками, а его собеседник остается либо равнодушным, либо также начинает возбуждаться, но смысла сказанного не улавливает. Дети слушают чтение сказок, переживают в тех местах, которые воспитатель эмоционально выделяет, - но пересказать услышанное не могут – эмоции затмевают идею сказки, интонационные акценты не там расставлены. Воспринятые  в дошкольном возрасте организованные образцы неверного речевого поведения становятся настолько прочными установками и стереотипами, что преодолеть их в школе зачастую не удается. Распространена точка зрения, что развитие речи – процесс, целиком основанный на подражании, неосознанном, интуитивном усвоении языка дошкольниками. Говоря о стратегии работы педагогов по развитию речи нельзя не сказать о том, что обучение родному языку часто строится по принципу: «Посмотри – послушай – повтори, что сказал воспитатель!». При таком подходе ведущим в обучении выступает предъявление речевых образцов, а не развитие языковой интуиции, формирование языковых обобщений, элементарного осознания языка и речи. И в нашем дошкольном учреждение еще иногда наблюдается авторитарный стиль общения, который отличается монологичностью, стереотипностью в оценках и поведении педагога, ориентацией на возрастные, а не на индивидуальные особенности ребенка. Поэтому возникла необходимость в выборе данной темы Совета педагогов.

Сегодня наш Совет педагогов пройдет в форме интеллектуальной игры «КВН», которую будет оценивать жюри. Позвольте представить вам членов нашего жюри:

Бутырская Е.В. – заведующая д/с,

Дмитриева А.В. – музыкальный руководитель,

Аринчева И.И. – инструктор по физическому воспитанию

Ведущая игры – Вечканова И.Е. – старший воспитатель.

 Уважаемые педагоги, вы заранее были разделены на команды, и настало время представиться.

I.Представление команд «Собеседники», «Риторы». (выступление по 5 минут).

II.Разминка. Каждой команде задаются по очереди 4  теоретических вопроса.

1. Что включает в себя словарная работа с детьми в детском саду?(словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов).

2. Перечислите задачи словарной работы. (Обогащение словаря, уточнение словаря, активизация словаря, устранение нелитературных слов, перевод их пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).

3. Дайте определение понятиям активный и пассивный словарь. (активный словарь ребенка – это общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях – ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Пассивный словарь ребенка – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь намного больше активного).

4. Перечислите приемы словарной работы. (называние – образец произношения нового, трудного слова, называние сопровождается показом объекта, еще иногда оно сопровождается толкованием, включение слова в предложение, показ его сочетаний с другими словами, повторение слова самим воспитателем неоднократно, объяснение происхождения этого слова, упражнения и дидактические игры, загадки, сравнение предметов).

5. Перечислите задачи развития речи. (их 7: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, формирование разговорной диалогической речи. Обучение рассказыванию (монологической речи), ознакомление с художественной литературой, подготовка детей к обучению грамоте).

6. Дайте краткую характеристику следующим задачам развития речи:  1.Формирование грамматической стороны речи, 2. Воспитание звуковой культуры речи.3. Формирование разговорной диалогической речи (1.Воспитатель знакомит детей с новыми для них грамматическими формами, закрепляет правильное употребление наиболее трудных форм, в конечном итоге вырабатывает привычку говорить грамматически правильно. 2. Прежде всего, ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. 3. Уровень связной речи напрямую зависит от богатства словаря ребенка и от того насколько он овладел грамматическим строем языка.)

7. Дайте краткую характеристику следующим задачам развития речи: 1.Обучение рассказыванию (монологической речи), 2. Ознакомление с художественной литературой, 3. Подготовка детей к обучению грамоте (1.Овладение связной речью очень важно для подготовки ребенка к школе. Связная речь способствует формированию мышления. Кроме того, рассказ ребенка помогает выявить запас его слов, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание. 2. В детском саду дети знакомятся с лучшими произведениями художественной литературы. Поэтому у них формируется умение внимательно слушать и рассказывать о произведении, выразительно читать стихи. Нужно добиться, чтобы художественное слово стало постоянным спутником детской речи. 3. Дети занимаются звуковым анализом речи, составляют предложения из нескольких слов.)

8. Какой должна быть речь педагога? (грамотной, эмоционально насыщенной, образной, и т.д.)

Разминка закончена.

III.Переходим к игре «образуй слово».

Каждой команде  дается слово, путем изменения каждый раз по одной букве из слова «лужа» нужно получить слова «море», а из слова «узда» получить слово «конь».

Лужа – лупа – липа – Лиза – риза – роза – поза – пора – гора – горе – море.

Узда – мзда – мода – сода – соха – доха – Дора – кора – корь – конь.

Пока жюри подводит итоги предыдущих конкурсов, участникам предлагается «Загадочная пауза».


IV.Участникам  команд по очереди  загадываются загадки о буквах:

1.В небе есть,

В земле нет,

В бабе две,

В мужике ни одной нет. (Б).

