Педагогический совет на тему «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Педагогический совет на тему «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Старший воспитатель

                                                     Нестерова Е.Е.

 

 

2020г.

 

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов детского сада по вопросам организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с ОВЗ.

Задачи:

- раскрыть сущность понятия «познавательно-исследовательская деятельность»;

- определить место познавательно-исследовательской деятельности в развитии личности ребёнка-дошкольника с ОВЗ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО);

- проанализировать работу педагогов детского сада по созданию условий для организации познавательно-исследовательской деятельности детей;

- стимулировать творческую профессиональную активность педагогов по решению данной проблемы.

План.

1. Игра-тренинг «Ассоциации».

2. Теоретический аспект проблемы: определение содержания понятия «познавательно-исследовательская деятельность», выделить основные функции познавательно-исследовательской деятельности.

3. Итоги тематической проверки «Организация познавательно-исследовательской деятельности».

4. Деловая игра.

5. Разное.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_sovet_na_temu_ovz.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №10» города Сим Ашинского района Челябинской области

Педагогический совет на тему «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

                                    Старший воспитатель

                                                     Нестерова Е.Е.

2020г.

 

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов детского сада по вопросам организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с ОВЗ.

Задачи:

- раскрыть сущность понятия «познавательно-исследовательская деятельность»;

- определить место познавательно-исследовательской деятельности в развитии личности ребёнка-дошкольника с ОВЗ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО);

- проанализировать работу педагогов детского сада по созданию условий для организации познавательно-исследовательской деятельности детей;

- стимулировать творческую профессиональную активность педагогов по решению данной проблемы.

План.

1. Игра-тренинг «Ассоциации».

2. Теоретический аспект проблемы: определение содержания понятия «познавательно-исследовательская деятельность», выделить основные функции познавательно-исследовательской деятельности.

3. Итоги тематической проверки «Организация познавательно-исследовательской деятельности».

4. Деловая игра.

5. Разное.

 

Ход педсовета.  

1. Игра-тренинг «Ассоциации» (вхождение в тему педсовета). Педагоги делятся на две группы и отвечают на вопрос:

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «познавательно-исследовательская деятельность»? (Слова должны начинаться с первых букв слов.)

1 группа

2 группа

П

 

И

 

О

 

С

 

З

 

С

 

Н

 

Л

 

А

 

Е

 

В

 

Д

 

А

 

О

 

Т

 

В

 

Е

 

А

 

ЛЬ

 

Т

 

Н

 

Е

 

О

 

ЛЬ

 

 

 

С

 

 

 

К

 

 

 

А

 

 

 

Я

 

2. Итоги тематического контроля «Организация познавательно-исследовательской деятельности».  

(Вопросы на контроле:

  1. Профессиональное мастерство педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников:

- теоретические знания педагогов по вопросам организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста,

- организация непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательно-исследовательской деятельности воспитанников.

Методика организации контроля – анкетирование педагогов, наблюдение педпроцесса, взаимопросмотры занятий.

  1. Создание условий в группах для организации познавательно-исследовательской деятельности детей.

Методика организации контроля – посещение групп, анализ развивающей предметно-пространственной среды.

  1. Уровень развития познавательно-исследовательской деятельности детей (интерес, подбор и использование необходимых материалов, действия и пр.).

Методика организации контроля –наблюдение педпроцесса.

  1. Планирование работы по организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников группы.

Методика организации контроля –анализ календарных планов учебно-воспитательной работы.)

3. Что такое «познавательно-исследовательская деятельность» в детском саду? (Ответы педагогов.)

  1. Познавательно-исследовательская деятельность – это один из видов детской деятельности (ФГОС ДО).
  2. Познавательно-исследовательская деятельность – сквозной механизм развития ребёнка (ФГОС ДО).

(«Сквозной механизм развития ребёнка» - что это значит? (Ответы педагогов: многие считают, что это ведущий вид деятельности.) М. И. Лисина, подчеркивая необходимость изучения форм общения, специфичных для ведущей деятельности в каждом возрастном периоде, развивает мысль об общении как своего рода «сквозном» механизме смены ведущей деятельности у детей. Она пишет: «...Анализ общения ребенка с окружающими людьми не только обогащает психологическую характеристику каждого возрастного периода. Принимая во внимание общение, можно также приблизиться к пониманию механизмов смены ведущих деятельностей. Дело в том, что, общаясь по ходу деятельности со старшими детьми и особенно с взрослыми, ребенок действует на уровне, превышающем его обычную норму. Точнее говоря, он оказывается в пределах «зоны ближайшего развития», где сотрудничество с превосходящими его по опыту и знаниям партнерами помогает ему реализовать свои потенциальные возможности. Следовательно, именно в ходе общения ребенок совершает первые вылазки в новые области, благодаря общению подготавливается смена предыдущей деятельности последующей, более высокой по своему развитию»

Таким образом, можно сделать вывод, что сквозной механизм развития ребёнка – сквозной механизм смены ведущей деятельности у детей, который обогащает психологическую характеристику каждого возрастного периода, помогает ребёнку реализовать его потенциальные возможности, помогает ребёнку «совершать первые вылазки» в новые области, подготавливает смену предыдущей деятельности последующей, более высокой по своему развитию.

