Своевременная диагностика и психолого-медико-педагогическое сопровождение детей третьего года жизни, имеющих ограниченные возможности здоровья
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

Сумина Лариса Юрьевна

Методическая разработка  позволит не только своевременно выявить недостатки в физическом,  психическом и речевом развитии ребенка, но и помочь в их преодолении.  Дидактический материал адресован широкому кругу специалистов, работающих в области ранней комплексной помощи, а также родителям малышей. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бронникова Ф.З., учитель-дефектолог, руководитель ПМПК;  

Соловьева В.М., учитель-дефектолог, учитель-логопед;

Сумина Л.Ю., учитель-дефектолог

ТМПМПК г. Екатеринбурга

Своевременная диагностика и психолого–медико- педагогическое

сопровождение детей третьего года жизни,

имеющих  ограниченные  возможности здоровья

         В целях реализации права каждого человека на качественное образование создаются необходимые условия для полноценного развития, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе  социально – педагогических подходов, методов и способов, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) (ФЗ РФ «Об образовании», ст.5 п.5).                                                                                                                                                              

        В силу разных причин, большинство детей с ОВЗ (нарушением речи, психологического развития)  в образовательных организациях  нашего города получают коррекционную помощь с 4-5-6 лет в соответствии с Уставом образовательных  организаций. Дети с двух до трех лет, имеющие  ограниченные  возможности здоровья, должной помощи получают не в полном объеме. И таких детей немало, что подтверждают статистические данные территориальной  муниципальной  психолого – медико – педагогической комиссии. Поэтому был  создан  дидактический материал по выявлению и сопровождению детей раннего  возраста с нарушениями в развитии. Данный материал адресован широкому кругу специалистов, работающих в области ранней комплексной помощи, а также для  родителей малышей. Он используется специалистами ПМПК (логопедами, дефектологами, врачами - психиатрами, врачами-неврологами, педиатрами) на семинарах для воспитателей образовательных организаций города, в консультативной деятельности для педагогов и родителей малышей, которые обеспокоены  возникающими проблемами в развитии своих детей.

Данная методическая разработка позволяет не только своевременно выявить недостатки в физическом,  психическом, речевом развитии ребенка, но и помочь в их преодолении.

При подборе методик для психолого-педагогического обследования учитывался тот факт, что для ребенка раннего возраста ведущим способом усвоения опыта является подражание действиям взрослого, в дальнейшем – игра.  Потенциальный  уровень умственного развития (по определению Л.С. Выготского, зона ближайшего развития) является важным показателем перспектив развития ребенка под воздействием обучения и имеет большое дифференциально-диагностическое значение с точки зрения различения детей с задержкой психического развития и умственно отсталых. В связи с этим, исключительно важное значение приобретает ранняя дифференцированная диагностика отклонений в развитии. В случае поврежденного (дефицитарного) развития ребенка ранняя диагностика дает возможность максимально раннего начала коррекционно-педагогической работы, что является залогом успешного формирования компенсаторных механизмов, коррекции первично нарушенных психических и моторных функций.

В структуру представленного материала входят: показатели нормативного развития, цели обследования, методика его проведения, необходимый  стимульный материал, материал по психолого – педагогическому сопровождению детей третьего года жизни с примерным перечнем развивающих игр, заданий и упражнений, приложения. В приложении представлен практический материал по сопровождению ребенка: даны советы и рекомендации, как общаться с малышами (Приложения №1, №2, №3), как относиться к особенностям поведения  маленького человека (Приложение №4).

В настоящее время для родителей малышей  в продажу выпускается  очень много самых разных игрушек, пособий, книг. Чтобы не «потеряться» в этом разнообразии, предлагается примерных перечень игрушек для детей третьего (Приложение №5), , а также список произведений для чтения, рассказывания  малышам раннего возраста (Приложение №6).

Психолого – педагогическая диагностика развития детей третьего года жизни

Линия развития

Показатели

нормативного развития

Цель

исследования

Стимульный

материал

Методика

 выявления

1

2

3

4

5

Сенсорное развитие

- Выбирает по просьбе предмет заданного цвета;

- называет цвет предметов на картинках;

- выбирает по просьбе предметы разной величины (большой, средний, маленький);

- соотносит и выбирает предметы по просьбе;

- называет самостоятельно их форму (круг, квадрат, треугольник) (2 года 6 мес.);

-называет 4 основных цвета (к 3 годам).

Исследование умения:

- называть цвет предметов на картинках;

- выбирать по просьбе предметы разной величины, их цвет;

- различать основные цвета

 (к 3 годам)

Карты четырех цветов,  8 предметов разного цвета по 2 каждого цвета, но разной  формы.

Взрослый дает ребенку 4 карты, показывает, чередуя предметы, спрашивает, на какую карту положить предмет; ребенок подбирает предмета каждого цвета (2 года 6 мес.).

Взрослый показывает поочередно предметы и спрашивает, какого цвета. Ребенок называет каждый цвет хотя бы один раз (3 года).

Внимание

- Находит по картинке два отличия;

- находит по сюжетной картинке предмет с теми качествами, которые называют (цвет, форма, величина).

Исследование умения:

- находить по картинке два отличия;

- находить по сюжетной картинке предмет с теми качествами, которые  называют (цвет, форма, величина)

Сюжетные картинки. Предметы различной формы, цвета, величины.

Выкладываются  сюжетные картинки с двумя отличиями. Ребенку нужно назвать эти отличия.

Память

- Запоминает 3-4 предмета, изображенные на картинке;

- запоминает и воспроизводит 3 слова, сказанных взрослым.

Исследование умения запоминать слова, игрушки,  предметы, изображенные на картинке

Игрушки.

Предметные картинки

Перед ребенком выкладывают игрушки (предметные картинки), называют их.  Закрывают их ширмой. Затем просят ребенка назвать игрушки (предметные картинки).

