Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для старших дошкольников "Февраль - последний зимний месяц"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Ефименко Надежда Владиславовна

Вид занятия: развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром.

Тип занятия: подгрупповое.

Тема занятия: «Февраль – последний зимний месяц».

Цель занятия: расширение и систематизация знаний детей о феврале.

Задачи:

Образовательная. Изучить зимние явления природы. Познакомить детей со старинными названиями месяца февраль.

Развивающая. Развивать связную речь детей, мышление, зрительную память и зрительное восприятие, слуховое внимание.

Коррекционная. Коррегировать двигательную активность через координацию речи с движениями.

Воспитательная.  Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, интерес к художественной литературе.

Предварительная работа. Проведение занятий по развитию речи по лексическим темам «Зима», «Праздники России», «Подготовка животных к зиме». Разучивание этюда «Наши умные головки», подвижной игры «Снежки» и стихов.

Оборудование: Ноутбук, фото детей, доска, картинки с изображением признаков зимы, аудиозапись «Капель», видеозапись «Вьюга», книги, шаблон снеговика.

Раздаточный материал: прищепки, картинки с изображением разных времён года, бутылки с пенопластом и трубочкой, разрезные картинки «Блины», большие и маленькие снежинки для поощрения детей.

Лексический материал: капель, оттепель, метель, вьюга, Бокогрей, Вьюговей, Ветродуй.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казённое общеобразовательное учреждение Омской области «Адаптивная школа – детский сад № 301»

Конспект занятия по развитию речи

на основе ознакомления с окружающим миром

для детей старшего дошкольного возраста

с ограниченными возможностями здоровья

Тема: "Февраль – последний зимний месяц"

                                                                 

                                         

                         

                                                           Выполнила:

                                                           Учитель-дефектолог

                                                           Ефименко Надежда Владиславовна,

                                                           первая квалификационная категория

 

ОМСК – 2018

Вид занятия: развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром.

Тип занятия: подгрупповое.

Тема занятия: «Февраль – последний зимний месяц».

Цель занятия: расширение и систематизация знаний детей о феврале.

Задачи:

Образовательная. Изучить зимние явления природы. Познакомить детей со старинными названиями месяца февраль.

Развивающая. Развивать связную речь детей, мышление, зрительную память и зрительное восприятие, слуховое внимание.

Коррекционная. Коррегировать двигательную активность через координацию речи с движениями.

Воспитательная.  Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, интерес к художественной литературе.

Предварительная работа. Проведение занятий по развитию речи по лексическим темам «Зима», «Праздники России», «Подготовка животных к зиме». Разучивание этюда «Наши умные головки», подвижной игры «Снежки» и стихов.

Оборудование: Ноутбук, фото детей, доска, картинки с изображением признаков зимы, аудиозапись «Капель», видеозапись «Вьюга», книги, шаблон снеговика.

Раздаточный материал: прищепки, картинки с изображением разных времён года, бутылки с пенопластом и трубочкой, разрезные картинки «Блины», большие и маленькие снежинки для поощрения детей.

Лексический материал: капель, оттепель, метель, вьюга, Бокогрей, Вьюговей, Ветродуй.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Педагог:

- Проходите ребята. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Когда к нам приходят гости, что мы обычно делаем?

Дети:

- Здороваемся!

Педагог:

- Давайте с ними поздороваемся!

Этюд приветствие.

Педагог:

Наши умные головки

Будут думать много,  ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить,

Спинки выпрямляются

Друг другу улыбаемся.

Работа с прищепками по временным таблицам.

Педагог:

- Ребята, давайте с вами вспомним, какая сейчас часть суток?

Дети: Утро. (Ребёнок прикрепляет прищепку).

Педагог:

- А какой день недели, если он по счёту четвёртый?

Дети: Четверг. (Ребёнок прикрепляет прищепку).

Педагог:

- Какой сейчас месяц?

Дети: Февраль. (Ребёнок прикрепляет прищепку).

Педагог:

- Февраль, это месяц какого времени года?

Дети: Зимы.

Педагог:

- Ребята, вспомните, пожалуйста, о чём мы говорили на прошлом занятии?

Дети: Мы говорили о зимней одежде.

Педагог:

- Когда мы носим зимнюю одежду?

Дети: Зимой.

Педагог:

- Вспомните, сколько месяцев длится зима?

Дети: Три.

Педагог:

- Назовите эти месяцы.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Педагог:

- И сегодня мы поговорим именно о феврале. Тема нашего занятия «Февраль – последний зимний месяц». Мы с вами вспомним, какие природные явления бывают в феврале. Вы узнаете, какие праздники справляют люди именно в этом месяце. А ещё вы научитесь называть месяц февраль так, как его называли в старину.