  1. Познавательно-исследовательская деятельность - активность ребёнка, напрямую направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. (На мой взгляд, соединив два понятия «познавательная деятельность» и «исследовательская деятельность» в одно «познавательно-исследовательская деятельность», авторы Стандарта обозначили исследование как главный и основной метод познания ребёнком окружающего мира.)

4. В качестве основных функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе дошкольного возраста могут быть обозначены следующие.

  1. Развитие любознательности (познавательной инициативы ребёнка).
  2. Освоение ребёнком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификация), пространственных и временных отношений.
  3. Перевод ребёнка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (систематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).
  4. Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений.
  5. Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных графических и исторических представлений).

5. Деловая игра. Педагоги делятся на две команды.

Задание 1. (По проблемам, выявленным в ходе анкетирования педагогов.)

Сравнить два понятия «любознательный» и «любопытный». (Одна команда определяет содержание понятия «любознательный», другая – «любопытный».)

Ответ: любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый; любопытный - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям. (Словарь Ожегова.)

(Отметить, что именно на развитие любознательности, а не любопытства нас нацеливает ФГОС ДО!)

Задание 2.

Для первой команды: «Подумайте и обоснуйте место познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми с ОВЗ».

Примерный ответ. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей с ОВЗ не просто возможна, а необходима! Это в первую очередь связано с индивидуальными особенностями, характерными для всех детей с ОВЗ: у них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, недостаточность внимания, незрелость мотивационной сферы, общая познавательная пассивность и сниженный самоконтроль. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения (а именно таковой и является познавательно-исследовательская деятельность) является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе педагога.

Не зря китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Для второй команды: «Выделите трудности, которые возникают при организации познавательно-исследовательской деятельности детей с ОВЗ. Найдите пути их преодоления».

Примерный ответ. Трудности также, как и необходимость использования познавательно-исследовательской деятельности, связаны, прежде всего, с индивидуальными особенностями детей с ОВЗ (см. предыдущий ответ). Пути преодоления: познавательно-исследовательскую деятельность строить с учётом специфических (т.е. наиболее доступных) для тех или иных дошкольников с ОВЗ образовательных направлений (например, в работе с детьми с ИН – трудовое воспитание, с детьми с ЗПР – социально-коммуникативное развитие и т.д.; больше внимания уделять стимулирующему компоненту при организации познавательно-исследовательской деятельности и пр.

Задание 3.

Проблемные ситуации. (По проблемам организации познавательно-исследовательской деятельности детей, выявленным при анализе календарных планов работы.)

  1. Для первой команды: «Воспитатель рассказывает детям о том, что зимой зайчик меняет шубку с серой на белую для того, чтобы легче было спрятаться от лисы на снегу: зимой на снегу лиса белого зайчика не заметит, а серого увидит сразу. Дети внимательно слушают рассказ педагога».

Задание: превратите детей в данной ситуации из «пассивных слушателей» в «активных деятелей».

  1. Для второй команды: «Инструктор по физической культуре знакомит детей с новой спортивной игрой: рассказывает о том, в какой стране зародилась игра, знакомит с атрибутами игры, объясняет правила игры и т.д. Дети внимательно слушают педагога».

Задание: превратите детей в данной ситуации из «пассивных слушателей» в «активных деятелей».

Задание 4.

Найди применение. (По проблемам, выявленным в ходе смотра-конкурса по созданию условий для организации познавательно-исследовательской деятельности детей.)

  1. Для первой команды: найти применение мыльным пузырям в познавательно-исследовательской деятельности.
  2. Для второй команды: найти применение пальчиковому театру в познавательно-исследовательской деятельности.

Проект решения.

Всем педагогам совершенствовать свою работу в данном направлении: при планировании учебно-воспитательного процесса обратить особое внимание на упорядочение, систематизацию работы по организации познавательно-исследовательской деятельности детей, шире использовать познавательно-исследовательскую деятельность на занятиях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Сообщение к Педагогическому совету Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

   Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.     Работе с родителями детей с О...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации».

Театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством социальной адаптации детей с ОВЗ, обеспечивающей наилучший контакт со сверстником и взрослым, а также возможность более полного, э...

Педагогический опыт по теме: "Особенности организации художественно - творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью"

Педагогический опыт по теме: "Особенности организации художественно - творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью"...

Организация театрализованной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития)

По данным статистики на сегодняшний день 7 детей из 10 нуждаются в специальной коррекционной помощи. При этом нарушения в эмоционально-волевой сфере зачастую...

Педагогический совет на тему «Организация познавательно-исследовательской деятельности»

Форма проведения: деловая игра (соревнование 2 команд)Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов детского сада по вопросам организации познавательно-исследовательской деятельности ...