Речь                                            

- Возрастает потребность в общении с окружающими, улучшается понимание речи;

- словарный запас увеличивается в 3 – 4 раза;

 - появляются бессоюзные сложные предложения, позднее с союзами (а, то, потому что);

- появляются простые предлоги (в, на, у,  с, за);

 - в речи появляется больше  прилагательных, обозначающих  цвет; форму, размер;

- начинает согласовывать существительные с глаголами, усваивать  падежные окончания, иногда приставки;

- нередко выпадают звуки при стечении согласных;

- строит предложение из трех и более слов;

- повторяет за взрослым

 двустишия, может воспроизводить короткие стихи, воспринимать небольшие по объему сказки;

- начинает употреблять сложноподчиненные предложения;

- уходят физиологические смягчения.

Исследование умения:

- понимать ребенком обращенную речь, словесные инструкции

Слуховой раздражитель (речь окружающих).

Зрительный раздражитель  (предметные картинки).

Игрушки

Во время игры, беседы и различных режимных моментов взрослый наблюдает за произношением, за тем, как ребенок сопровождает свои действия словами и использует предложения разной конструкции. Ребенку предлагается выполнить те или иные игровые действия  с имеющимися предметами. Например: «Возьми мяч, дай куклу».

Определение  звукопроизносительных возможностей ребенка

Предметные картинки

В игровых ситуациях взрослый предлагает ребенку повторить   отдельные звуки.

При необходимости могут быть использованы предметные картинки.

Определение возможностей ребенка в различении слов, отличающихся одним звуком

Картинки, изображающие слова, различающиеся одним звуком (кит -кот)

Взрослый попарно выкладывает перед

ребенком соответствующие

картинки и предлагает ему показать ту, которую он назовет. Инструкция: «Посмотри на эти картинки. Это кто? (кит, кот).  Покажи, где кот? Покажи, где кит?»

Определение  объема активного лексикона у ребенка

Предметные, сюжетные картинки.

Игрушечные животные.

Взрослый задает ребенку вопросы, при необходимости  использует игрушечных животных или их изображения: Как лает собака? Как кричит петух? и т.д.

Определение  возможностей ребенка в воспроизведении слов разной слоговой структуры.

Предметы.

Предметные

картинки

Ребенку предлагается назвать предметы или изображения на предметных картинках, игрушки.

Исследование возможностей ребенка в различении существительных единственного и множественного числа

Игрушки.

Предметные картинки

Взрослый выкладывает сравниваемые предметы и предлагает ребенку показать то, что назовет.

Инструкция: «Покажи то, что я назову: матрешка (матрешки), мяч (мячи)» и т.д. 

Исследование возможностей ребенка в различении существительных единственного и множественного числа

Игрушки.

Предметные картинки

Взрослый выкладывает сравниваемые предметы и предлагает ребенку показать то, что назовет.

Инструкция: «Покажи то, что я назову: матрешка (матрешки), мяч (мячи)» и т.д. 

Исследование уровня сформированности грамматических конструкций

Ребенку предлагается выполнить игровые действия  с игрушками (Возьми мяч из коробки.  Положи мяч на стол, у стола ….. ).

Конструирование

По показу или самостоятельно делает простые постройки и называет их (гараж, предметы мебели и т.д.)

Исследование  умения делать постройки и называть их

Строительный материал (палочки, кирпичики, кубики)

Ребенку предлагается по показу и самостоятельно выполнить какую – либо постройку:

2 – 2, 5 года:

- дорожку из кирпичиков;

- башню из 2 кубиков,

 - лесенку из 3 кубиков;

2, 5 – 3 года:

-  узкую или широкую дорожку;

- 2 постройки из кубиков и кирпичиков (стол, стул),

-диванчик из 3 кубиков, кирпичиков, поставленных вертикально

Движения

- Ходит в заданном направлении, обходит предметы;

- приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, которые лежат на полу (палка, кубики на расстоянии 20 см)  (2 года 6 мес.);

- переступает через препятствия высотой 10-15см чередующимся шагом (3 года).

Исследование умения:

 -ходить в заданном направлении, обходить предметы, перешагивать через них;

- перешагивать через препятствия.

Кубики или другие предметы (высотой 10—15 см)

Взрослый расставляет предметы и предлагает ребенку обойти их, перешагнуть через препятствие.

Взрослый наблюдает,  как ребенок ходит в заданном направлении.

Игра

- Проявляет интерес к игрушкам;  в игре действует взаимосвязанно, последовательно,  выполняя  2 - 3 действия (например: кормит куклу, укладывает спать, гуляет)  (2 года 6 мес.);

- в играх исполняет соответствующую роль (3года).

Исследование умения:

- выполнять действия, связанные между собой;

- выбирать  сюжет игры, оречевлять свои действия.

Игрушки для сюжетных игр

Перед ребенком выкладывается кукла, детская посуда. Предлагается покормить, напоить куклу.

 Взрослый наблюдает за игрой ребенка.

Навыки и умения

- Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки (2 года 6 мес.);

- одевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого;

 - застегивает пуговицы, завязывает шнурки.

Исследование уровня сформированности навыка самообслуживания

Одежда и обувь ребенка

Взрослый наблюдает за ребенком во время одевания после сна, на прогулку и в ходе других режимных моментов.

Психолого – педагогическое сопровождение

как основной компонент оказания помощи ребенку

        Развитие ребенка зависит  от  условий,  в которых протекает  его  жизнедеятельность.  Те или иные проблемы, возникающие при овладении  новыми  способами  действий трехлетнего ребенка, могут проявиться и в более раннем возрасте (см. Приложение № 1). Поэтому необходима своевременная консультация специалистов: врачей и педагогов. Это в первую очередь: педиатр, невролог, отоларинголог, офтальмолог. Врачи при осмотре могут выявить нарушения и при необходимости направить к более узким специалистам в поликлинику или психолого – медико – педагогическую комиссию:

при нарушении слуха – к сурдологу, сурдопедагогу;

при нарушении опорно-двигательного аппарата – к хирургу,  к ортопеду;

при нарушении зрения – к тифлопедагогу; 

при нарушении восприятия, эмоциональной сферы, внимания, мышления, памяти, речи – к дефектологу, логопеду.                                    

В раннем возрасте семья для ребенка - это первая, иногда почти единственная среда, формирующая его образ жизни. Поэтому именно «родители обязаны заложить в ребенке основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности». (Закон РФ «Об образовании», ст.44  п.1)  

Как правильно построить общение с ребенком со сниженным слухом

  • Разговаривая с ребенком, убедитесь в том, что он видит ваши губы. Для него очень важно читать по губам.
  • Если вы хотите обратить внимание ребенка на игрушку (или предмет), поднесите ее к губам и рассказывайте о ней, удерживая ее на уровне рта.
  • Разговаривайте с ребенком, приближая губы на расстояние 10—15 сантиметров от уха малыша или повышая силу голоса.
  • Не бойтесь пользоваться смысловыми жестами. Вы можете придумать целую систему жестов, понятную только вам и вашему ребенку. Эти жесты не имеют ничего общего с «языком глухих», которого опасаются многие родители. Они помогут вашему ребенку научиться понимать смысл многих слов и общаться с вами, пока он не научится говорить.
  • Дополнительным средством, которое поможет вашему малышу понять обращенную к нему речь, может стать богатая мимика. Утрированные мимические выражения радости, испуга, восторга, страха позволят ребенку лучше понять, что вы хотите ему сказать.
  • Учите ребенка выражать свои желания и потребности, используя доступные ему средства общения — жесты, мимику, интонацию, слова.

Как правильно построить общение с ребенком с нарушенным  зрением

  • Очень важно обеспечить безопасность окружающего пространства. Место для игр малыша расположите рядом с собой: вы будете наблюдать за ним и всегда сможете ему помочь.
  • Если вы заметили, что ваш малыш играет с опасным предметом или занимается опасным занятием, заберите у него этот предмет или отведите ребенка в безопасное место. Негромко, но твердо скажите малышу, что так делать нельзя. Не кричите на малыша, ведь он не понимает, что ему грозит опасность.
  • Игрушки ребенка должны быть ярких контрастных цветов, издавать различные звуки. Педагоги, работающие с незрячими детьми, говорят о том, что ребенка надо учить «видеть» тактильно (трогать и ощупывать предметы руками), а также слушать звуки, которые издают предметы. Это необходимо для того, чтобы малыш получил представление о реальной действительности.
  • Давая ребенку предметы и игрушки, громко и четко называйте их, объясняйте назначение того или иного предмета. Это помогает ребенку
    накапливать знания об окружающем мире и учиться взаимодействовать с различными объектами. Слепому малышу нужно много раз назвать и дать потрогать предмет, чтобы он смог представить его. Кроме того, ребенку необходим большой конкретный опыт, он должен пережить много разных ситуаций, чтобы понять реальную действительность.
  • Не забывайте, что большое количество дополнительной информации о предмете мы получаем с помощью обоняния и вкусовых ощущений. Когда мы смотрим на яблоко, мы представляем, как оно пахнет и его вкус. При знакомстве  ребенка с предметом не упускайте возможности одновременно стимулировать развитие разных органов чувств.
  • Разговаривая с ребенком, кладите его ручки на свои губы,  чтобы он смог ощутить вашу артикуляцию, например движение ваших губ в момент произнесения звука [б]. Для того, чтобы научить ребенка произносить звуки, проговаривайте их четче, громче и медленнее, чем обычно. Только так малыш сможет запомнить, как произносятся звуки. Легко учить ребенка произносить звуки так называемой «видимой» артикуляции, которую можно ощутить еще и тактильно (гласные, согласные [б], [п], [в], [т] и др.).
  • Если вы начнете стимулировать зрение малыша как можно раньше, ваш ребенок сможет оптимально развиваться. Зрение в значительной степени управляет моторикой, поэтому постоянно побуждайте ребенка ползать, стоять, ходить и т. д.
  • Помогайте малышу общаться с ровесниками. Расскажите ему о ребенке, который находится рядом с ним. Попробуйте организовать несложную совместную игру, в которой может принять участие и ваш ребенок.

Как правильно построить общение с ребенком

с ранним органическим повреждением головного мозга

  • Дети с повреждением мозга более капризны, раздражительны, плаксивы, поскольку они более чувствительны к изменениям режима дня и кормления, яркому свету, посторонним шумам, перемене погоды,  колебаниям температуры воздуха. Такая повышенная чувствительность создает большие неудобства. Ухаживая за ребенком, старайтесь сохранять ровное, спокойное настроение и не раздражаться, если малыш беспокоится или капризничает. Не забывайте, что дети тонко чувствуют эмоциональное состояние родителей. Ваше беспокойство и раздражительность могут передаться малышу.
  • Как можно раньше привлекайте других людей к уходу за ребенком. Это могут быть отец ребенка, бабушка или приходящая няня. Малыш должен научиться позволять кому-то еще ухаживать за ним. Если вам придется отлучиться, он не будет капризничать и нервничать. Если среди родственников или близких нет человека, который смог бы это сделать, вы можете договориться с родителями ребенка с такими же проблемами и на какое-то время подменять друг друга.
  • Ваш ребенок может не различать, когда с ним разговаривают и улыбаются. Но это не значит, что вы должны перестать учить его этому. Продолжайте брать ребенка к себе на руки и, приблизив его лицо к своему, разговаривать с ним, произносить звуки, пытаться вызвать его улыбку. Вашему малышу может потребоваться гораздо больше времени, чем обычно, чтобы научиться общаться с вами.
  • У вашего ребенка может отсутствовать стремление изучать окружающий мир- он не протягивает руки к игрушке, чтобы потрогать ее или поиграть с ней. Даже если вы поднесете игрушку к малышу, он может не обратить на нее внимания. Помогите ребенку дотронуться до игрушки, расскажите ему об этой игрушке, покажите, как можно с ней играть. Необходимо знакомить ребенка с окружающими предметами и игрушками, хотя вам может казаться, что малыш не понимает вас. Возможно, вашему малышу придется много раз увидеть и потрогать игрушку, прежде чем он захочет взять ее самостоятельно.

Раннее выявление проблем в развитии ребенка и своевременное медико – психолого - педагогическое сопровождение позволит ослабить, а в отдельных случаях и предотвратить последствия того или иного отклонения в развитии, поможет вырастить человека, способного активно участвовать в жизни общества.

