Теоретические основы интегрированного подхода в развитии коммуникативно-речевой функции детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством применения интерактивных развивающих средств обучения
статья

Коноваленко Елена Сергеевна

В период дошкольного детства коммуникативное развитие господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми, и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к окружающим. Поэтому работа, направленная на коммуникативное развитие детей, очень актуальна и важна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_statya.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические основы интегрированного подхода в развитии коммуникативно-речевой функции детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством

применения интерактивных развивающих средств обучения

В период дошкольного детства коммуникативное развитие господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми, и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к окружающим. Поэтому работа, направленная на коммуникативное развитие детей, очень актуальна и важна.

Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста является одним из основных направлений деятельности дошкольной образовательной организации по всестороннему формированию личности ребёнка. Однако, не всегда развитие речи и коммуникативной функции идёт в соответствии с возрастом ребёнка. Тогда, у детей наблюдаются различные речевые дефекты. Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления, а также ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности [1].

И здесь, уже ребёнку необходима помощь специалиста: логопеда и психолога. Как правильно организовать коррекционную работу, чтобы она была интересна ребёнку, помогла наладить более продуктивное общение с родителями? Современная образовательная среда предлагает большое количество инновационных технологий и развивающих пособий для организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Использование интерактивных электронных игровых пособий выходит на новый технических уровень. В своей работе мы используем новые интерактивные средства обучения: электронное пособие говорящая ручка «Знаток», динамическое игровое пространство «Интерактивный пол», компьютерные развивающие игры, которые сочетают в себе новые информационные технологии развивающей направленности, что способствует организации более занимательного общения между педагогом и детьми.

На сегодня уже доказано, что на успешность ребенка в самых разных видах деятельности и, в том числе учебной деятельности, влияет развитие таких личностных свойств, как коммуникативно-речевое развитие, эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, эмпатия. Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно значительно повысить качество овладения учебным материалом ребенком. Этим обоснована необходимость разработки системы педагогических мероприятий, которая направлена на развитие коммуникативно-речевой функции ребенка старшего дошкольного возраста [2, 3].

Человек, познавая окружающий мир, определенным образом относится к познаваемым предметам и явлениям, и учится выражать свое отношение. Это возможно, прежде всего, благодаря слову, знаковой единице, выступающей в качестве инструмента развития детской психики и сознания.

Проблема нарушений развития коммуникативной функции речи, ее роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем коррекционной педагогики и психологии, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности дошкольника [4, 5].

Таким образом, становление данного опыта  определяется, во-первых, усилением значимости такого принципиально важного для ребенка дошкольника феномена, как коммуникативно-речевое развитие, во-вторых, недостаточной разработанностью проблемы в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту, и, в-третьих, состоянием вопроса в практике, связанного с необходимостью внедрения интерактивных развивающих средств обучения и учебно-методического комплекта для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми на основе использования электронного пособия говорящая ручка «Знаток», игрового динамического пространства «интерактивный пол» и компьютерных развивающих игр.

Список литературы

  1. Дети с ограниченными возможностями здоровья в современном образовательном пространстве/Ю.В. Мельник, Ю.Н. Мукминова, Н.А. Одинокова, Р.Х. Шаймарданов. – Новосибирск – Центр содействия развитию научных исследований, 2016.
  2. Леонтьев, А.Н. Психологическое развитие ребенка дошкольного возраста. - М., 2008.
  3. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении. /М.И. Лисина - СПб.: Питер, 2009.
  4. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т.4, 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001. – 160 с.
  5. Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с ОНР/ Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии. // Под ред. О.А. Денисовой. – Череповец, 2002 – стр. 126-130.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В работе с дошкольниками  с проблемами в речевом  и интеллектуальном развитии необходимо использовать педагогические технологии, учитывающие сознание и деятельность ребенка, взаимосвязь важн...

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В ДОУ

Данная работа посвящена актуальной проблеме – формированию основ физического и психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В  статье представлен опыт раб...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ .

Дошкольный возраст - это период когда создаются наиболее благоприятные условия для развития внимания, оно определяет развитие всех высших психических функций ребенка и необходимо для выполнения любой ...

«Создание дидактического пособия по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Проблема развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна на сегодняшний день и заключается в том, что ведущие современные психологи и педагоги в области дошкольного о...

Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Тема: "Фрукты".

Вид занятия: развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Фрукты».Цель занятия: расширение и систематизация знаний детей о фруктах.Задач...

Проект: «Детство без границ: развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством театрализованной деятельности».

          Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Статистика показывает...