2. чего нет в России,

найдется в Москве,

нет в Петербурге,

а видно в Неве? (В)

3. Что находится между горой и долиной? (И)

4. В дряхлой избушке

 жили Просто и Ничего;

избушка стала рушиться,

Просто вышло в двери,

а Ничего в окно;

Кого задавило в избушке? (И)

5. Загадка не в столице,

А в каждом кошельке,

В сарае не поместишь,

А спрячешь  в кошельке. (К)

6. Что среди Волги стоит? (Л)

7. У человека одно,

у ворона два,

у медведя нет ни одного. (О)

8. Что находится посередине Киева? (Е)

V. Продолжи пословицу.

1.Грамота не болезнь – годы не уносит.

2. Грамоте учиться – всегда пригодится.

3. Без языка и колокол нем.

4. В добрый час молвить, в худой промолчать.

5. В закрытый рот муха не залетит.

6. Выпустил словечко – не догонишь на крылечке.

7. Доброе слово  лучше мягкого пирога.

8. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

VI. Словесная карусель. Командам дается карточка в которой на одной стороне написано три слова к которым надо подобрать  по три синонима, а на другой стороне написаны пять слов к которым надо подобрать антонимы.

Синонимы:

Смелый – бесстрашный, храбрый, отважный.

Жадный – скупой, прижимистый, алчный.

Большой – огромный, колоссальный, громадный.

Дискуссия – спор, диспут, прения.

Грусть – тоска, печаль, кручина.

Отважный – смелый, бесстрашный, храбрый.

Антонимы:

Маленький – большой.

Сладкий – горький.

Легкий – тяжелый.

Узкий – широкий.

Высокий – низкий.

Темный – светлый.

Твердый – мягкий.

Теплый – холодный.

Быстрый – медленный.

Громкий – тихий.

VII. Конкурс капитанов.

Капитанам команд предлагается разгадать анаграммы. (по 5).

Анаграммы – слова образованные путем перестановки букв, входящих в состав другого слова (например – пила – липа).

Столярный инструмент – дерево в России. (пила – липа).

Река в России – столица европейского государства (Нева – Вена).

Речная рыба – крупный город в Италии ( налим – Милан)

Часть тела – река на Кавказе (Рука – Кура)

Радиоактивный элемент – город во Франции (Уран – Руан)

Столица государства на Кавказе – государство в Вест – Индии (Баку – Куба)

Музыкальный термин – столица европейского государства (соло – Осло)

Вид развлечение – столица прибалтийского государства (игра – Рига).

Лежу я на земле, прибитая к железу, но буквы переставь – в кастрюлю я полезу (шпала – лапша).

Я – дерево в родной стране, найдешь меня повсюду, но слоги переставь во мне – и воду подавать я буду (Сосна – насос).

VIII.Домашнее задание. Команды готовили фрагмент  занятия, отражающего организацию словарной работы.

IX. Игра «Составь слово».

Участникам даются карточки со словами: Университетская, аквалангист, электростанция, катастрофический, энергетическая, долгоиграющий, академическая. Например: электростанция – электрик, станция, станок, лето, налет, лектор, рост, танец, торт и т.д.

Из них нужно составить как можно больше слов.

X. Проект решений.

1. Разнообразить формы и методы словарной работы для обогащения познавательно-речевой сферы детей.

2. Использовать создание проблемных ситуаций на занятиях и в свободной деятельности, побуждающих к активной мыслительной и словесной деятельности.

3. Провести мини-семинар для молодых педагогов на тему «Игры в речевом развитии дошкольников»

4.  Организовать в методическом кабинете  выставку  дидактических игр, способствующих речевому развитию детей.

В конце педсовета, когда подведены итоги игры, проводится рефлексия в ресурсном круге, где все педагоги по очереди высказывают свое мнение о педсовете. В заключение старший воспитатель благодарит всех участников педсовета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками на занятиях и вне».

Педсовет проходит в нетрадиционной форме. Предварительная работа не сложная и интересная....

Доклад на тему:"Словарная работа с детьми дошкольного возраста"

"Словарная работа с детьми дошкольного возраста...

Педагогический совет на тему: "Организация словарной работы с детьми на НОД и в самостоятельной деятельности".

Педсовет проводится по годовому плану МДОУ д/с № 2 "Пчёлка". педсовет проводится в форме круглого стола, в котором принимают участие педагоги МДОУ и узкие специалисты....

Методы и приемы словарной работы с детьми раннего возраста

Словарная работа в каждой группе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач....

БУКЛЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "СОВЕТЫ ПО СЛОВАРНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ"

Целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом: развитие общей речевой активности. Накопление словаря, развитие речевого слуха, развитие грамматической стороны ...

Педагогический совет "Организация и методика словарной работы"

Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению...

Организация словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы).

Развитие словаря особенно значимо в дошкольном возрасте, потому что в этом возрасте идёт процесс целенаправленного формирования знаний и умение пользоваться полученными знаниями....