В Конвенции ООН «О правах ребенка» подчеркивается необходимость создания благоприятных условий для физического, умственного, нравственного, духовного развития, самоопределения и становления личности ребенка. В этой связи сопровождение детей раннего возраста приобретает особую значимость и актуальность. Поддержка ребенка с ограниченными возможностями здоровья не эффективна без  тесного сотрудничества родителей, медиков и специалистов дошкольных учреждений.

      С ребенком, у которого есть нарушения в развитии, нужно проводить те же игры и занятия, что и с обычно развивающимися детьми, только они будут немного отличаться  в зависимости от нарушения. Например, если у ребенка проблемы со слухом, необходимо опираться, в основном, на зрительный опыт ребенка, если у малыша проблемы со зрением — на слуховые и тактильные ощущения, обоняние.

        Практические советы родителям и предлагаемый комплекс заданий, игр, упражнений по развитию ребенка раннего возраста предложены  Венгером Л.А., Стребелевой Е.Л., Борисенко М.Г., Лукиной Н.А., Балобановой В.П., Жуковой О.С., Дмитриевой В.Г. и др. В игру можно превратить любое занятие, любую процедуру по уходу за ребенком, главное — не бояться фантазировать.         Многие  из этих игр могут показаться знакомыми, ведь они  родом из детства. Предлагая их малышу, в зависимости от ситуации, можно  придумывать новые правила, привносить что-то свое.

С чего начинать?

  • Прежде всего, нужно помнить, что нельзя  предлагать ребенку игры, задания, если он голоден, болен, чем-то занят, не настроен на контакт.
  • Установите эмоциональный и зрительный контакт с  ребенком.
  • Общаясь с ребенком, называйте его и окружающих ласково, постарайтесь голосом и интонацией передать малышу свою любовь, чтобы он чувствовал себя защищенным.    

Обучение и воспитание ребенка будут успешными, если:

  • точно и правильно воспринимать «сигналы» ребенка  и должным образом реагировать на них;
  • обеспечить безопасность ребенку; 
  • установить контакт «глаза в глаза»; 
  • располагать ребенка так, чтобы ему было легко доставать и брать игрушку;  
  • привлекать внимание ребенка к игрушке или действию с предметами;
  •    дать малышу время хорошо рассмотреть игрушку и поиграть с ней;
  •  делать небольшие перерывы и  чаще хвалить ребенка; 
  •    менять игрушки или действия с игрушками.   
  •    помогать ребенку выполнять некоторые сложные действия.

                Каждый взрослый может руководствоваться в своей деятельности общими правилами игр, сформулированными Никитиным Б.П.:

  1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому.
  2. Не доводите занятия играми до пресыщения.
  3. Дайте малышу возможность думать, действовать самостоятельно. Наберитесь терпения: подсказка останавливает развитие ребенка, воспользоваться ею, значит, сделать что-то за счет чужой силы, чужого ума.
  4. Начинайте с посильных задач, с простых, ведь успех в начале деятельности очень важен.
  5. Наблюдайте за ребенком и двигайтесь от простого к сложному, возможно, малыш сам  начнет выбирать задания и подыскивать себе задачу по силам.
  6. Увлечения приходят волнами, поэтому на некоторое время о той или иной  игре можно забыть.
  7. Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» узорам, моделям, фигурам, рисункам.
  8. Не сдерживайте двигательную активность ребенка.
  9. Больше хвалите малыша за успехи.
  10. Обстановка должна быть непринужденная, свободная.

Помните о том, что ребенок должен заниматься с удовольствием, ему должно быть интересно! Это необходимо для того, чтобы малыш мог продвигаться дальше в приобретении новых умений и навыков. Предлагаемый комплекс игр и занятий адресован, прежде всего, родителям малыша и воспитателям ДОУ.

Примерный перечень развивающих игр для детей третьего года жизни

Цель: продолжить развитие эмоциональной сферы,  зрительного и слухового восприятия, внимания, мышления, памяти, двигательной активности,  моторики, координации, речи

 «Лови шарик»

        Задание направлено на установление контакта и сотрудничества (желание играть)  ребенка со взрослым, на понимание ребенком словесной инструкции, прослеживание за двигающимся предметом, развитие мелкой моторики

Взрослый кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!» Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: «Кати!» Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза. Если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать.  

        Катать шарик можно по любой поверхности (по столу, полу и т.д.). Подобное задание на свежем воздухе можно выполнять с мячом.

Различение понятий «большой», «маленький» 

        Задание направлено на развитие  мышления, ориентирования ребенка на величину предметов, развитие мелкой моторики, целенаправленности действий, речи.

        Возьмите две игрушки, отличающиеся по размеру, например большую и маленькую игрушечные собачки. Поговорите с малышом об этих игрушках: «Смотри, к тебе в гости пришли две собачки. Это — большая. Послушай, как она громко лает: «ав-ав-ав!» А это маленькая. Она лает тихо. Давай посадим их в домики (машины)».

        Из двух картонных коробок, отличающихся по размеру, сделайте два домика, вырезав в боковых стенках отверстия. Объясните ребенку: «Большую собачку мы посадим в большой домик, а маленькую собачку — в маленький домик». Покажите малышу, как это сделать. Затем достаньте игрушки из коробки и предложите повторить ваши действия. Протягивайте малышу по одной игрушке, называя ее размер: «Вот тебе большая собачка. В какой домик ты ее посадишь?» Если ребенок пытается посадить большую собачку в маленькую коробку или наоборот, терпеливо объясните ему: «Посмотри, большая собачка не помещается в этот домик. Давай попробуем посадить ее в этот большой домик» или: «Этот домик слишком большой для маленькой собачки, давай попробуем посадить ее в домик поменьше».

        Учите малыша сортировать разные по размеру предметы — большие и маленькие мячи, ложки, кубики.

Учите ребенка показывать на картинках и в книжках большие и маленькие предметы, после того как вы назовете их.

«Больше – меньше»

Игра развивает логику, речь, мышление.

Предложите малышу сравнить известные ему предметы. Например: мышка – кошка. Кто больше?

        Ребенок должен ответить «мышка меньше, чем кошка» или «кошка больше, чем мышка».