- Зачем нам знать, что происходит в феврале?

- Как эти знания пригодятся вам в жизни?

(Ответы детей).

Педагог:

 - Давайте посмотрим, как сегодня мы будем выполнять задания.

 (Педагог выставляет на доске таблички).

- Мы будем выполнять задания самостоятельно.

- Будем вести беседу.

- Поиграем вместе.

- Узнаем что-то новое.

- Соберём целое из частей.

- И найдём нужную нам информацию в книге.

Педагог:

- За каждое правильно выполненное задание вы будете получать большую снежинку.

- Если вы выполните задания с моей помощью или с помощью товарищей, то получите маленькую снежинку.

- В конце занятия мы посчитаем снежинки. У кого будет больше всех больших, тот будет большой молодец, а у кого совсем мало, тому нужно будет ещё постараться.

2. Основная часть.

Дидактическая игра «Подбери картинку».

Педагог:

- Посмотрите на наши таблички, как сейчас мы будем выполнять задание?

Дети:

- Мы будем выполнять его самостоятельно.

Педагог:

- Ребята, перед вами на столах лежат картинки, на которых изображены разные времена года. Вам нужно найти только те картинки, на которых изображена зима. Рафаэль и Даниил находят нужные картинки и откладывают их в сторону, а Илья, Соня и Ира прикрепляют к этим картинкам прищепки синего цвета. (У этих детей таблицы с картинками). Не забываем, кто самостоятельно выполнит это задание, тот получит большую снежинку. Кто выполнит задания с моей помощью или с помощью товарищей, тот получите маленькую снежинку. Приступаем.

(Дети выбирают нужные картинки).

После проделанной работы дети меняются картинками и проверяют друг друга. Обсуждение взаимооценки.

Микроитог

Беседа.

Педагог:

- Ребята, теперь я хочу рассказать вам о феврале. Глазки смотрят на меня, ушки меня внимательно слушают.

Педагог рассказывает о зиме и параллельно выставляет картинки.

Педагог:

- Февраль – это последний зимний месяц. (Картинка с пейзажем зимы). В феврале дни становятся длиннее, а ночи короче. (Две полоски. Жёлтая (день) – длинная, чёрная (ночь) – короткая).  Начинает пригревать солнышко. (Солнце). Поэтому в этом месяце бывают оттепели и можно услышать капель. (Сосульки свисают с крыш).  

- Давайте послушаем, как звучит капель. (Звучит аудиозапись).

- Что вы сейчас слышали?

Дети:

- Капель.

Педагог:

- В этом месяце дуют сильные ветры. Бывают метели и вьюги. (Вьюга).

- Давайте посмотрим, как выглядит вьюга. (Просмотр видеоролика).

Экспериментальная деятельность «Вьюга».

Педагог:

- Мы с вами тоже можем сделать вьюгу. Хотите попробовать?

- Вам нужно набрать побольше воздуха и хорошенько дунуть в трубочку. Вот в этих бутылочках насыпан снег. Если сильно подуть в бутылочку, то ветер поднимет снег вверх, закружит. Давайте вспомним, как правильно нужно дуть: делаем глубокий вдох через нос, и сильно выдыхаем в трубочку через рот. Щеки при этом не надуваем!

Микроитог

Педагог:

- Вьюги и метели наметают высокие сугробы. А в какие игры можно играть со снегом? (Ответы детей).

Педагог:

- Давайте поиграем со снегом.

Педагог обращает внимание на табличку «Играем вместе».

Динамическая пауза.

Ловить снежинки начинаем! 

(Дети выполняют хватательные движения руками – «ловят» снежинки». Если разминка выполняется стоя, то можно «ловить» снежинки с лёгкими подпрыгиваниями или потягиваниями).

Раз, поймали, два, поймали! (Дети «ловят» снежинки).

Не устали? Не устали!

Раз, поймали, два, поймали! (Дети «ловят» снежинки).

И конечно, не устали!

А снежинок много-много! 

(Дети выполняют руками «волны», при этом ладошки «смотрят» вниз).

И растут везде сугробы. 

(Дети показывают руками с растопыренными пальцами «растущие сугробы»).

Снег в ладошки наберём 

(Дети показывают, как они набирают двумя руками пригоршню снега).

И лепить снежки начнём! (Начинают «лепить» снежки).

Лепим, лепим, лепим ком (Дети продолжают «лепить» снежки).

И бросаем вверх потом! (Мнимый снежок подбрасывается вверх).

Поиграли без заботы, 

А теперь спешим к работе! (все возвращаются к на свои места).

Словарная работа.

Педагог:

- Ребята, а вы знаете, как в старину называли февраль?

- В феврале зима с весной встречаются. В старину февраль называли ветродуй, вьюговей, бокогрей. Такие непохожие названия. Что бы это значило?

