Педагогический совет на тему: "Организация словарной работы с детьми на НОД и в самостоятельной деятельности".
методическая разработка по теме

Скорик Наталья Алексеевна

Педсовет проводится по годовому плану МДОУ д/с № 2 "Пчёлка". педсовет проводится в форме круглого стола, в котором принимают участие педагоги МДОУ и узкие специалисты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovet_pedagogov_na_temu.docx44.47 КБ

Предварительный просмотр:

Совет педагогов №  3                                              Тема:  «Организация словарной работы с детьми на НОД  и в самостоятельной  деятельности.

Форма  проведения  - круглый  стол.                                                                                        

Дата      проведения – 27. 02. 2014 г.                                                                                      

Цель педсовета.

  • Уточнить знания педагогов о  методах и приемах словарной работы с детьми на НОД  и  в самостоятельной деятельности детей.
  •  Развивать умение педагогов работать в коллективе, обсуждать  и согласовывать предложенные вопросы.                                                                                                            
  • Повышать методический  уровень.
  • Воспитывать культуру делового общения.

Ожидаемый  результат: высокая  активность  и  повышение  интереса  педагогов  к  проведению  педсовета, к  проблеме  обогащения  словаря  детей;  выявление  творческих  способностей  педагогов,  умения  работать  сообща.

Подготовка  к  педсовету.

1.Подбор методической  литературы  по  теме.

2. Ознакомление  педагогов  с  проблемой  педсовета,  подготовка  педагогов  к  обсуждению  темы:                                                                                                                          - методы  и  приёмы  по  обогащению  словаря  детей;                                                                                    - анализ  программных  задач  по  обогащению  словаря  по  возрастным   группам.

3.   Консультации.                                                                                                                                                                                  Тема: «Влияние  словарной  работы  на  развитие  речи  дошкольников»  (воспитатель – Смолянская  Л. В.-   03. 02. 2014 г.)

Тема: «Методы  и  приёмы  обогащения  словарного  запаса  детей дошкольного  возраста»                                                                                                                                            (учитель – логопед – Андрюхина  С. А.  - 10. 02. 2014 г.)

4.  Мастер – класс  на  тему: «Обогащение словаря  дошкольников  с  общим  недоразвитием  речи»                                                                                                                                                                                        (воспитатель – Федотова  Т. Н. - 19. 02. 2014 г.)                                                                                                                                                                

5.  Просмотр  НОД  в  старшей  группе.  Образовательная  область  «Коммуникация»                                                                                                                                                  Цель: использование  словарной  работы на  НОД.                                                                                                                                      (воспитатель – Степанюк  Н. Я. – 24. 02. 204 г.)      

Повестка  дня.

l. Выполнение  решения  предыдущего  педагогического Совета  педагогов.                                                                                                                                       ( старший  воспитатель – Скорик  Н. А.)

ll. Вступительное   слово по  данной теме.                                                                                                     ( старший  воспитатель – Скорик  Н. А.)

lll. Дискуссионная часть.                                                                                                              

– Деловая  игра  «Ромашка»                                                                                                                                            Цель: активизировать  деятельность  педагогов  по  словарной  работе;  совершенствовать  практические  навыки  профессиональной  деятельности.

- Блицтурнир: «Расположи  задачи  в  порядке  возрастания».

-  «Словесная  карусель».

-  «Мозговой  штурм»  (разгадывание  анаграмм ).

-   «Составь  слово»

lV.  Практическая  часть.                                                                                                                         - Аукцион  педагогических  находок:                                                                                                         «Использование  дидактических  игр  для  обогащения  словаря»                                                                                                (домашнее  задание).

V.  Рефлексия: оценка  своего  участия  в  педсовете.

VI.  Подведение  итогов  педсовета.

VII.  Проект  решения  Совета  педагогов.

Ход  педсовета.

Организационный  момент. Упражнение для педагогов  «Подарок».                                     – Сейчас  мы  будем  делать  подарки  друг  другу.  Начиная  с  ведущего, каждый  по  очереди  средствами  пантомимы  изображает  какой – то предмет  и  передаёт  его  своему  соседу  справа ( мороженое, ёжика, гирю, цветок  и т. п.)