        Другие пары для сравнения: «папа – сын», «дерево – цветок», «чайник – чашка», «слон – муравей» и т.д.

 Разборка и складывание матрешки

        Задание направлено на развитие умения подражать действиям взрослого,  мышления, целостного восприятия, развитие мелкой моторики, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий, речи.

Ребенку показывают двухсоставную (трехсоставную)  матрешку и просят ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, то взрослый берет еще одну двухсоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую. После этого  ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно. 

Разборка и складывание пирамидки

        Задание направлено на развитие  мышления, целостного восприятия, развитие мелкой моторики, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий, речи.

Взрослый предлагает ребенку разобрать пирамидку из трех (четырех) колец. Если ребенок не действует, взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает ребенку собрать ее. Если ребенок не начинает действовать, взрослый начинает подавать ему кольца по одному, каждый раз указывая жестом, что кольца нужно надеть на стержень, затем предлагает выполнить задание самостоятельно.

«Краски разные нужны»

Задание развивает изобразительные навыки, мелкую моторику, восприятие цвета, память.

        Взрослый показывает, как нужно раскрашивать карандашом, фломастером,  кисточкой, пальчиком и т.д. Затем просит найти карандаш (фломастер) определенного цвета в зависимости от задания. Предлагает закрасить огурец или листок зеленым, солнце – желтым и т. д.

Рисовать, не выходя за контур, ребенку еще трудно. Точность движений вырабатывается постепенно.

Разрезные картинки

        Задание направлено на развитие  мышления, целостного восприятия, развитие мелкой моторики, речи.

Взрослый показывает ребенку две (три) части разрезанной предметной картинки, составляет из них целую. Затем просит малыша: «Сделай целую картинку». В тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, взрослый сам накладывает часть разрезанной картинки на целую и просит ребенка добавить другую. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно. 

Конструирование из палочек  («молоточек» или «домик»)

Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия, на понимание речевой инструкции, развитие мелкой моторики, умения ребенка действовать по подражанию, показу.

Перед ребенком выкладывают четыре или шесть плоских палочек одного цвета, строят из палочек фигуру «молоточек» или «домик». Затем просят его сделать так же: «Построй, как у меня».

Если ребенок по показу не может создать «молоточек», взрослый  просит выполнить задание по подражанию: «Смотри и делай, как я». Затем снова предлагают ребенку выполнить задание по образцу. В случае неудачи взрослый выполняет задание, подбодряя малыша, взяв руку ребенка в свою. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

        «Нарисуй» (дорожку или домик).

Задание направлено на понимание речевой инструкции, развитие мелкой моторики, ориентировки  на листе бумаги.

         Вместе с ребенком рисуют домик, называют его части: домик, крыша домика, окошко. Рядом проводят извилистую линию (дорожка). Ребенку дают лист бумаги и карандаш и просят порисовать: «Нарисуй дорожку», «Нарисуй домик». Если ребенок по показу не может создать «молоточек», взрослый  просит выполнить задание по подражанию: «Смотри и делай, как я». Затем снова предлагают ребенку выполнить задание по образцу. В случае неудачи взрослый выполняет задание, подбодряя малыша, взяв руку ребенка в свою.

«Я поливаю цветы»

        Задание развивает навыки самообслуживания, трудолюбие, заботливость.

Предложите малышу налить воду в лейку или небольшую пластиковую бутылочку. Покажите, как поливать цветы. Взяв ребенка на руки, поднесите его к горшкам с растениями. Пусть  попробует полить цветы.

«Конкурс архитекторов»

Игра развивает мелкую моторику, речь, наблюдательность, фантазию, творческие способности.

Предложите малышу построить многоэтажный дом, замок, похожий на те, что построили вы. Сравните оба сооружения и похвалите юного строителя. Используйте детали конструктора, различающиеся по форме и цвету, чтобы ребенок не боялся фантазировать, учился выбирать необходимые детали.         

        В игрушечном городке могут проживать самые разные животные и куклы. Развивайте фантазию малыша, предлагая ему интересные сюжеты для игр. Задавайте ему вопросы, чтобы малыш рассказал, кто живет в волшебном городке.

 «Рисуем по манке»

        Игра развивает мелкую моторику, речь, фантазию, творческие способности.

Рассыпать на одноцветном подносе манку (соль разного калибра, песок и т.д.) предложить нарисовать пальчиком разные фигуры (солнышко, домик и т.д.). Если ребенок затрудняется, взрослый вначале сам показывает; затем берет ручку ребенка в свою, рисуют вместе. Ребенку предлагается называть то, что появляется на подносе.

«Золушка»        

Игра развивает мелкую моторику, речь, фантазию, творческие способности.

Смешайте в мисочке немного гороха, фасоли, предложите ребенку рассортировать их. Можно показать малышу, как брать их – тремя пальцами.

        Если ребенку не по силам это задание, можно сортировать крупные разноцветные макаронные изделия. В дальнейшем можно предложить сделать бусы, нанизав макаронные изделия на шнурок и раскрасив их. Нанизывать на веревочку, шнурок можно различные предметы: сушки, кольца и т.п.        

«Зайчики и белочки» 

        Игра развивает мелкую моторику, речь, память, мышление.

Понадобятся игрушечные белочка и зайчик, их любимая еда (вырежьте из картона морковки, орехи, по 5-6 шт.). Перемешайте картинки, попросите малыша отнести  их зверькам: «Дай покушать зайчику. Что он любит? Угости белочку. Что она ест?»

«Угадай!»

        Игра развивает мелкую моторику, речь, мышление.

Приготовьте разрезанные пополам предметные картинки (стол, яблоко, машина и т.д.). Покажите половину изображения, попросите угадать, что здесь нарисовано. Затем предложите доложить недостающую часть. Картинку можно не разрезать, а прикрывать часть ее листком бумаги.

Задание  в дальнейшем можно усложнять, показывая не половину, а треть, четверть картинки.

 «Бывает – не бывает»

        Игра развивает внимание, речь, память, мышление.

По дороге в детский сад, на прогулке, в очереди  к врачу  т.д. можно предложить ребенку поиграть в эту игру.

