Выступление на педагогическом совете по теме: «Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации».
статья по коррекционной педагогике на тему

Смирнова Ирина Алексеевна

Театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством социальной адаптации детей с ОВЗ, обеспечивающей наилучший контакт со сверстником и взрослым, а также возможность более полного, эмоционального, красочного восприятия и отражения окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №1637»


111401, г. Москва, ул. 3-я Владимирская, д.12А                                                                  тел.:(495) 672-02-35

e-mail: 1637@edu.mos.ru                                                                                       тел./факс: (495) 672-01-99

Выступление на педагогическом совете по теме: 

«Театрализованная деятельность

детей с ограниченными возможностями здоровья,

как средство социальной адаптации»

Подготовила:

учитель-дефектолог Смирнова И.А.

Дети, поступающие в наш детский сад, совершенно разные и по своим личностным характеристикам, умственному и физическому развитию. Большинство имеют нарушение зрения и речи, что негативно влияет на развитие социально-коммуникативной сферы (средств вербальной и невербальной выразительности, воображения, эмоциональности) и требует специальной коррекции.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения. В отношении детей с нарушениями зрения наиболее распространенным является словесный метод, который рекомендуется сочетать с практическим методом при объяснении программного материала. В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и развитие навыков жизненной  компетенции.

Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с нарушением зрения является оснащение его специальным оборудованием: для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); тактильные панели, наборы материалов разной текстуры, которые можно осязать и совершать с ними различные манипуляции. В основе гигиенических мероприятий по охране зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места.

Для организации и проведения коррекционных мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.

Театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством социальной адаптации детей с ОВЗ, обеспечивающей наилучший контакт со сверстником и взрослым, а также возможность более полного, эмоционального, красочного восприятия и отражения окружающего мира. Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, дети быстрее адаптируются в дошкольной среде. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии.

Специфические особенности театрализованной деятельности в работе с детей, имеющими нарушения зрения:

  • Коррекционная направленность  данного вида деятельности основана на возможности проецировать в игровую деятельность социальные связи и личностные взаимоотношения, в которых они не могут принять непосредственного участия в реальных ситуациях.
  • Основным объектом такой проекции является кукла. Основное назначение игрушки в детской игре: способствовать обогащению опыта предметно-практических действий с куклами; познанию системы человеческих взаимоотношений в игре через вхождение в образ героя.
  • Театрализованная деятельность имеет терапевтическую направленность, помогая данной категории детей в развитии восприятия, образного мышления, речи и способствует социальной адаптации.

Предметно-развивающая среда для театрализованной деятельности включает в себя разнообразные игровые атрибуты для театрализации: игрушки для настольного театра; плоскостные предметы-заместители, театральные куклы, театрализованные костюмы и т.д.

Для настольного театра на начальных этапах используются реалистические резиновые и мягкие игрушки определённого размера, которые ребёнок может удерживать в руках и осуществлять с ними игровые действия, драматизируя потешки, сказки, стишки. Затем в работу вводятся театральные игрушки, имеющие меньшее сходство с натуральными предметами. Для развития моторики и оптико-пространственной координации используются пальчиковые (вязаные и деревянные) и театральные куклы-шарики, которые надевают на один палец. Очень интересен в работе шагающий театр. Только после овладения детьми этими видами театров в процесс обучения детей вводятся традиционные театральные куклы бибабо. Театральная кукла бибабо, управляемая педагогом в качестве «субъекта» коммуникации, который сообщает информацию, оценивает и регулирует поведение детей. Привлечение детей к диалогу с помощью образной игрушки оказывает более эффективным, чем прямое общение, удерживает внимание детей на том, о чём говорит педагог.

Перед тем как перейти от действий с объёмными игрушками к действиям с их плоскостными заместителями, дети играют в настольные игры с опосредованными изображениями фигур. Затем вводятся плоскостные графические изображения. В плоскостном театре дети действуют фигурками-иллюстрациями, которые прикрепляются на стендовый театр. Содержание сюжетов для стендового театра связано с изучаемыми лексическими темами: «Транспорт», «Весна», «Домашние животные» и т.д.

При создании предметно-развивающей среды учитываем комплексность игрушек. Объединяем игрушки в единый тематический комплекс, отражающий определённые жизненные или сказочные события.

Групповые комнаты оснащены магнитофонами, в кабинетах специалистов есть компьютеры. Все эти технические средства используются на занятиях  (аудио и видеозаписи сказок, театральные шумы, музыкальное сопровождение). Важным атрибутом креативной игры-драматизации являются костюмы и детали к ним. Мы не являемся сторонниками сложных театральных костюмов. Дети должны иметь возможность быстро и легко надевать и снимать их.

Для определения уровня социально-коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения и речи, используются следующие методики:

«Выбери нужное лицо» (определение уровня умений ребенка определять эмоциональное состояние героя). Методика «Какой Я?» (определение самооценки дошкольника, выделение ведущих качеств, на основе которых строится общение). «Определение понятий» (оценка уровня представлений о предметах и явлениях внешнего мира). Методика «Придумай рассказ» (определение особенностей монологической речи и личностной оценки сюжетной основы повествования).

