Доклад в рамках педагогического совета на тему: "Организация проектной деятельности в работе с дошкольниками"
консультация на тему

Гончарова Евгения Александровна

Доклад для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_ped.sovetu.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад в рамках педагогического совета на тему: «Организация проектной деятельности в работе с дошкольниками»

Подготовила:старший воспитатель

                                                                 Гончарова Евгения Александровна

                                                        Дата проведения: 31.03.2016


На сегодняшний день, одно из перспективных направлений работы в системе дошкольного образования – это организация проектной деятельности.

Проект (от лат. projectus –  брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) –  это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата, цели; создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска. Иначе говоря, проект – работа, которая должна быть выполнена для достижения уникального, заранее определенного результата в рамках заданных сроков. В ходе работы над проектом создается всегда что-то новое и заканчивает проект свое существование тогда, когда достигнута конечная цель. Если работа над проектом становится однообразной, это показатель того, что проект отклоняется от намеченных целей.

На протяжении многих десятков лет педагоги в работе с детьми используют программный подход: хорошо составленная программа, в которой учтены все условия, и особенности работы, способствует на протяжении длительного времени выполнению основных целей и задач без привлечения разработчиков идеи. Программный подход проще по своей сути – один раз хорошо продумал и можешь пользоваться долгое время, однако в ходе реализации программы не создашь ничего нового. Проектный подход предполагает наличие некой гипотезы и необходимости ее проверять с учетом различных изменяющихся факторов, реальных или моделируемых, что означает большие временные и человеческие затраты; он требует постоянного внимания со стороны разработчиков. После реализации проекта создается что-то новое: может улучшиться материальная база учреждения, повысится уровень знаний воспитанников и др. Однако это не означает, что программа плохо, проект – хорошо, или наоборот. Оба эти процесса неразрывно связаны и невозможны друг без друга. Можно реализуя программу, включить в нее, для получения лучших результатов, несколько проектов.

Проект и программу отличают общие характеристики (таблица № 1).

Таблица №1.

Общие характеристики.

Программа.

Проект.

В основе лежит.

Алгоритм.

Гипотеза.

Применение в работе.

Предполагает цикличность.

Предполагает разовость и этапность (результаты одного проекта могут являются основой для последующего).

Цель.

Миссия.

Конкретная, достижимая.

Условия.

Неизменны или достаточно общие, всегда одни и те же (или равнозначные).

Постоянно меняющиеся, что происходит здесь и сейчас.

Цикличность.

Возможность воспроизводить неограниченное количество раз без внесения изменений.

Предполагает разовость (может быть воспроизведен повторно, но с внесением необходимых коррективов).

Длительность.

Несколько лет.

От нескольких дней до одного года.

Сроки реализации.

Не оговорены, этапы очень длительны.

Прописаны с точностью до недели, определенного дня.

Результаты.

Могут быть не прописаны.

Конкретные, в цифрах, которые можно измерить.

Таким образом, проект существует благодаря энтузиазму и инициативе участников, которые реализуют данный проект: воспитателей, младших воспитателей, детей, родителей, привлеченных специалистов, а не возложенным на них обязанностям; способствует расширению коммуникаций между участниками проекта с целью быстрого обмена информацией и обсуждения хода проекта; ограничен временем и несет в себе новизну; требует проявления гибкости, так как в уникальных проектах не всегда все строго заранее определено. Уровень значимости проекта определяет сложность, длительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов, что влияет на содержание проектного управления.

По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от одного или несколько занятий до 1–2 недели), среднесрочными (2–3 месяца) и долгосрочными (учебный год).

Чтобы выполнить проект вовремя и в соответствии со спецификацией требований, им необходимо управлять. Поэтому руководство на себя берет, тот, кто его организовывает. Управление проектами состоит из процессов по его осуществлению и дает возможность выполнить больше работы за меньшее время и силами меньшего числа людей. Участники проекта связанны прямой и обратной связью, посредством которой и реализуется проект.

У каждого проекта есть свой жизненный цикл, который включает в себя основные этапы: начальный (концепция, разработка), основной (реализация) и заключительный (завершение).

Основные функции руководителя, творческой группы, по реализации проекта:

  1. определение направления проекта (на первом этапе – обдумывание идеи, разработка концепции проекта, оценка и утверждение, создание команды за счет привлечения участников, специалистов, принятие обязательств участниками проекта),
  2. разработка содержания основных работ (определение целей, задач, результатов, планирование ресурсов, оценка продолжительности работ, календарное, организационное планирование);
  3. осуществление планирования (планирование коммуникаций (взаимодействий) в проекте, оценка рисков и разработка мер реагирования на них, разработка плана проекта –  единого сводного, согласованного документа, согласование основных этапов по реализации проекта)
  4. контроль за выполнением (организация и координация выполнения плана, обновление его плана, графика работ)
  5. анализ и регулирование (представление отчетов о ходе выполнения работ проекта, управление изменениями; контроль воспитательно-образовательного процесса, сроков выполнения; контроль качества);
  6. завершение проекта (проведение итогового мероприятия, составление окончательного отчета, административное завершение проекта, празднование удачного завершения работы).

Таким образом, работа по реализации проекта состоит из пяти видов управленческой деятельности: планирования, организации, координации, руководства, контроля. Они последовательно сменяют друг друга, приводя к конечному результату.

В нашем дошкольном учреждении педагоги стали применять метод организации проектной деятельности. Для того чтобы осуществлялась проектная деятельность мы составили план реализации и защиты проектов педагогов и утвердили его приказом. Многие педагоги организовали и реализуют проектную деятельность в этом учебном году.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, реализация проекта должна быть гибкой, то есть воспитатель должен ненавязчиво направлять работу детей, реализуя основные этапы проекта. Для этого в помощь я предлагаю рекомендации для педагогов по работе над проектом:

  1. Изучить тематику проекта.
  2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
  3. Заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
  6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребёнок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход.
  9. Развивать творческое воображение и фантазию детей, способствовать развитию их интеллектуальных способностей.
  10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний впечатлений.
  11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества.
  12. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действия и т.п.

Проектная деятельность должна стать для вас частью учебного процесса, при ее реализации у детей возникает множество вопросов, в основе которой лежит познавательный мотив. Если говорить о старших дошкольниках, в конце каждого проекта дети могут демонстрировать свои умения думать, рассуждать, делать выводы. А также со старшими дошкольниками можно использовать индивидуальную форму проектной деятельности, где один или небольшая группа детей сами изучают тематику и интересующий их вопрос (спрашивают у родителей, находят в книгах и т.д.), а затем и защищают проект перед сверстниками с помощью воспитателя или родителей.

Таким образом, поставленная задача в 2015-2016 учебном году начала осуществляться во многих группах детского сада. Пусть кто-то ещё не до конца разобрался, но то, что педагоги пробуют и находят интересные занятия с детьми, это плюс. Главное понять, как строить и планировать проектную деятельность с дошкольниками и при её реализации использовать различные интересные и необычные формы работы, чтобы это было интересно и педагогу и воспитанникам.