«Хлеб бывает мягким. А что еще  мягкое?»

«Что бывает круглое? Что бывает острое? Что бывает жидкое?» И т.д.

        Предложите ребенку самому задавать вам подобные вопросы. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает свойства предметов.

«Что за зверь?»

        Игра расширяет кругозор, развивает речь, мышление, логику.

Познакомьте ребенка с игрушками (волк, заяц, лиса и т.д.) или с их изображениями на картинках, опишите этих животных. Предложите малышу угадать по описанию, какого зверька вы загадали. Сначала называйте главные признаки, затем – уточняющие. Например:

серый, злой, зубастый, голодный (волк);

серенький, трусливый, длинноухий (заяц);

колючий, маленький, коротконогий, трудолюбивый (ежик);

длинная, безногая, ядовитая (змея);

рыжая, пушистая, проворная, хитрая (лиса);

косолапый, большой, неуклюжий (медведь).

 «Инсценируй сказку»

        Игра развивает речь, память творческие способности.

Прочитайте сказки «Теремок», «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» и др. К сказкам можно купить или сделать самим действующих героев. Инсценируйте сказку, сочиняйте, выполняйте действия героев, проговаривайте. Ваша цель – оживить сказку, вовлечь малыша в сюжет, научить его объяснять и проговаривать действия персонажей.

«Как тебя называть?» 

Игра развивает мелкую моторику, речь, память.

Читайте стишок, показывая свои пальцы, чтобы малыш запомнил их названия:

Палец толстый и Большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Показал ему дорогу.

Палец Средний - самый меткий,

Он снимает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А Мизинчик – господинчик

                                                                            В землю косточку сажает.

Повторяя стишок, перебирайте пальчики малыша. Предложите малышу показывать пальчики, когда вы расскажете потешку еще раз.

«Какой игрушки не хватает?»

Игра развивает память, наблюдательность.

Разложите перед ребенком 3 – 4 игрушки. Пусть малыш рассматривает их в течение минуты, затем попросите его отвернуться. Уберите 1 игрушку, остальные переставьте местами. Попросите малыша сказать, какой игрушки не хватает.

С возрастом количество игрушек увеличивается до 5 – 6.

«Что сначала, что потом»

        Игра развивает речь, мышление, логику.

Познакомьте ребенка с понятиями «сначала», «потом».

        Предложите продолжить фразы: «Сначала человек ложиться спать, потом ….. (встает)», «Сначала чай наливают, потом ….. (пьют)», «Сначала самолет взлетает, потом ….. (летит)», «Сначала птичка откладывает яичко, потом ….. (появляется  птенец)».  Естественно, чем младше ребенок, тем проще смысл фраз.

        Произнесите «неправильные» фразы, в которых нарушена последовательность действий или смысл, например: «Сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить», «Сначала у собачки рождается щенок, а потом из щенка вырастает большой кот» и т. д.        Когда малыш освоится, поменяйтесь ролями: ребенок начинает фразу, а вы продолжаете.

«Съедобное – несъедобное»

        Игра развивает сообразительность и реакцию.

Игроки выстраиваются в ряд. Водящий с небольшого расстояния бросает каждому по очереди мячик, называя какой–нибудь предмет. Если это что-то съедобное мячик нужно поймать, если нет – отбить (или просто не ловить мяч).

        Когда подряд называются съедобные предметы, то легко запутаться, внезапно услышав слово, обозначающее что-то несъедобное. Детям очень нравится, когда кто-то случайно «съест» машину или откажется от вкусного мороженого.         

        Воспитание – это длительный процесс, который не может дать немедленных результатов. Поэтому будьте терпеливы.  Помните, что воспитание ребенка начинается с его рождения, и нельзя терять ни минуты.  Создавая необходимые условия для полноценного развития, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, важно помнить, что главное - сделать ребенка счастливым!

Приложение № 1

Памятка для родителей,  имеющих детей до одного года

На что необходимо обратить  внимание:

  • вялый сосательный рефлекс или его отсутствие;
  • ранний отказ от грудного вскармливания (возможно,  у ребенка ослаблены,   паретичны мышцы, принимающие активное участие в сосательном акте);
  • если дети в грудном возрасте часто «захлёбываются» пищей (возможно, это вызвано слабостью нёбно-глоточного затвора, что может придать голосу ребёнка назальный оттенок);
  • капельки пота над верхней губой при сосании;
  • короткая уздечка языка (может привести к затруднению грудного вскармливания, а в дальнейшем  - к нарушению звукопроизношения);
  • постоянно приоткрытый рот; подтекание молока по уголку губ;
  • крик без видимых причин;
  • если крик слабый, монотонный, немодулированный;
  •  повышенный или пониженный тонус отдельных групп мышц;
  •  мелкие гиперкинезы (дрожание);
  •  необычные позы при лежании на спине;
  •  не реагирует на звучащие игрушки и голоса родных;
  •  сглаженность носогубных складок, спастичность (напряжённость) верхних конечностей;
  •  неумение следить за движущейся яркой игрушкой (объясняется слабостью глазодвигательных нервов);
  •  отсутствие гуления, его неинтонированность;
  •  запаздывание лепета или лепет характеризуется монотонностью, отсутствием эмоциональной окраски.

Если Вы заметили у своего ребенка перечисленные признаки, то следует проконсультироваться у врачей (невролога, хирурга, отоларинголога, офтальмолога и др.).

