Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Тема: "Фрукты".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ефименко Надежда Владиславовна

Вид занятия: развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром.

Тип занятия: подгрупповое.

Тема занятия: «Фрукты».

Цель занятия: расширение и систематизация знаний детей о фруктах.

Задачи:

Образовательная. Учить детей различать между собой фрукты, правильно их называть.

Развивающая. Развивать связную речь детей, мышление, зрительную память и зрительное восприятие, слуховое внимание.

Коррекционная. Коррегировать двигательную активность через координацию речи с движениями.

Воспитательная.  Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, интерес к художественной литературе.

Предварительная работа. Проведение занятий по развитию речи по лексическим темам «Овощи», «Фрукты».

Разучивание этюда «Наши умные головки», подвижной игры «Яблоко», пальчиковой гимнастики «Компот».

Оборудование: Ноутбук, доска, картинки с изображением фруктов, презентация «Фрукты», книги, кукла.

Раздаточный материал: картинки с изображением разных фруктов и их теней, разрезные картинки «Фрукты», большие и маленькие яблоки для поощрения детей.

Лексический материал: фрукты, названия фруктов, названия варенья, сока, начинки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_frukty.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Казённое общеобразовательное учреждение Омской области «Адаптивная школа – детский сад № 301»

Конспект занятия по развитию речи

на основе ознакомления с окружающим миром

для детей старшего дошкольного возраста

с ограниченными возможностями здоровья

Тема: "Фрукты"

                                                                 

                                         

                         

                                                           Выполнила:

                                                           Учитель-дефектолог

                                                           Ефименко Надежда Владиславовна,

                                                           высшая квалификационная категория

 

ОМСК – 2021

Вид занятия: развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром.

Тип занятия: подгрупповое.

Тема занятия: «Фрукты».

Цель занятия: расширение и систематизация знаний детей о фруктах.

Задачи:

Образовательная. Учить детей различать между собой фрукты, правильно их называть.

Развивающая. Развивать связную речь детей, мышление, зрительную память и зрительное восприятие, слуховое внимание.

Коррекционная. Коррегировать двигательную активность через координацию речи с движениями.

Воспитательная.  Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, интерес к художественной литературе.

Предварительная работа. Проведение занятий по развитию речи по лексическим темам «Овощи», «Фрукты».

Разучивание этюда «Наши умные головки», подвижной игры «Яблоко», пальчиковой гимнастики «Компот».

Оборудование: Ноутбук, доска, картинки с изображением фруктов, презентация «Фрукты», книги, кукла.

Раздаточный материал: картинки с изображением разных фруктов и их теней, разрезные картинки «Фрукты», большие и маленькие яблоки для поощрения детей.

Лексический материал: фрукты, названия фруктов, названия варенья, сока, начинки.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Педагог:

- Проходите ребята. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Когда к нам приходят гости, что мы обычно делаем?

Дети:

- Здороваемся!

Педагог:

- Давайте с ними поздороваемся!

Этюд приветствие.

Педагог:

Наши умные головки

Будут думать много,  ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить,

Спинки выпрямляются

Друг другу улыбаемся.

Работа с прищепками по временным таблицам.

Педагог:

- Ребята, давайте с вами вспомним, какая сейчас часть суток?

Дети: Утро. (Ребёнок прикрепляет прищепку).

Педагог:

- А какой день недели, если он по счёту первый?

Дети: Понедельник. (Ребёнок прикрепляет прищепку).

Педагог:

- Какой сейчас месяц?

Дети: Октябрь. (Ребёнок прикрепляет прищепку).

Педагог:

- Октябрь, это месяц какого времени года?

Дети: Осени.

Педагог:

- Ребята, а что люди собирают осенью?

Дети: Урожай.

Педагог:

- Ребята, вспомните, пожалуйста, о чём мы говорили на прошлом занятии?

Дети: Мы говорили об овощах.

Педагог:

- Где растут овощи?

Дети: На грядке, в огороде.

Педагог:

- Назовите овощи, которые вам знакомы.

Дети перечисляют овощи.

Педагог:

- А сегодня мы с вами отправимся собирать урожай в сад.

- Что растёт в саду?

Дети: Фрукты.

Педагог:

- И сегодня мы поговорим именно о фруктах. Тема нашего занятия «Фрукты». Мы с вами вспомним, какие фрукты бывают. Вы узнаете, что можно приготовить из фруктов. А ещё вы научитесь составлять описательный рассказ про фрукты.

- Зачем нам знать, что такое фрукты?

- Как эти знания пригодятся вам в жизни?

(Ответы детей).

Педагог:

 - Давайте посмотрим, как сегодня мы будем выполнять задания.

 (Педагог выставляет на доске таблички).

- Будем вести беседу.

- Мы будем выполнять задания самостоятельно.

- Поиграем вместе.

- Соберём целое из частей.

- Научимся составлять рассказ по таблице.

- И найдём нужную нам информацию в книге.

Педагог:

- За каждое правильно выполненное задание вы будете получать большое яблоко.

- Если вы выполните задания с моей помощью или с помощью товарищей, то получите маленькое яблочко.

- В конце занятия мы посчитаем яблоки. У кого будет больше всех больших, тот будет большой молодец, а у кого совсем мало, тому нужно будет ещё постараться.

2. Основная часть.

Беседа.

Педагог:

- Ребята, я хочу поговорить с вами о фруктах. Глазки смотрят на меня, ушки меня внимательно слушают.

Педагог загадывает загадки о фруктах. Показ презентации на ноутбуке.

Микроитог.

Педагог:

- Ребята, а что можно приготовить из фруктов?

Дети: салат, компот, варенье, начинку для пирога и т.д.

Дидактическая игра «Какой, какая, какое?».