1.Открывая свой педсовет на тему: «Организация  и  методика  проведения  словарной  работы  с  дошкольниками  на  НОД  и в  самостоятельной  деятельности», по сложившейся традиции начнём с анализа решений предыдущего педсовета на тему:  « Подвижные  игры  как  средство  повышения  двигательной  активности  дошкольников» .                                                                                                            1.Педагоги  проводят  работу  по   развитию  двигательной  активности  детей,  включают  в  воспитательно – образовательный  процесс  подвижные  игры  разного  характера.                                                                                                                                 2.В  группах  младшего  дошкольного  возраста  педагогами  были  обновлены  атрибуты   к  подвижным  играм.  Пособия  для  игр во  второй  младшей  группе  отличаются  особой  красочностью и  оригинальностью.                                                             3.Проведены  во всех  группах   консультации  для  родителей  с  целью  оказания  помощи  в  организации  двигательной  активности детей   в  домашних  условиях.                  4.Воспитателям  групп  были  розданы  памятки   «Организация  двигательного  режима».                        

2. Вступительное  слово  по  данной  теме  старшего  воспитателя.                        

Говорить умеют почти все. Но говорить правильно – единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью, как средством для передачи своих мыслей, соображений, настроений. Мы делаем это потому, что речевое общение – одна из главных потребностей и функций человека. Она дана ему  природой и отличает  его от всех других представителей живого мира. Общаясь с близкими знакомыми, даже не задумываясь над тем, о чем и как мы говорим, человек реализует себя как личность. Конечно, говоря о человеке, как личности составляют мнение не только по словам. Но в начале всех дел и событий человеческой жизни всегда было и есть слово, маленькая часть речи. Речь самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею – серьезная наука и немалое искусство. Ребенок рассказывает о каких-то волнующих его событиях, захлебывается словами, нервничает, размахивает руками, а его собеседник остается либо равнодушным, либо также начинает возбуждаться, но смысла сказанного не улавливает. Дети слушают чтение сказок, переживают в тех местах, которые воспитатель эмоционально выделяет, - но пересказать услышанное не могут – эмоции затмевают идею сказки, интонационные акценты не там расставлены. Воспринятые  в дошкольном возрасте организованные образцы неверного речевого поведения становятся настолько прочными установками и стереотипами, что преодолеть их в школе зачастую не удается. Распространена точка зрения, что развитие речи – процесс, целиком основанный на подражании, неосознанном, интуитивном усвоении языка дошкольниками. Говоря о стратегии работы педагогов по развитию речи нельзя не сказать о том, что обучение родному языку часто строится по принципу: «Посмотри – послушай – повтори, что сказал воспитатель!». При таком подходе ведущим в обучении выступает предъявление речевых образцов, а не развитие языковой интуиции, формирование языковых обобщений, элементарного осознания языка и речи. И в нашем дошкольном учреждение еще иногда наблюдается авторитарный стиль общения, который отличается монологичностью, стереотипностью в оценках и поведении педагога, ориентацией на возрастные, а не на индивидуальные особенности ребенка. Поэтому возникла необходимость в выборе данной темы Совета педагогов.

Сегодня на  Совет педагогов  вы  будете  работать  в  парах  и  коллективно.                                                                                                                                           3.  Дискуссионная  часть.                                                                                                                   Деловая  игра  «Ромашка»                                                                                                                                            Цель: активизировать  деятельность  педагогов  по  словарной  работе;  совершенствовать  практические  навыки  профессиональной  деятельности.                                   Перед  педагогами  выложен  цветок – ромашка. Каждая  группа  по  очереди  берёт  лепесток  и  со  своим  напарником  отвечают  на  вопрос.                                                Вопросы:                                                                                                                          

1. Что включает в себя словарная работа с детьми в детском саду?                                            (Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.  Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни. Становление лексической системы родного языка происходит постепенно, т.к. не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями.)

2. Задачи словарной работы.

  1. обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов;
  2. уточнение словаря, т.е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики);
  3. активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;
  4. устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).

Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идёт по следующим направлениям:

  1. овладение словарём в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;
  2. рост словаря за счёт понимания слов. Обозначающих качества свойства, детали предметов и явлений. Их отношения. Этот процесс требует способности к расчаленному восприятию, владения такими мыслительными операциями. Как анализ, сравнение.
  3. Введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам.

3.Принципы словарной работы:

  1. работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
  2. формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
  3. все задачи словарной работы решаются в единстве и в определённой последовательности.

4.Приёмы словарной работы:

  •  называние – (образец произношения) нового или трудного слова. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Называние сопровождается показом объекта.
  • Включение слов в предложение, показ его сочетаний с другими словами.
  • Повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором.
  • Объяснение происхождения слова.  Этот приём наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку.
  • Вопрос дошкольникам нужно задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие.
  • Дидактические игры и упражнения  «Кто больше увидит и назовёт» игры на классификацию предметов.
  • Загадки, сравнение предметов. 

Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности.

5.Назовите методы словарной работы                                                    

  1.  Метод непосредственного наблюдения применяется  в ряде занятий: осмотрах помещений д\с, экскурсиях, рассматривании предметов, наблюдение за каким-нибудь процессом. Восприятие сопровождается работой мышления ребёнка: создаётся суждение об объекте, вычленяются существенные признаки, объект сравнивается с другими объектами.
  •  Показ картины, малой знакомой детям по содержанию.  Специфика его заключается в том, что преобладающее место занимает речь воспитателя – объяснение, толкование новых слов, сравнение их по смыслу с уже известными детям.
  •  Показ кинофильмов и диафильмов.
  •  Чтение художественных произведений.
  •  Рассматривание игрушек.
  • Рассматривание картинок сюжетных и предметных.(приём - вопрос)
  •  Дидактические игры.
  •      Словарно-логические упражнения

6.Какова методика работы над новым словом?

Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука. Наглядным образом знакомится  ребёнок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова: знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове. Слоговое произношение нарушает нормы литературного произношения, оно не свойственно устной речи. Произносить слово нужно медленно, но орфоэпически правильно. Можно привлечь внимание детей к нужному слову логическим ударением, интонированием, сменой силы голоса, паузой перед словом. А также словесными указаниями: «Послушайте ещё раз это трудное слово» .                                                                                                                              7. Место словарной работы на  музыкальной  НОД.                                                                                                8. Нужна ли работа с родителями по этому вопросу? В чём конкретно она может выражаться?

Блицтурнир: «Расположи  задачи  в  порядке  возрастания».

Задание 1: «Расположи задачи в порядке возрастания».

Правила игры:  педагоги  должны   по содержанию программных задач  (на карточках)  определить возрастную группу и доказать правильность своего решения.

  • Целенаправленно обогащать словарь детей (называть реальные предметы, объекты, явления, их изображения на иллюстрациях; обозначать словами некоторые признаки знакомых объектов (мягкий, белый, звонкий); обозначать словами свои и чужие действия, характеризовать состояние и настроение реальных людей и литературных персонажей (болеет, плачет, смеется); отмечать особенности действий и взаимоотношений окружающих взрослых и сверстников, литературных героев (помогает, жалеет, отнимает); поощрять любые попытки повторять за воспитателем отдельные слова - 1 мл. гр.
  • Обогащать словарь детей. Развивать пассивный и активный  словарь на основе знакомства и углубления представлений детей об окружающей действительности. Знакомить со словами-обобщениями, обозначающими родовые понятия (игрушки, посуда, овощи, фрукты и т.п.).  Расширять словарь, обозначающий действия (деятельность людей, действия и движения животных). Упражнять детей в использовании определений (характеристика предметов и явлений, внешний вид людей и животных) – 2 мл. гр.
  • Расширять и активизировать словарный запас во всех видах детской деятельности. Продолжать работу по расширению словаря детей названиями предметов и объектов; обобщающими понятиями. Упражнять в умении пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи. Учить детей подбирать и активно использовать в речи определения к предметам и объектам, явлениям (качества, свойства) и глаголы, обозначающие их действия и действия с ними. Вводить в словарь детей и поощрять самостоятельное использование в речи наречий (холодно, горячо, тепло, весело, красиво и др.).  Привлекать  внимание детей к новым словам и помогать подбирать слова, наиболее точно и выразительно передающие особенности предмета или своеобразие ситуации. Обращать внимание детей на слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы) – ср. гр.
  • Расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них богатых представлений о мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях. Расширять запас слов с противоположным значением (антонимов) и слов, близких по значению (синонимов). Поощрять стремление детей подбирать синонимы для более точного выражения смысла и эмоциональной  окраски высказывания. Учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться обобщениями в самостоятельной речи. Познакомить с многозначными словами и словами-омонимами. Работать над лексическим значением слов – гр. ст. дошк. возраста.