Приложение № 2

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Е с л и       в а ш       р е б е н о к

- не обращает внимания на звуки и речь окружающих взрослых,

- а в раннем возрасте после гуления замолчал;

- к 2 годам произносит несколько слов;

- к 3 годам  не говорит предложениями;

- плохо понимает речь окружающих;

- говорит малопонятно;

- пользуется жестами;

- обращает внимание на губы говорящего;

- не может заучить стишок или рассказать сказку;

- не проявляет интереса к чтению книг;

- испытывает трудности в восприятии цвета, формы, величины,

вам   необходимо  получить  консультацию:

  • учителя – логопеда
  • учителя – дефектолога
  • сурдопедагога
  • детского врача-невролога
  • детского психиатра

Е с л и       в а ш       р е б е н о к

- испытывает затруднения при общении со взрослыми и сверстниками;

- излишне тревожен и боязлив;

- чрезвычайно подвижен, часто проявляет непослушание;

- своим поведением ставит Вас  в тупиковые ситуации, 

вам   необходимо  получить  консультацию:

  • педагога – психолога
  • врача-невролога
  • детского психиатра

Приложение №3

Как общаться с ребёнком  третьего года жизни

2 года

  • Не разрешайте ребёнку подолгу сидеть у телевизора, поскольку он должен как можно больше двигаться.
  • Не оставляйте его у телевизора одного, смотрите детские фильмы или передачи вместе с ним и обсуждайте их.
  • Предоставляйте ему право выбирать, что же он хочет посмотреть.
  • При повышенной активности ребёнка как можно больше занимайте его различными делами, а именно, пусть кидается мягкими игрушками, бьёт по кастрюле, прыгает под музыку, бегает. Поощряйте также спокойные игры, например, предложите полепить из пластилина или порисовать.
  • Для тихого ребёнка организуйте прогулки так, чтобы он как можно больше общался с ровесниками. Однако всегда оставайтесь поблизости и обеспечьте ему поддержку.

2, 5 года

  • Сходите с ребёнком на кукольный спектакль, в цирк или в кинотеатр на мультфильм.
  • Купите ребёнку в зависимости от времени года велосипед или сиденье для катания.
  • Начните приучать малыша к тому, что он не всегда первый и главный, что нужно считаться и с окружающими.
  • Обучайте словам «нельзя», «не делай» и «не трогай».
  • Учите ценить вещи.

Приложение № 4

Как относиться к особенностям поведения  ребёнка третьего года жизни

Особенности поведения

Что делать

Бьётся
головой и
дёргает себя
за волосы

  • Не беспокойтесь, подобная «успокоительная» деятельность нормальна. Таким способом энергичный малыш успокаивает себя и снимает возбуждение. К трём годам это проходит.
  • Не принуждайте малыша отказываться от подобных привычек. Предложите ему какую-нибудь другую игру, чтобы дать выход накопившейся энергии. Например, дайте пластмассовые ложку и коробку, чтобы по ней стучать, пластмассовый молоток или надувную игрушку.

Всё настырно требует,
не хочет
ждать

  • Терпите, дети не имеют представления о времени. Любимую игрушку они хотят получить тотчас же, они не умеют ждать.
  • Старайтесь отвлекать, не раздражайтесь.
  • Убирайте с  глаз ребёнка те вещи, которые не хотите ему давать.

Мешает
беседовать
с гостями
и разговаривать по телефону

  • Старайтесь говорить по телефону тогда, когда ребёнок спит.
  • Отвлекайте его, дайте любимую игрушку.
  • Не делайте замечаний и не раздражайтесь, это бесполезно, ребёнок только заплачет.
  • Во время разговора возьмите малыша на руки, прижмите к себе.
  • Уважайте своего ребёнка. Если вы заняты с ним, то попросите перезвонить и максимально сократите беседу. А если к вам неожиданно пришли гости, то попросите их немного подождать, пока вы не закончите дела с ребёнком.

Капризничает, когда
ложится
спать

  •  Отрегулируйте режим  дня.  Перенесите время сна.
  • Посидите несколько минут рядом.
  •  Повесьте более плотные занавески.
  •   Дайте в кровать любимую игрушку.
  • Когда будете выходить из комнаты, уложив ребенка, не оглядывайтесь несколько раз, чтобы не привлекать его внимания.

Проявляет
сильный
характер:
упрямый,
настойчивый,

темпераментный

  • Смиритесь с появлением сложной личности в доме. Есть люди, которые все свои чувства выражают в экстремальной форме. Возможно, у вас именно такой ребёнок. Он, скорее всего, будет интересным и активным человеком.
  • Не ругайте малыша, он не виноват, что у него сильный и властный характер, ему и самому трудно.
  • Принимайте его таким, каким он родился. Постоянные нравоучения лишь озлобят его.
  • Попытайтесь превращать его недостатки в достоинства.

Грустный,
серьёзный,
молчаливый,
робкий

  • Создавайте комфортные условия. Таков темперамент ребёнка. Шутите с ним, почаще улыбайтесь.
  • Побольше играйте, шалите с ним.
  •  Возможно, у вас дома все довольно молчаливы.

Приложение №5

Перечень игрушек и пособий для обследования и развития
познавательной деятельности и речи  детей третьего года жизни

Игрушки и пособия

Назначение

  • Игрушки - животные, стилизованные под куклу и имитирующие ребёнка (свинья в платье, мишка в штанишках, собачка в шапочке и др.)

Расширение игровых возможностей при наблюдении за действиями кукол. Включение игрушек животных в игровые ситуации (животные ходят, танцуют).

  • Реалистические игрушки (птицы и животные), в том числе озвученные (поющий петушок, мычащая корова и т.п.)

Формирование первых обобщений в действиях с предметами.

Ознакомление с животным миром, активизация звукоподражаний.

  • Заводные игрушки-забавы (мишка, играющий на балалайке; танцующая собака), русские народные дидактические игрушки и игрушки, выполненные в народном стиле (кольца большого размера, матрёшки, деревянные шары, яйца и пр.).
  • Игрушки-двигатели (каталки разной формы, каталки-гремушки, коляски и тележки; автомобили (15-20 см) и пр.)

Ознакомление и расширение впечатлений о предметах, обладающих различными свойствами и возможностями превращений.

  • Игрушечные музыкальные инструменты (бубен, колокольчик, погремушки, бубенчики, барабан, дудочка, металлофон, свистульки, деревянные ложки, шуршащие султанчики, балалайка, гармошка и пр.)

Обогащение слуховых ориентировочных реакций звучаниями различных инструментов.

  • Кукольная мебель (стол, стулья, буфет, кровать, гардероб и пр.). Кукольные постельные принадлежности (матрац, подушка, одеяло, простыня, и пр.).
  • Кукольная посуда (ложки, чашки с блюдцами, тарелки, кастрюля, чайник, сковорода). Игрушечные предметы быта.

