РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В ДОУ
методическая разработка по физкультуре на тему

Миронова Наталья Павловна

Данная работа посвящена актуальной проблеме – формированию основ физического и психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В  статье представлен опыт работы детского сада «Колобок» по проведению коррекционно-оздоровительной работы с дошкольниками с  ОВЗ,  посредством осуществления специально организованной формы двигательной деятельности – физкультурного кружка «Здоровячок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dvigatelnoy_aktivnosti.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В ДОУ

                                      Миронова Н.П.

старший воспитатель

 ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины структурного подразделения детского сада «Колобок»

На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Не следует забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Приоритетным направлением деятельности нашего учреждения является коррекция речевых и психических отклонений у детей старшего дошкольного возраста.

Детский сад обеспечен высококвалифицированными кадрами, способными выполнить поставленные задачи, подготовлено научно-методическое обеспечение (рекомендации, программы, учебники, педагогические технологии, информационная и справочная литература по проблеме).

Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», с учетом особенностей развития детей, посещающих ДОУ, и взаимосвязь физического и психического педагогический коллектив дошкольного учреждения поставил перед собой следующие задачи:

  1. Изучить особенности речевого и психического (эмоционального) развития, состояния здоровья, физической подготовленности детей.
  2. Определить содержание педагогического процесса в дошкольном учреждении, способствующее сохранению и укреплению здоровья детей.
  3. Разработать план совместной деятельности педагогических и медицинских работников детского сада направленной на коррекцию речевых и психических нарушений, формирование, сохранение и укрепление здоровья детей.
  4. Определить эффективность проделанной работы.

С целью организации целенаправленной помощи детям с ОВЗ в  детском саду  создан физкультурно-оздоровительный кружок «Здоровячок".

Нами были изучены вопросы и пожелания родителей по физкультурно-оздоровительной работе; проанализирована научно-методическая литература, программы по физическому воспитанию; сделан анализ физического развития и подготовленности детей. На основании этого разработаны основные направления работы кружка, осуществлен подбор, внедрение и применение современных технологий, методик.

В системе комплексных мероприятий физкультурного кружка важное место занимают здоровьесберегающие и коррекционные технологии, часть из которых направлена на развитие речи и психических процессов.

Цель работы кружка: сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности.

Оказание детям помощи по развитию умения использовать резервы своего организма  для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня;

Задачи.

1.Создавать условия для оптимального психофизического развития дошкольников.

2. Развивать основные двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, метание) и двигательные качества (сила, ловкость, быстрота, выносливость) на основе формирования двигательного стереотипа.

3. Формировать умения произвольно управлять телом, эмоциями.

4. Повышать функциональные и адаптивные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.

Принципы работы кружка.

Научности (использование научно-обоснованных и апробированных программ, технологий и методик).

Доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей).

Активности (участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления).

Сознательности (осознанное отношение детей к своему здоровью).

Систематичность и последовательности (реализация лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, а не от случая к случаю).

Оптимальности (разумно сбалансированные величин психофизической нагрузки).

• Комплексности и интегративности (решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видов деятельности).

• Результативности (реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, получение положительного результата, независимо от возраста и уровня развития детей).

Основными направлениями работы кружка являются:

1.Оздоровительное - организация здоровьесберегающей среды ДОУ; изучение передового опыта по оздоровлению детей; пропаганда здорового образа жизни.

2. Валеологическое -  воспитание валеологической культуры дошкольника; формирование у детей основ ЗОЖ.; апробация здоровьесберегающих технологий.

3. Физическое развитие -  развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка; создание условий для формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия, укрепления и охраны здоровья детей.

4. Психоэмоциональное благополучие - создание условий для организации психопрофилактической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья; формирование положительного отношения при общении со сверстниками.

5. Коррекционное -  психоэмоциональная коррекция поведения; создание условий для полноценного психофизического и эмоционального развития ребенка;  коррекция  опорно-двигательного аппарата (формирование навыка правильной осанки; развития мышечно-суставного чувства правильной осанки; профилактика плоскостопия).

