П Л А Н Р О Д И Т Е Л Ь С К О Г О К Л У Б А «УМЕЛЫЕ РОДИТЕЛИ» по сопровождению семей воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 2023 – 2024 учебный год
материал по логопедии (подготовительная группа)
Для целенаправленной подготовки детей к школьному обучению и успешной их адаптации в школе необходимо организовать целенаправленную работу не только с детьми, но и с их родителями. Родителям и детям необходима помощь в подготовке и встрече с новой для них школьной ситуацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_rodit.kluba_.docx | 222.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Стрежевой» Структурное подразделение «Росинка»
Согласовано:
Заместитель заведующего по УВР
МДОУ «Детский сад Стрежевой» СП «Росинка»
С.А.Наливайко
П Л А Н Р О Д И Т Е Л Ь С К О Г О К Л У Б А
«УМЕЛЫЕ РОДИТЕЛИ»
по сопровождению семей воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
2023 – 2024 учебный год
Руководители:
Учителя-логопеды: Ломанова И.Н., Грекова Л.Д
. Педагог-психолог: Николаева И.Д.
г.Стрежевой
Содержание
Пояснительная записка. | 3 |
Актуальность. | 3 |
Цели и задачи программы родительского клуба «Умелые родители». | 3 |
Участники родительского клуба «Умелые родители». | 4 |
Принципы реализации программы. | 4 |
Структура программы. | 4 |
Этапы работы родительского клуба «Умелые родители». | 5 |
Ожидаемый результат при реализации программы родительского клуба «Умелые родители». | 5 |
Условия, способствующие достижению оптимальных результатов в совместной деятельности ДОУ и семьи. | 5 |
Тематический план-программа мероприятий родительского клуба на 2023-2024 учебный год | 6 |
Литература | 6 |
Пояснительная записка
Семья – важнейший институт воспитания, социализации ребёнка, так как именно семейное воспитание даёт ребёнку широчайший круг представлений о жизни. Семья – первая ступень овладения ребёнком родным языком, который является и средством, и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребёнка, формирует его как гармонично развитую личность.
Однако в последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации, высокой занятости родителей бытовыми и финансовыми проблемами, наблюдается тенденция снижения качество общения между ребёнком и взрослым. Это влечёт за собой появление проблем в речевом развитии детей.
Кроме того, отмечается низкая педагогическая компетентность родителей в вопросах, как общего воспитания ребёнка, так и речевого развития.
Актуальность: для целенаправленной подготовки детей к школьному обучению и успешной их адаптации в школе необходимо организовать целенаправленную работу не только с детьми, но и с их родителями. Родителям и детям необходима помощь в подготовке и встрече с новой для них школьной ситуацией.
Цели: повышение педагогической компетентности родителей по вопросам коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, создание благоприятных условий педагогами для взаимодействия с родителями воспитанников.
Задачи:
- Повышение уровня педагогической компетентности родителей, обогащение их знаний, в вопросах речевого развития детей через различные виды деятельности.
- Обогащение родителями практического опыта всестороннего речевого развития речи детей в условиях семьи;
- Формирование у родителей установки на сотрудничество со специалистами детского сада, как обязательного условия достижения качественных результатов в данном направлении.
- Повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению через использование наиболее эффективных форм сотрудничества.
Участники родительского клуба «Умелые родители»:
- Родители (законные представители);
- Учителя-логопеды;
- Педагог-психолог;
Формы работы с родителями
- Анкетирование родителей
- Консультация, рекомендации, сообщение, памятки, шпаргалки
- Практикум
- Видеоролик - интервью с детьми
- Игротренинг
- Рефлексия
- Презентация
- Информационно-просветительский стенд
Принципы реализации программы:
Принцип комплексного подхода в организации работы родительского клуба, необходимо участие разных специалистов. При этом важно не только проводить занятия с ребёнком, но и работать со всей семьёй.
Принцип единства коррекционно-педагогического процесса.
Гармоническое развитие ребёнка осуществляется путём согласованных действий семьи и логопеда, психолога, чтобы дополнить или компенсировать недостатки системы семейного воспитания.
Принцип сотрудничества между родителями, учителем-логопедом, педагогом-психологом и детьми.
Родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, партнёрами, сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи по коррекционному развитию.
Принцип учёта интересов или принцип решения задач через интерес, что означает поддержку заинтересованности родителей в сотрудничестве.
Принцип интеграции объединение нескольких видов деятельности на одном мероприятии способствует наиболее эффективному усвоению предложенных навыков.
Принцип новизны для максимального вовлечения родителей в коррекционный процесс используются нетрадиционные формы работы: игры-практикумы, заседания, беседы, выпуск буклетов по интересующим родителей вопросам, а также консультирование.
Структура программы: Программа представляет собой систематизированный материал по организации и ведению родительского клуба «Умелые родители»:
- Перспективное планирование работы родительского клуба «Умелые родители» на 2023-2024 учебный год.