«Словесная карусель».

Педагогам  дается карточка в которой на одной стороне написано три слова к которым надо подобрать по три синонима, а на другой стороне написаны пять слов к которым надо подобрать антонимы.

Синонимы:

Смелый – бесстрашный, храбрый, отважный.

Жадный – скупой, прижимистый, алчный.

Большой – огромный, колоссальный, громадный.

Дискуссия – спор, диспут, прения.

Грусть – тоска, печаль, кручина.

Отважный – смелый, бесстрашный, храбрый.                                                                                                      Друг – недруг, товарищ, сосед.                                                                                                                                                       Добрый –  добряк.                                                                                                                                                             Прохлада – свежесть, холодильник.                                                                                                          Маленький – малюсенький, крошечный, кроха.                                                                                                           Красный – алый, багряный, багровый.                                                                                                                                                  Сильный – могучий, мощный, могущественный.                                                                                                        Активный – деятельный, инициативный, энергичный.                                                             Злой –  жестокий, злющий.                                                                                                                              Опрятный – чистый, аккуратный, чистюля.                                                                                                                             Хрупкий – ломкий, слабый, непрочный.                                                                                                              Обмануть – перехитрить, одурачить, провести.                                                                                                      Храбрый –  отважный, мужественный.

Антонимы:

Маленький – большой.      Молодой – старый.            Широкий – узкий.

Сладкий – горький.            Разговаривает – молчит.   Смеётся – плачет.

Легкий – тяжелый.             Горе – счастье.                    Утро – вечер.  

Узкий – широкий.              Жара – холод.                     Конец – начало.

Высокий – низкий.             Добрый – жадный.        Говорить – молчать.

Темный – светлый.             Больной – здоровый.    Ясно – пасмурно.

Твердый – мягкий.             Вверх – вниз.                 Правда – ложь.

Теплый – холодный.          Широкий – узкий.          Горький - сладкий.

Быстрый – медленный.      Плакать – смеяться.        Больной – здоровый.

Громкий – тихий.               Прозрачный – мутный.  Близкий – дальний.

«Составь слово».

Участникам даются карточки со словами: Университетская, аквалангист, электростанция, катастрофический, энергетическая, долгоиграющий, академическая. Например: электростанция – электрик, станция, станок, лето, налет, лектор, рост, танец, торт и т. д.

Из них нужно составить как можно больше слов.

 «Мозговой  штурм»  (разгадывание  анаграмм ).

Анаграммы – слова образованные путем перестановки букв, входящих в состав другого слова (например – пила – липа).

Столярный инструмент – дерево в России. (пила – липа).

Река в России – столица европейского государства (Нева – Вена).

Речная рыба – крупный город в Италии ( налим – Милан)

Часть тела – река на Кавказе (Рука – Кура)

Радиоактивный элемент – город во Франции (Уран – Руан)

Столица государства на Кавказе – государство в Вест – Индии (Баку – Куба)

Музыкальный термин – столица европейского государства (соло – Осло)

Вид развлечение – столица прибалтийского государства (игра – Рига).

Лежу я на земле, прибитая к железу, но буквы переставь – в кастрюлю я полезу (шпала – лапша).

Я – дерево в родной стране, найдешь меня повсюду, но слоги переставь во мне – и воду подавать я буду (Сосна – насос).