У детей на столах картинки с соком, конфетой и вареньем. Дети проговаривают какой получится сок, какая конфета и какое варенье.

Микроитог.

Педагог:

- Ребята, а ещё из фруктов можно варить компот.

Пальчиковая гимнастика «Компот»

Будем мы варить компот (размешиваем компот в кастрюле)

Фруктов нужно много - вот (показать руками - "много")

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок (имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок)

Варим, варим мы компот, (круговые движения ладошками)

Угостим честной народ (хлопать в ладоши).

Педагог:

- Ну вот, пальчики размяли. Теперь приступаем к следующему заданию.

- Посмотрите на наши таблички, как сейчас мы будем выполнять задание?

Дети:

- Мы будем выполнять его самостоятельно.

Дидактическая игра «Найди по тени».

Педагог:

- Ребята, вам нужно от каждого фрукта найти тень и провести между ними «дорожку».

Если вы правильно выполните задание и самостоятельно, то получите большое яблоко. А если вы выполните задания с моей помощью или с помощью товарищей, то получите маленькое яблочко.

Работа детей.

Микроитог.

Педагог обращает внимание на табличку «Играем вместе».

Динамическая пауза «Яблоко».

Вот так яблоко! (встали)

Оно (руки в стороны)

Соку сладкого полно (руки на пояс)

Руку протяните (протянули руки вперед)

Яблоко сорвите (руки вверх)

Стал ветер веточку качать, (качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать (подтянулись)

Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)

И быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой)

Вот так яблоко! (встали)

Оно (руки в стороны)

Соку сладкого полно (руки на пояс).

Педагог обращает внимание на табличку «Собери целое из частей».

- Ребята, перед вами на столах лежат разрезные картинки. Вам нужно их собрать так, чтоб получилась целая картинка. Богдан будет собирать картинку из 5-ти частей, остальные из 8-ми. Не забываем, кто самостоятельно выполнит это задание, тот получит большое яблоко. Кто выполнит задания с моей помощью или с помощью товарищей, тот получите маленькое яблоко. Приступаем.

(Дети собирают картинки).

После проделанной работы дети проверяют друг друга. Обсуждение взаимооценки.

Микроитог

Педагог:

- Ребята, вы уже так много знаете о фруктах, что можете сами составить описательный рассказ о них.

Дети по очереди составляют рассказ по мнемотаблице.

Микроитог

Педагог:

- Посмотрите на наши таблички, что теперь мы должны сделать?

Дети:

Найти информацию в книге.

Педагог:

- Вам нужно найти книгу, в которой есть стихи о фруктах.

Дети ищут книгу.

Педагог:

- Как вы догадались, что это она?

Дети:

- По иллюстрациям.

Педагог:

- Мы с вами обязательно почитаем эту книгу в группе.

3. Итог занятия

Педагог:

- Ребята, о чём мы говорили сегодня на занятии?

- Где растут фрукты?

- Чему мы сегодня научились? (составлять рассказ по таблице).

- Что нового вы сегодня узнали? (какие блюда можно приготовить из фруктов).

- Что можно приготовить из фруктов? (варенье).

- А из чего ещё можно приготовить варенье? (из ягод).

- Про ягоды мы с вами поговорим на следующем занятии.

- Марина, как ты считаешь, кто из детей лучше всех сегодня занимался? Отвечал полным ответом на вопросы?

- Богдан, а ты как считаешь, у тебя всё сегодня получилось или возникали какие-то трудности?

Оценка деятельности детей.

Педагог:

- Ребята, посмотрите, сколько вы сегодня много яблок собрали!

Педагог обобщает результат, а потом показывает куклу.

Педагог:

- Давайте наши яблоки подарим кукле Маше. У неё завтра день рождения и она этими яблоками угостит своих гостей.

Дети совместно с педагогом дарят яблоки Маше.

Педагог:

- И на последок я хочу с вами поиграть ещё в одну игру.

Заключительная игра.

Дружно хлопнули в ладоши,

Вместе топнули ногой.

Всё во что мы здесь играли

Мы запомнили с тобой.

До свидания, сказали

И ладошкой помахали!

Дети уходят.

План проведения занятия

  1. Орг. Момент
  2. Связь с прошлым
  3. Тема. Цель.
  4. Мотивация.
  5. Задачи.
  6. Критерии оценивания.
  7. Беседа. Презентация.
  8. Игра «Какой сок, какое варенье, какая начинка».
  9. Пальчиковая гимнастика «Компот».
  10.  Игра «Найди по тени».
  11.  Динамическая пауза.
  12.  Игра «Собери целое из частей». Диф-ый подход.
  13.  Мнемотаблица.
  14.  Книга.
  15.  Итог.
  16.  Связь с будущим.
  17.  Кукла.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В работе с дошкольниками  с проблемами в речевом  и интеллектуальном развитии необходимо использовать педагогические технологии, учитывающие сознание и деятельность ребенка, взаимосвязь важн...

Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для старших дошкольников "Февраль - последний зимний месяц"

Вид занятия: развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Февраль – последний зимний месяц».Цель занятия: расширение и систематиза...

Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для старших дошкольников "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Ёж"

Цель: Формирование навыка пересказа текста по плану с использованием наглядной опоры.Задачи:Образовательная. Познакомить детей с рассказом Е. Чарушина «Ёж». Учить составлять пересказ услыш...

«Обследование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития»

Уровень сформированности грамматического строя речи у детей с ОВЗ является важным критерием, позволяющим  судить об успешности проведения коррекционной работы.   Среди детей имеющих ОВЗ...

Теоретические основы интегрированного подхода в развитии коммуникативно-речевой функции детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством применения интерактивных развивающих средств обучения

В период дошкольного детства коммуникативное развитие господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали ме...