6. Комплексная диагностика -  наблюдение, оценка, прогноз состояния здоровья детей   с целью дальнейшей организации педагогического процесса.

Основу коррекционно-оздоровительной работы составляют следующие виды деятельности:

Дыхательная гимнастика, которая способствует выработке правильного диафрагмового дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, что необходимо для детей с нарушением темпа речи, имеющими дефекты звукопроизношения.

Коррегирующая ходьба, способствующая развитию координации движений, профилактике плоскостопия.

Элементы логоритмики, способствующие развитию рече-двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению.

Элементы психогимнастики проводятся с целью восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических расстройств, способствуют

развитию и коррекции различных сторон психики ребенка.

Ритмическая гимнастика, укрепляющая опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, способствующая формированию правильной осанки, развитию музыкальности.

Пальчиковая гимнастика, способствующая тренировке пальцев и кистей рук, а также активному речевому развитию ребенка.

Артикуляционная гимнастика, стимулирующая функции рече-двигательного аппарата, способствующая правильному произношению звуков речи.

Этюды, которые способствуют коррекции эмоциональной сферы ребенка, учат понимать эмоциональное состояние другого человека, развитию выразительной моторики, умению познавать принятые в обществе правила и адекватно на них реагировать.

Оздоровительно-развивающие игры, позволяющие ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, получать новые ощущения, помогающие ребенку освоить различные виды движений.

Элементы акробатики, способствующие развитию общей моторики, координации движений, гибкости дошкольников.

Релаксация, помогающая расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища,  успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Кинезиологическая гимнастика, улучшающая  мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, способствующая улучшению запоминания, повышающая устойчивость внимания, облегчающая процесс письма.

Беседы,  формирующие убеждения и привычки здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения, расширяющие представления детей о состоянии собственного тела,  помогающие узнать свой организм, учат беречь свое здоровье и заботится о нем, прививающие стойкие культурно - гигиенические навыки.

Организация занятий в кружке «Здоровячок» с ориентацией на физкультурно-оздоровительные и лечебно-коррекционные мероприятия выявила положительное их влияние на повышение речевой и двигательной активности детей, укрепление функциональных возможностей сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, развитие координации, гибкости и пластики движений, укрепление костной системы, помогают справляться со стрессами. 

 

Список литературы

1. Береснева З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2003 – 32 с.

2. Гаврючина Л. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» № 1,4,6 2005 г.

4. Журнал «Справочник старшего воспитателя» № 7/2008 г., 2/2009 г.

5. Журнал «Инструктор по физкультуре» № 2/2008 г., 1/2009 г.

6. Козырева О.В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников: пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры дошк. образоват. учреждений /О.В.Козырева. -  М.: Просвещение, 2007. – 94 с.

7.  Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.

8. Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий / М.Н.Кузнецова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 96 с.

9. Кулик Г.И, Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ. _ М.: ТЦ Сфера, 2006, - 112 с.

10. Мастюкова Е.М. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Под общ. ред. д.м.н. Е.М.Мастюковой. - М.: АРКТИ, 2002. – 192 с.

11.  Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях: Монография. – СПб.:КАРО, 2006. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Методическая разработка содержит практический материал для проведения диагностики социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В работе с дошкольниками  с проблемами в речевом  и интеллектуальном развитии необходимо использовать педагогические технологии, учитывающие сознание и деятельность ребенка, взаимосвязь важн...

Итоговая аттестационная работа Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в театрально-игровой деятельности

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ .

Дошкольный возраст - это период когда создаются наиболее благоприятные условия для развития внимания, оно определяет развитие всех высших психических функций ребенка и необходимо для выполнения любой ...

«Создание дидактического пособия по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Проблема развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна на сегодняшний день и заключается в том, что ведущие современные психологи и педагоги в области дошкольного о...

Проект: «Детство без границ: развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством театрализованной деятельности».

          Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Статистика показывает...

Теоретические основы интегрированного подхода в развитии коммуникативно-речевой функции детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством применения интерактивных развивающих средств обучения

В период дошкольного детства коммуникативное развитие господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали ме...