4.Практическая  часть.

Аукцион методических находок:

1.«Использование дидактической игры для обогащения словаря детей».

Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; повышать их теоретические знания, совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; закреплять умение отбирать нужную информацию из разных источников

Все присутствующие на педагогическом совете педагоги представляют использование одной из дидактических игр по познавательному развитию (например, д/и «Накорми зверят») для обогащения словаря (какие программные задачи по речевому развитию она может решать):

  1. Лексические темы: дикие животные, домашние животные, насекомые, птицы…
  2. Формирование лексико-грамматического строя:
  • Употребление относительных прилагательных,
  • Согласование числительных с существительными (1 морковка, 2 морковки, 5 морковок…),
  • Употребление притяжательных прилагательных (чей хвост?),
  • Употребление уменьшительных ласкательных,
  • Образование детенышей животных,
  • Употребление существительных ед. и мн.числа,
  • Употребление существительных в Р.п. (не стало кого?),
  • Употребление падежей …

2. Познавательные задачи: узнай и назови, где живет, чем питается, детеныши, как передвигается, как кричит, внешний вид, какого цвета, какой формы туловище, может ли жить в других климатических зонах, почему не может…

3. Развитие логики, умение находить причинно-следственные связи (например,  заяц  прыгает потому, что у него задние лапы длиннее).                                                      2. Зафиксировать ошибки, допускаемые детьми в словоупотреблении на НОД и в повседневной жизни, и проанализировать их.

5.Рефлексия: Оценка своего участия в педсовете.

- Этот педсовет принес пользу;

- получили удовлетворение от такого рода деятельности;

- почувствовали свой реальный вклад в общее дело;

- сумели посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, свои знания, соотнести ее с деятельностью и знаниями коллег;

- появилось желание и в дальнейшем активно участвовать в педсоветах;

- педсовет помог задуматься над поставленными вопросами.

6.Подведение  итогов.

Уважаемые коллеги! Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами. Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупицы чистого золота. Согласитесь, приятно слушать правильную, красивую и плавную речь. Невольно вспоминаются строки А. С. Пушкина о царевне Лебеди: «Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит». Недаром, речь и речка – слова, возникшие из одного корня. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, тем ярче, насыщенней его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Бедность словаря воспитателя, задерживает развитие детей и обедняет их речь.

На этом наш педагогический совет завершен. Все педагоги показали себя с новой стороны, активными и творческими личностями, осведомленными в  вопросах   речевого развития детей и умеющие применять  их на практике, умеющими работать коллективно и в то же время показать свою индивидуальность, креативность и творчество. По результатам проведенной работы принимаются следующие решения

7.Проект  решения  Совета  педагогов.

1. Вести систематическую работу по развитию словаря детей на НОД  и в  самостоятельной  деятельности  детей.

Ответственные: воспитатели всех групп.

Срок: постоянно.

2. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития и обогащения словаря детей:

- пополнять группы словесными играми по развитию речи.

Ответственные: воспитатели групп.

Срок: постоянно 

3.Использовать создание проблемных ситуаций на НОД и в свободной деятельности, побуждающих к активной мыслительной и словесной деятельности.

4.Оформить тематическую выставку  «Советы родителям  по  словарной  работе  с  детьми».                                                                                                                                                                                                 Ответственные: воспитатели  групп.                                                                                                                    Срок: до 10 марта.

5. Отражать в календарных планах индивидуальную работу  по обогащению активного словаря детей.

Ответственный:  старший  воспитатель , анализ календарных планов.                                                                                                                                             Срок: ежемесячно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Организация и методика словарной работы"

Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению...

Педагогический совет по теме: "Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"

Определение уровня организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста....

Педагогический совет №2 Тема: «Организация и эффективность работы по речевому развитию»

Тематический контроль «Организация и эффективность работы по речевому развитию»Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи;- средствами всест...

Выступоение на педагогическом совете №2 Тема:«Организация работы с детьми по овладению подвижными играми с использованием разных видов образовательной деятельности"

laquo;Организация работы с детьми по овладению подвижными играми с использованием разных видов образовательной деятельности...