Инсценировки («Кукла Нина принимает гостей», «Кукла Нина ложится спать» и т.п.).

Ознакомление с предметами быта, их функциональным назначением.

  • Дидактическая кукла (40-50 см). Кукла, снабженная всеми предметами нижней и верхней одежды ребёнка, используемая в разные сезоны, а также аксессуарами (носовые платки, бусы, ленты, броши и пр.).
  • Кукла-мальчик (рубашка, штаны), кукла-девочка (платье или кофточка и юбочка).
  • Наборы «Доктор», «Парикмахер». Театры разного типа (настольный, «бо-би -бо», и «пальчиковый», кукольный и пр.) Домик (избушка) для показа фольклорных произведений, ширма и пр.

Ознакомление с названиями предметов одежды ребёнка. Беседы с детьми о сезонных изменениях погоды и о соответствующем изменении одежды людей.

  • «Чудесные мешочки» («хлопушка», фонарик и пр.) Пирамидки 3-6 колец. Матрешки (2-4-6 составных частей) Коробки форм (различной величины из разного материала)

Формирование умения узнавать предметы на ощупь и распознавать их.

Приложение № 6

Примерный перечень для чтения и рассказывания  детям от 2 до 3  лет

Русский фольклор

Песни, потешки, заклички. «Наша Маша маленька…», «Наши уточки с утра…», «Пошел котик на Торжок…», «Чики, чики,чикалочки…», «Солнышко, ведрышко…», «Ой ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу», «Из-за леса, из-за гор…», «Огуречик, огуречик...», «Заяц Егорка…», «Бежала лесочком лиса с кузовочком…».

Сказки.   «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», «Маша и медведь» обр. М. Булатова.

Фольклор народов мира

«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Котауси и Мауси», англ., обр. К. Чуковского; «Бу-бу, я рогатый», лит. обр. Ю. Григорьева; «Ой ты, заюшка – пострел…», «Ты, собачка, не лай…» молд. пер. И. Токмаковой; «Разгововоры», чуваш., пер. Л.Яхнина; «Снегирек», пер. с нем. В.Викторова; «Сапожник», польск. обр. Б. Заходера.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия  А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет…» (из « Сказки о  царе Салтане…»); М. Лермонтов.  «Спи, младенец…» (из стих. «Казачья колыбельная»); А. Барто. «Мишка», «Слон», «Лошадка», «Кораблик», «Грузовик», «Кто как кричит»; А. Барто, П. Барто «Девочка – ревушка»; В. Берестов «Больная кукла», «Котенок»; А. Введенский «Мышка»; Б.Заходер «Ежик»; Г.Лагздынь «Петушок»; С.Маршак «Сказка о глупом мышонке»;  Н.Пикулева  «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар…»; Н.Саконская «Где мой пальчик?»; А.Плещеев. «Сельская песня»; Г.Сапгир. «Кошка»; К.                                                          Чуковский. «Федотка», «Путаница».

Проза.  Л.Толстой «Три  медведя», «Спала кошка на крыше», «Был у Пети и Миши конь»; В.Бианки «Лис и мышонок»; Н.Павлова «Земляничка»; В.Сутеев «Кто сказал «мяу»?», Г.Балл «Желтячок».

Произведения  поэтов  и  писателей  разных   стран

Д. Биссет «Га-га-га!», пер. с  англ. Н. Шерешевской; П.Воронько «Обновки» пер.  с  укр. С. Маршака; С.Капутикян «Маша обедает»,  «Все  спят»  пер. с армян. Т.Спендиаровой; Ч. Янчарский «В магазине игрушек», «Друзья» (из книги «Приключения Мишки Ушастика») пер. с польск. В. Приходько.

Использованная литература

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1977
  2. Аксенова Л.И., Лисеев А.А., Тюрина Н.Ш., Шкандаревич Е.В. Программа ранней диагностики уровня развития от рождения до 3-х лет. // Дефектология №5, 2002.
  3. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Диагностика развития ребенка. Практическое руководство по тестированию. 0-3 года. СПб.: Паритет, 2006.
  4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1988.
  5. Воспитание и обучение детей раннего возраста /Под ред.Л.Н. Павловой  М.: Просвещение, 1986.
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 2. М.: 1982
  7. Галанова А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет.  М., 2003.
  8. Гарбер Е. Ребенок от рождения до школы.  М.: Школьная Пресса, 2001.
  9. Диагностическое обследование  детей раннего и младшего дошкольного возраста/Под ред. Н.В.Серебряковой. СПб.: КАРО, 2008.
  10. Жукова О.С., Балобанова В.П. Как помочь ребенку. От рождения до трех лет. СПб.: Издательский дом «Нева», 2004.
  11. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями/Под ред. Стребелевой  Е.А., Мишиной Г.А. М.: «Экзамен», 2006.
  12. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под научн. ред. проф.  Шипицыной Л.М. СПб.:«Речь», 2003.
  13. Мамайчук И.И. Психологическая помощь  детям с проблемами в развитии. – СПб.:«Речь», 2001.
  14. Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г. и др. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. М.: «Мозаика-Синтез», 2006.
  15. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. Наглядно- дидактическое пособие.  1-3 года. М.: «Мозаика-Синтез», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы народной педагогики в социокультурной абилитации детей раннего возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Фольклор применяется нами как комплексное средство воздействия на ребенка; с его помощью формируется картина образов и представлений, которая и становится базой для дальнейшего конструирования с...

Психолого-педагогическое сопровождение детей третьего года жизни в период адаптации к условиям ДОУ

Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, температу...

Статья «Возможности стихотворного произведения для речевого развития учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья».

В статье описываются различные продуктивные методы и приемы заучивания стихотворения: метод "Пиктограмм", «Стихи на коромыслах» (по Базарному), Или Метод «Заучивание стихов с помощью веревоч...

Рекомендации для родителей детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (март 2020 г.)

Рекомендации для родителей детей, имеющих ограниченные возможности здоровья...

Рекомендации по двигательной активности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья

Данные рекомендации будут полезны специалистам по движению, работающим с детьми ОВЗ...