- Формы педагогического просвещения родителей.
- Приложение.
Сроки реализации программы: 2023- 2024 учебный год
Этапы работы родительского клуба «Умелые родители»
1 этап – изучение семей воспитанников, их отношения к процессу воспитания и образования ребёнка;
2 этап – повышение педагогической компетенции родителей по вопросам речевого развития ребёнка в семье;
3 этап – организация совместной детско-родительской деятельности в рамках клуба;
4 этап – решение задач речевого развития в процессе активного взаимодействия детей и взрослых – родителей и педагогов.
Условия, способствующие достижению оптимальных результатов в совместной деятельности ДОУ и семьи.
- Единство задач и содержания воспитательной работы ДОУ и семьи.
- Преемственность в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей детей в целях успешной социализации личности дошкольника в условиях ДОУ и семьи, формирования у родителей практических умений и положительного отношения к этой задаче.
- Обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников на основе анализа опыта семейного воспитания, а также контингента родителей.
- Создание необходимой развивающей среды и методической базы для организации работы с родителями.
- Педагоги и родители должны быть равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей.
Ожидаемый результат при реализации программы
- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи;
- Формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на предшкольном этапе развития ребенка;
- Возрастание интереса родителей к деятельности ДОУ.
Тематический план-программа мероприятий родительского
клуба «Умелые родители» на 2023-2024 учебный год
Цель: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей воспитывающих детей с особыми возможностями здоровья.
Месяц | Форма работы | Тема | Цель | |||
Ноябрь
| Мастер-класс. | «Психологическая готовность к школе – залог успешности в формировании базовых компетенций». | Повысить педагогическую компетентность родителей. | Педагог-психолог: Николаева И.Д. | ||
Консультация с элементами практикума | «О пользе логоритмики» | Познакомить родителей с логоритмическими игровыми упражнениями. | Учитель-логопед: Ломанова И.Н. | |||
Консультация | «Дворовые игры нашего детства». | Познакомить родителей с играми. | Учитель-логопед: Грекова Л.Д. | |||
Январь | Консультация | «Развитие саморегуляции старших дошкольников». | Познакомить родителей с методами и приёмами по развитию саморегуляции. | Педагог-психолог: Николаева И.Д. | ||
Мастер-класс | «Играем – звуки закрепляем» | Ознакомление родителей с различными играми на развитие правильного звукопроизношения. | Учитель-логопед: Ломанова И.Н. | |||
Консультация | «Развиваем слуховое внимание» | Познакомить родителей с играми, направленными на развитие слухового внимания. | Учитель-логопед: Грекова Л.Д. | |||
Апрель
| Консультация | «Формирование интереса к обучающему процессу». | Познакомить родителей с методикой по формированию интереса к обучающему процессу. | Педагог-психолог: Николаева И.Д. | ||
Консультация | «Чистоговорка – средство повышающее эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми». | Познакомить родителей с чистоговроками. | Учитель-логопед: Ломанова И.Н. | |||
Консультация | «Что такое межполушарное взаимодействие, как его развивать?» | Познакомить родителей с приёмами нейрогимнастики, рассказать о важности двигательной активности в дошкольном возрасте. | Учитель-логопед: Грекова Л.Д. | |||
Литература:
- Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М: Академия, 1997, 400 с.
- Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках на родном языке. М., 1982.\
- Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.
- Бачина О.В., Самородова Л.Н. «Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи». – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- .Бачурина В.Н. «Развивающие игры для дошкольников». – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006
- Большакова М. Фольклор в познавательном развитии // Дошкольное воспитание. 2004. № 9. С. 47-49.
- Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М., 1994. 140 с.
- Научно-методический журнал «Логопед». №3/2017
- Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004
- Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Конспекты занятий и сценарии праздников / под ред. А.В. Орловой. Владимир, 1995. 160 с.
- Чернядьева Т. Знакомство детей с малыми фольклорными формами // Ребенок в детском саду. 2001. № 4. С. 65-69.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Профилактика школьной дезадаптации детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Диагностика социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Методическая разработка содержит практический материал для проведения диагностики социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....
авторская программа "Школа здорового ребенка" для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В данной работе представлен опыт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №29 «Ёлочка» города Нижневартовска по организации системы ра...
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В работе с дошкольниками с проблемами в речевом и интеллектуальном развитии необходимо использовать педагогические технологии, учитывающие сознание и деятельность ребенка, взаимосвязь важн...
Методическая разработка по формированию основ здорового образа жизни "Познай себя" у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
laquo;Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность ...
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Я и моя семья» для дошкольников старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Цель: сформировать представления о семье.Задачи:Сформировать представление о «семье», члены семьи;Развивать связную речь, логическое мышление, слуховое и зрительное внимание через игр...
Перспективный план на тему: "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности", на 2023 – 2024 учебный год (старшая группа).
Задачи: -продолжать обеспечивать развивающую среду, насыщать разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и р...