- Ветродуй – потому что в феврале дуют сильные ветры. Чтобы запомнить это название, давайте повторим, вначале хором, потом по одному. Ветродуй.

Дети повторяют.

Вьюговей – потому что в феврале часто бывают вьюги. Давайте повторим, вначале хором, потом по одному. Вьюговей.

Дети повторяют.

А бокогрей – потому что уже близко весна и все теплее пригревает солнышко. А ещё, может быть, потому, что, когда на улице ветер, вьюга, все люди сидели по домам и грели бока у печки.

Давайте повторим, вначале хором, потом по одному. Бокогрей.

Дети повторяют.

Педагог:

- А кто сможет повторить все старинные названия февраля?

Микроитог

Педагог:

- В конце февраля люди прощаются с зимой и отмечают праздник Масленицы. (Выставляет картинку). Это праздник встречи с солнышком. В этот день все пекут блины, ведь они похожи на солнышки, такие же круглые и румяные.

Педагог обращает внимание на табличку «Собери целое из частей».

Дидактическая игра «Собери блин».

Педагог:

- Ребята, вам нужно собрать из этих частей блин. Рафаэль будет составлять блин из четырёх частей, Ира и Даниил из пяти, а Илья и Соня из восьми.

Напоминание о критериях оценивания.

Микроитог

Педагог:

- Ребята, а какой ещё праздник мы отмечаем в феврале?

Дети:

- День защитника Отечества.

Педагог:

- Посмотрите на наши таблички, что теперь мы должны сделать?

Дети:

Найти информацию в книге.

Педагог:

- Вам нужно найти книгу, в которой есть стихи и рассказы о празднике «День защитника Отечества».

Дети ищут книгу.

Педагог:

- Как вы догадались, что это она?

Дети:

- По иллюстрациям.

Педагог:

- Дети, мы с вами к этому празднику выучили стихи. Давайте расскажем их нашим гостям.

Дети читают стихи.

Микроитог

3. Итог занятия

Педагог:

- Ребята, о каком месяце мы сегодня говорили на занятии?

- Давайте посмотрим на картинки и вспомним по очереди, что бывает в феврале?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Как раньше называли февраль?

- Какие праздники справляют в феврале?

- А вот какие праздники встречают весной, мы с вами узнаем на следующем занятии.

- Ира, как ты считаешь, кто из детей лучше всех сегодня занимался? Отвечал полным ответом на вопросы?

- Даниил, а ты как считаешь, у тебя всё сегодня получилось или возникали какие-то трудности?

Оценка деятельности детей.

Педагог:

- Ребята, посмотрите, сколько вы сегодня много снежинок собрали!

Педагог обобщает результат, а потом открывает панно, на котором нарисован контур снеговика.

Педагог:

- Давайте нашими снежинками украсим снеговика. Мы его повесим в приемной для родителей, а вы расскажите дома про февраль и его разные старинные названия.

Дети совместно с педагогом прикрепляют свои снежинки на снеговика.

Педагог:

- Этот снеговик будет вам напоминать о сегодняшнем занятии и о прошедшей зиме.

Педагог:

- И на последок я хочу с вами поиграть ещё в одну игру.

Заключительная игра.

Дружно хлопнули в ладоши,

Вместе топнули ногой.

Всё во что мы здесь играли

Мы запомнили с тобой.

До свидания, сказали

И ладошкой помахали!

Дети уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей при ознакомлении с окружающим миром. «Семья». Конспект открытого занятия во 2-ой младшей группе

Цель:-Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе.-Воспитывать желание заботиться о близких.-Развивать чувство гордости за свою семью.-Развивать речь детей.-Активизировать сло...

«Использование знаковой символики на занятиях по развитию речи и рисованию, ознакомлению с окружающим миром»

   Дошкольный возраст-  это возраст образных форм сознания . Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, раз...

Конспект по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром на тему: "Зима.Зимующие птицы."

Конспект по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром на тему: "Зима.Зимующие птицы."...

Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для старших дошкольников "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Ёж"

Цель: Формирование навыка пересказа текста по плану с использованием наглядной опоры.Задачи:Образовательная. Познакомить детей с рассказом Е. Чарушина «Ёж». Учить составлять пересказ услыш...

Конспект занятия для детей с заиканием по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

Конспект занятия для детей с заиканием по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшей группы по теме "Идет Весна"...

Конспект занятия учителя-дефектолога по развитию речи на основе ознакомления с окружающим по теме "Путешествие в воздушную лабораторию"

Конспект занятия учителя-дефектолога по развитию речи на основе ознакомления с окружающим по теме "Путешествие в воздушную лабораторию" в рамках проекта "Дни науки в ДОУ".Цель:-фор...