Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по развитию речи по теме

Петрова Ирина Аркадьевна

В работе с дошкольниками  с проблемами в речевом  и интеллектуальном развитии необходимо использовать педагогические технологии, учитывающие сознание и деятельность ребенка, взаимосвязь важнейших видов знаков (образно-двигательных, графических, вербальных).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Международный научно-практический семинар:

«Россия – Финляндия: образовательные системы.

Преемственность и межпредметные связи»

Развитие связной речи у детей

старшего дошкольного возраста

с ограниченными возможностями здоровья

Автор:  учитель-дефектолог ГБДОУ №79

Красносельского района г. Санкт-Петербурга

Петрова Ирина Аркадьевна

Апрель  2014 г

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста          с ограниченными возможностями здоровья

Создание условий для развития всех видов деятельности, характерных для каждого возрастного периода, особенно в отношении дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с нарушениями речи различной степени тяжести. Речевые нарушения детей с ОВЗ определяются как «системное недоразвитие речи».

Формирование связной речи как в норме, так и в случае нарушенного онтогенеза имеет широкий диапазон уровней речевого развития (от первых «детских» слов-предложений до развёрнутой фразовой речи и свободного выражения своих мыслей).

Опыт работы по обучению детей с ОВЗ рассказыванию по картине иллюстрируют эту особенность речевого развития и свидетельствует о том, что один и тот же ребёнок охотно передаёт содержание только что «проигранной» картины, пользуется фразой, составляет  рассказ и негативно реагирует на просьбу рассказать о незнакомой картине. Поэтому в процессе логопедического воздействия необходимо использовать такие коррекционные технологии, которые бы позволяли влиять на формирование и коррекцию нарушений речи ребёнка в различных аспектах.

Другая «проблемная» в отношении развития связной речи категория детей – дети с ОВЗ. Этиология ОВЗ преимущественно связывается с органической недостаточностью ЦНС резидуального или генетического характера, конституциональными факторами, хроническими соматическими заболеваниями и неблагоприятными условиями воспитания (К. С. Лебединская, И. Ф. Марковская, У. В. Ульенкова и др.).

Отмечается, что группа детей с ОВЗ церебрально-органического генеза представляет наибольшую трудность для коррекции и характеризуется нарушениями эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных функций, недостаточностью моторных функций и др. Парциальные нарушения корковых структур вызывают вторичное недоразвитие наиболее сложных, поздно формирующихся функциональных систем. Органический инфантилизм проявляется, прежде всего, эмоционально-волевой незрелости, слабости воображения, импульсивности или наоборот в заторможенности.

Для детей с ОВЗ характерны недоразвитие сложных форм зрительного восприятия, замедленность процессов приёма переработки сенсорной информации, несформированность способности к активному, критическому рассматриванию и анализу содержания, бедность и недостаточность сферы образов-представлений, специфические особенности познавательной деятельности. У этих детей отмечается замедленное структурно-функциональное созревание левого полушария,  изменение механизмов функциональной специализации полушарий и межполушарного взаимодействия (Б. И. Белый,     Л. И. Переслени, М. Н. Фишман).

Приступая к обучению детей рассказыванию по картине, специалист должен иметь хотя бы общие представления о данных физиологических исследований, которые свидетельствуют о том, что в период рассматривания картины наибольшее усиление процессов пространственной синхронизации биопотенциалов  мозга происходит именно в левом полушарии при ведущей роли ассоциативных образований мозга. У детей с отклонениями в умственном развитии наблюдается ослабление включения в деятельность ассоциативных структур левого полушария, что приводит к нарушению целостности восприятия, к трудностям в установлении вербальных связей и вербального опосредования, то есть к нарушениям познавательной деятельности. На основании можно сделать вывод о физиологической обусловленности особенностей восприятия картины детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Опираясь на современные исследования в  области коррекционной педагогики и собственный практический опыт, дошкольники с ОВЗ могут воспринимать и понимать окружающий мир при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи. При этом особую значимость приобретает качество педагогических усилий, которые должны быть направлены на овладение универсальными способностями, культурными, социальными формами познаниями отражения окружающего мира.

В работе с дошкольниками с проблемами в речевом и интеллектуальном развитии необходимо использовать педагогические технологии, учитывающие сознание и деятельность ребёнка, взаимосвязь важнейших видов знаков (образно-двигательных, графических, вербальных).

 Важными направлениями в коррекционно-образовательной работе с дошкольниками с ОВЗ считаются следующие:

  • формирование механизмов предметной и игровой деятельности, основанных на содержании картины;
  • развитие продуктивных видов деятельности (рисования, лепки,  аппликации, конструирования, элементарного труда), источником содержания которых служит картина;
  • ознакомление с окружающим миром (на основании формирования или уточнения представлений по картинным образам);
  • развитие лексико-грамматических средств языка на основе системы специальных упражнений по содержанию картины;
  • развитие речи и коммуникативного поведения в ситуации «рассказывание – слушание»;

Для педагога, занимающегося обучением рассказыванию по картине детей с ОВЗ, важно:

  • рассматривать картину как некий образно-графический текст, содержание которого может быть «переведено» другие алфавиты кодирования (образно-двигательный, речевой, изобразительный) в рамках знаково-символический деятельности;
  • иметь представление о взаимопроникновении этапов развития речи в норме и при дизонтогенезе;
  • понимать особую важность создания педагогических условий для обучения детей рассказыванию по картине;
  • адекватно оценивать уровень интеллектуального и речевого развития каждого ребёнка, чтобы иметь возможность подобрать наиболее подходящий наглядный материал для обучения рассказыванию  и приёмы развития связной речи.

Для целенаправленного обучения детей дошкольного возраста рассказыванию по картинке им необходимо и достаточно освоить три вида знака – вербальный, образно-жестовый (образно-двигательный) и образно-графический. При этом образно-двигательный знак является исходным. Именно поэтому в психическом развитии ребёнка огромное значение принадлежит ролевой игре, речи и рисованию, то есть символико-моделирующим видам деятельности, основанным на отражении и преобразовании деятельности с помощью различных видов знака (алфавитов кодирования). Овладение различными видами знака рассматривается как главное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, когда познание социальной деятельности («социальное исследование») становится основной линией его развития.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Методическая разработка содержит практический материал для проведения диагностики социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....

авторская программа "Школа здорового ребенка" для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В данной работе представлен опыт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №29 «Ёлочка» города Нижневартовска по организации системы ра...

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В ДОУ

Данная работа посвящена актуальной проблеме – формированию основ физического и психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В  статье представлен опыт раб...

Методическая разработка по формированию основ здорового образа жизни "Познай себя" у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

laquo;Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность ...

Конспект сценария праздника для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посвящённый 70 – летию Победы во Второй Мировой Войне «Дети войны»

Цель: Формирование у дошкольников патриотической позиции. Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне....

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ .

Дошкольный возраст - это период когда создаются наиболее благоприятные условия для развития внимания, оно определяет развитие всех высших психических функций ребенка и необходимо для выполнения любой ...

Методическая разработка на тему: «Обследование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития»

 Уровень сформированности грамматического строя речи у детей с ОВЗ является важным критерием, позволяющим  судить об успешности проведения коррекционной работы.   Среди дете...