Проанализировав результаты обследования детей, мы поставили перед собой следующие задачи:

  • Развитие зрительного восприятия.
  • Формирование действий с игрушками на полисенсорной основе.
  • Развитие компенсаторных процессов.
  • Развитие оптико-моторной координации.
  • Коррекция нарушений развития речи.
  • Коррекция и развитие средств общения (речевых и неречевых).
  • Формирование умения взаимодействовать со сверстниками, осуществление самоконтроля.

Реализация задач происходила через разные виды театрализованной деятельности:

  • игры-драмматизации с использованием разных видов театра (пальчиковый, настольный, плоскостной театр на ковролине, би-ба-бо). Проводя такие игры, мы стимулируем развитие диалогической речи и эмоциональной сферы детей. Дети приобретают социальный опыт взаимоотношений между героями сказки или инсценировки. Ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т. к. является основой для дальнейшего общения со здоровыми сверстниками, педагогами и взрослыми.
  • Игра на музыкальных инструментах. Каждому ребенку в зависимости от двигательных нарушений подбирается свой инструмент.
  • Исполнение песен с использованием игрушек (кукол, мягких игрушек).
  • Танцы под яркую, эмоциональную музыку разного характера (минорную и мажорную).
  • Участие в театрализованных постановках, принимая посильное участие в музыкальных праздниках  перед зрителями (родители, дети из других групп), не зависимо от выраженности диагноза (двигательных способностей детей, уровня умственного развития, каждый ребенок исполняет доступную для него роль. Это положительно влияет на реализацию творческих возможностей каждого ребенка. Дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх, что повышает у них уровень самооценки. На этом этапе очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности.

В нашем детском саду контакт между детьми с ОВЗ и их здоровыми сверстниками происходит на разных уровнях:

  • в кабинете педагога-психолога взаимодействие осуществляется сначала в диадных группах, затем в малых подгруппах;
  • совместные праздники на улице («День знаний», «Масленица»);
  • участие в коллективных выставках, выполняя работы из природного материала и бросового материала, поделок из бумаги;
  • посещение музыкальных занятий и праздников друг друга;
  • совместная игровая деятельность в летне-оздоровительный период.

Включение родителей детей с ООП в жизнь группы и дошкольной организации:

  • эмоциональная поддержка детей родителями, обсуждение роли, помощь в разучивание роли или стихов, рассказ о своих впечатлениях после праздника;
  • присутствие родителей на музыкальных спектаклях и праздниках;
  • изготовление родителями костюмов для детей;
  • развитие компенсаторных возможностей у детей.

В своей работе мы стремимся использовать любые способности и возможности детей. Дети с ОВЗ декламируют стихотворения, поют, выполняют в танцах доступные им движения. Дети со сложной структурой дефекта исполняют танцы совместно с взрослыми, договаривают слова в конце стихотворной строки.

Педагоги СПДО 2 не разделяют детей по группам здоровья, по уровню двигательных возможностей, и поэтому каждый ребенок, чувствует поддержку взрослого и других детей, испытывает радость и желание участвовать в следующих постановках.

Как показывают наши наблюдения, участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии:

  • знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются и углубляются;
  • развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление;
  • активизируется собственная речь; обогащается словарный запас;
  • активнее и успешнее формируются навыки невербального общения;
  • совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений;
  • развивается эмоционально-волевая сфера, корректируется поведение;
  • формируется самостоятельность и активность;
  • большинство детей, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми.

Через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.

Список литературы:

Н. В. Верещагина, «Особый ребенок» в детском саду: Практические рекомендации по организации коррекционно – развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2009. – 160 с.

В. А. Гончарова, Т. А. Колосова, Моторные сказки для самых маленьких: Учебно - методическое пособие. – СПб. : КАРО, 2012. – 128 с. : ил.

Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева, Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта – М. : «Просвещение», 2005. – 278 с.

М. Д. Махнева, Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 128с.

Театрализованные игры в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками: Учебно – методическое пособие/ Под ред. Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановой. – СПб. : КАРО, 2009. – 256с. : ил. ;

Л. М. Шипицына, Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. – СПб. : Издательство «Союз», 2004. – 336с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации и реализации индивидульных возможностей каждого ребенка

В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на...

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают...

Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья как средство социальной адаптации

Дети, поступающие в детский сад,  совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию. Большинство детей поступало к нам в группу без речи или с т...

Своевременная диагностика и психолого-медико-педагогическое сопровождение детей третьего года жизни, имеющих ограниченные возможности здоровья

Методическая разработка  позволит не только своевременно выявить недостатки в физическом,  психическом и речевом развитии ребенка, но и помочь в их преодолении.  Дидактический материал...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Педагогический мультимедийный музыкальный проект для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Сказки феи Музыкального королевства»

В проекте сказка приоткрывает для дошкольников с ОВЗ мир тайн и чудес. Одновременно с этим, практически во всех сказках поднимаются самые важные вопросы, которые на занятиях я обязательно проговариваю...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нём»

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровь...