Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для старших дошкольников "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Ёж"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Ефименко Надежда Владиславовна

Цель: Формирование навыка пересказа текста по плану с использованием наглядной опоры.

Задачи:

Образовательная. Познакомить детей с рассказом Е. Чарушина «Ёж». Учить составлять пересказ услышанного текста по плану с использованием наглядной опоры. Закреплять знания детей о еже.

Коррекционно - развивающая. Развивать связную речь детей, мышление, зрительную память и зрительное восприятие, слуховое внимание. Продолжать развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением. Работать над выразительностью речи.

Воспитательная.  Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе, интерес к художественной литературе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казённое учреждение Омской области

 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 «Детский дом № 3 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект занятия по развитию речи

на основе ознакомления с окружающим миром

для детей дошкольного возраста

с ограниченными возможностями здоровья

3 года обучения

Тема: "Пересказ рассказа Е.Чарушина «Ёж»"

                                                                 

                                                                 

                                                                Выполнила:

                                                                Учитель-дефектолог

                                                                Ефименко Надежда Владиславовна,

                                                                первая квалификационная категория

 

ОМСК – 2017

Цель: Формирование навыка пересказа текста по плану с использованием наглядной опоры.

Задачи:

Образовательная. Познакомить детей с рассказом Е. Чарушина «Ёж». Учить составлять пересказ услышанного текста по плану с использованием наглядной опоры. Закреплять знания детей о еже.

Коррекционно - развивающая. Развивать связную речь детей, мышление, зрительную память и зрительное восприятие, слуховое внимание. Продолжать развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением. Работать над выразительностью речи.

Воспитательная.  Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе, интерес к художественной литературе.

Предварительная работа. Проведение занятий по развитию речи по лексическим темам «Осень», «Дикие животные», «Подготовка животных к зиме». Разучивание хороводной игры «Собрались все дети в круг!», пальчиковой гимнастики «Ёжик, ёжик, хитрый ёж…», чистоговорок про ёжика, считалочки, подвижной игры «Ёжик».

Оборудование: Проектор, экран, оценочное полотно, наборное полотно, опорные картинки для составления рассказа, видеозапись с обращением ёжика, аудиозапись «Фырчанье ёжика», презентация по содержанию текста, мяч, корзина.

Раздаточный материал: шаблоны ёжиков с прищепками, яблоки для поощрения детей, раскраски с изображением ёжика.

Лексический материал: свернулся, развернулся, удрал, страх.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Педагог:

- Проходите ребята в зал. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Когда к нам приходят гости, что мы обычно делаем?

Дети:

- Здороваемся!

Педагог:

- Давайте с ними поздороваемся!

Хороводная игра «Собрались все дети в круг!»

Собрались все дети в круг.

Я твой друг!

И ты мой друг!

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Педагог:

- Сегодня утром, когда я вошла в группу, то увидела на столе вот эту посылку. Давайте посмотрим, что там.

Педагог достаёт диск с видеообращением ёжика.

 Просмотр видеописьма.

На экране ёжик.

«Доброе утро, дороге ребята! У меня завтра день рождения и я хотел испечь яблочный пирог для своих друзей - лесных жителей. Но случилась беда. Мешок, в котором лежали мои яблочки, унёс серый волк. И я не знаю, что делать! Ребята, помогите мне, пожалуйста! Соберите для меня новые яблочки».

Педагог: 

- Поможем ёжику?

Дети: Да.

Педагог:

- Ребята, а для того чтобы получить яблочки, вам нужно хорошо потрудиться. Быть внимательными, слушать все задания и правильно их выполнять, не перебивать друг друга и стараться отвечать на все вопросы полным ответом. Кто соберёт больше всех яблок, тот будет умница! Кто соберёт поменьше, тот будет молодец. А кто соберёт мало яблок, тому нужно будет  ещё поучиться. Ребята, а если вы все вместе соберёте много яблок, то ёжик сможет испечь яблочный пирог для своих гостей.

- А теперь вспомните, о ком мы говорили на прошлом занятии?

Дети:

- О еже.

Педагог:

- А сегодня тема нашего занятия "Пересказ рассказа Е. Чарушина «Ёж»". Вы познакомитесь с этим рассказом, а потом будете учиться составлять его с помощью картинок. Работать будем вместе и по одному. А ещё вас ждёт много интересных игр.

- Послушайте внимательно загадку. Только дослушайте до конца. Будьте внимательны!

Этот маленький зверёк

Не лисица, не хорёк.

Кушать любит он мышат,

Червяков и лягушат.

Каждый год в своей норе

Спать ложится в ноябре

Победить змею он может.

Он в колючках.  Это – (ёжик).

На экране появляется картинка с ёжиком.

Педагог:

- Конечно ёжик!  Какие вы у меня молодцы! Дослушали загадку до конца и отгадали правильно и получаете своё первое яблочко!

Дети поощряются яблоками.

2. Основная часть

Педагог:

- А теперь давайте поиграем.

Дети проходят за столы.

Дидактическая игра с прищепками «Колкие иголки»

Педагог:

- Ребята, у вас в тарелочках лежат ёжики. Чего не хватает у них?

Дети:

- Иголок.

Педагог:

- Давайте прикрепим на их спинки иголки, ведь они ёжику очень нужны. А прикреплять будем их на одинаковом расстоянии друг от друга.

- У Саши и Миши будет по пять прищепок.

- У Руслана три.

- А Денис будет прикреплять прищепки по образцу, глядя на картинку.

Дети прикрепляют прищепки на шаблоны.

Педагог:

- Какие замечательные ёжики у вас получились. Ребята, а зачем на спине у ёжика иголки?

Дети:

- Чтобы защищаться от врагов.

Педагог:

-Правильно, а кто самые страшные враги ежей?

Дети:

- Лиса, волк, филин, сова.

Педагог:

- А как ёжик защищается, спасается от врагов?

Дети:

- Он сворачивается в клубок.

Упражнение «Ёжик свернулся в клубок»

Педагог:

- Давайте покажем пальчиками, как он сворачивается в «клубок». Все движения мы будем сопровождать словами «свернулся» и «развернулся».

Дети сжимают пальчики в «кулачок» и обратно распрямляют их, сопровождая движения пальцев соответствующими словами.

Педагог:

- Ребята, а ёж  дикое или домашнее животное?

Дети:

- Дикое.

Педагог:

- Значит,  где живёт еж?

Дети:

- В лесу.

Педагог:

- Вспомните, а какие звуки может издавать еж?

Дети:

- Он фырчит, пыхтит.

Педагог:

- Давайте послушаем, как ёжик фыркает и пыхтит.

Включается аудиозапись с фырчаньем ежа.

Педагог:

- Ёжик ведёт ночной образ жизни. Если домой его принести, то никто не будет спать. Ни взрослые, ни дети, потому что ёжик ночью бегает, топает, фырчит и сопит. А что любит кушать ёж?

Дети:

- Ёжик любит есть червяков, улиток, гусениц.

Педагог:

- Конечно, ёжик друг всех огородников. Он любит есть насекомых мелких грызунов. Молодцы, дети! Вы столько много знаете про ёжика. За ваши знания вы получаете ещё по яблочку.

Дети поощряются.

Педагог:

- Про ёжика, про это удивительное животное, написано много сказок, рассказов, стихов и конечно же песен. Мы тоже с вами знаем песенку про хитрого ёжика. Но мы не просто будем с вами петь песенку, а будем проговаривать каждое слово и будем помогать себе пальчиком. Давайте встанем в круг.

Пальчиковая гимнастика под музыку.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж            (Руки сжаты в кулачки.  Поворачиваем                    

                                                     их из стороны в сторону).

На клубочек он похож.                          

На спине иголки                       (Имитируем руками колючки).

Очень-очень колки.

Под проигрыш дети делают шаг вперёд и приседают, потом шаг назад и приседают.

Хоть и ростом ёжик мал, 

Нам колючки показал,             (Повертеть пальцами, имитируя

                                                     иголки  вправо и влево)

А колючки тоже 

На ежа похожи.                        (Делаем ладошками «фонарики» и

                                                   приседаем под музыку)

Под проигрыш дети делают шаг вперёд и приседают, потом шаг назад и приседают.

На ежа мы поглядим, 

Молочка ему дадим,                 (Сделать «блюдечко» ладошками и

                                                     показывать их из стороны в сторону) 

Но не тронем колкие 

На спине иголки мы.                (Грозят пальчиком).

Под проигрыш дети делают шаг вперёд и приседают, потом шаг назад и приседают.

Педагог:

- Молодцы, ребята, со всем вы справились. И загадку разгадали, и на все мои вопросы ответили. А как замечательно играли с пальчиками. За это вы получаете ещё по яблочку.

Дети поощряются.

Педагог с детьми подходит к столу, на котором лежат разные книги.

Педагог:

- Ребята, а как вы думаете, о ком сегодня мы будем читать рассказ?

Дети:

- О ёжике.

Педагог:

- Правильно, ребята. Выберите нужную книгу.

Дети выбирают книгу Е. Чарушина «Ёж».

Педагог:

- Теперь присаживайтесь на стульчики. Ножки ровненько поставим и спинку прямо держим.

Я сегодня хочу прочитать вам рассказ, который написал Евгений Чарушин. Этот рассказ очень удивительный и интересный, а называется он «Ёж».

- Как называется рассказ, вы запомнили?

Приготовьте свои ушки. Приготовьте свои глазки, чтобы они потом помогли вам пересказать этот рассказ.

Чтение адаптированного рассказа.

«Ходили ребята в лес. Нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка, возьми его руками - везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в тарелочку. А еж лежит шариком и не шевелится. Вот он час лежал и еще целый час. Потом вылез из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет? Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся. А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались - ежик и удрал к себе обратно в лес».

Педагог:

- Ребята, вам понравился рассказ?

Дети:

- Да.

Педагог:

- Как он называется?

- Кто его написал?

- Евгений Чарушин пишет все рассказы про животных. И мы с вами обязательно ещё почитаем рассказы этого автора.

Теперь давайте попробуем вспомнить, как наш рассказ начинался, что было дальше и чем он закончился.

Пересказ по плану с наглядной опорой.

Педагог выставляет наборное полотно. Дети должны будут по содержанию текста находить соответствующие картинки и ставить на наборное полотно.

Педагог:

- Я приготовила вам картинки, которые помогут вам вспомнить содержание прослушанного рассказа. Картинки мы будем выкладывать по очереди. Вначале нужно вспомнить, как начался рассказ.

Педагог задаёт детям вопросы по тексту, а дети выбирают нужную картинку, ставят её в наборное полотно и говорят предложение.

Вопросы педагога:

- Куда ребята ходили?

- Кого ребята нашли в лесу?

- Что сделал ёжик от страха?

- Почему ребята не укололись? Куда они положили ёжика?

- Куда они его принесли? Чем они его угостили?

- Что было потом? Запах чего почувствовал ёжик?

- А что в это время делали ребята?

- Чем всё закончилось?

Педагог:

- Молодцы, ребята! Вы вспомнили весь рассказ от начала и до конца!

И за это получаете ещё по одному яблочку.

Дети поощряются.

Педагог:

- А теперь нужно немного отдохнуть.

Чистоговорки с мячом.

Дети встают в полукруг.

- Я буду произносить вам чистоговорки и кидать мяч. Вы должны будете поймать мяч, произнести эту же чистоговорку и вернуть мне мяч обратно.

Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать.

Всё правильно и внятно,

Чтоб всем было понятно.

Ги-ги-ги – ножку ёжик береги.

Ди-ди-ди – очень много не ходи.

Ге-ге-ге – дай зажить больной ноге.

Ре-ре-ре – посиди пока в норе.

Ять-ять-ять – заживёт, пойдёшь гулять.

Педагог:

- Молодцы, ребята! Вы и с этим заданием справились. И снова получаете по яблочку.

Дети поощряются.

Педагог:

- Теперь давайте попробуем превратиться в ёжиков и поиграть. А кто будет ёжиком нам поможет выбрать считалочка. Встаём в круг, возьмёмся за руки. Я буду считать, а вы вместе со мной повторяйте слова.

Ежик-ежик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Хочет с нами поиграть,

Всех ребят пересчитать!

Ребёнок выходит в середину круга, переодевается в ёжика.

Подвижная игра «Ёжик»

Ёжик, ёжик, покажи   (Дети идут по кругу, взявшись за руки)

Нам свои иголки.

Говорят, что вы ежи

Очень, очень колки.

Покажи, покажи,    (Дети останавливаются и протягивают свои руки вперёд, показывая на ёжика)

Нам свои иголки.   (Дети грозят ёжику пальчиком).

Говорят, что вы ежи

Очень, очень колки.

Я клубочком свернусь   («Ёжик» сердится, ставит руки на пояс)

По дорожке покачусь

Кто дорожку перейдёт

На иголки попадёт

Раз, два, три – БЕГИ!   (Дети разбегаются в разные стороны под музыку).

- Вам понравилось в «Ёжика» играть? Молодцы! Вот вам ещё по одному яблочку за вашу замечательную игру.

Дети поощряются.

Педагог:

- А теперь садимся на стульчики. Я попробую рассказать вам рассказ ещё раз. Я всё запомнила. Вы мне помогли.

Педагог вновь выставляет наборное полотно, которое уже с картинками.

Педагог:

- Ой, ребята, я, кажется, забыла несколько слов. Вы поможете мне?

- Давайте, я начну рассказывать, а если забуду какое-то словечко, то вы мне поможете его вспомнить, хорошо?

Игра «Доскажи словечко»

Педагог:

- Ходили ребята в …..лес.

- Нашли дети под кустом…..ежа.

- Ежик свернулся ……клубочком.

- Закатили ребята ежа в……шапку.

- Принесли ежа….домой.

- Налили ежу….молока.

- Ёж развернулся и стал кушать…..молоко.

- Ребята зазевались и ёжик убежал обратно к себе….в лес.

-Какие вы молодцы! Ну раз вы мне помогли, значит и сами сможете составить рассказ от начала и до конца. Только будем говорить предложения по очереди, друг за другом и не перебивать друг друга.

Пересказ текста по плану с использованием наглядной основы.

Дети по очереди пересказывают рассказ по плану с наглядной опорой.

При затруднении, педагог помогает детям наводящими вопросами.

-Молодцы, вы рассказали интересный рассказ и заработали ещё по одному яблочку.

Дети поощряются.

3. Итог занятия

Педагог:

- Ребята, чем мы сегодня занимались?

- С каким рассказом познакомились?

- Кто его автор?

- Чему научились?

- Что вам больше всего понравилось делать?

- Миша, как ты считаешь, кто из детей лучше всех сегодня занимался? Отвечал полным ответом на вопросы?

- Саша, а ты как считаешь, у тебя всё сегодня получилось или возникали какие-то трудности?

- Ребята, посмотрите сколько вы сегодня много яблочек заработали! Теперь мы с вами можем сложить их в корзинку и отнести нашему ёжику. Он испечёт вкусный пирог для своих гостей и все будут рады.

Дети совместно с педагогом складывают яблоки в корзинку.

Педагог:

- Ребята, посмотрите! Ёжик для вас в корзинке оставил вот такие раскраски и карандаши в благодарность за вашу помощь.

Педагог:

- Ребята, вам понравился подарок от ёжика?

Дети:

- Да.

Педагог:

- Что нужно за подарки сказать?

Дети:

- Спасибо!

Самооценка детей.

Педагог:

- У меня есть 2 тарелочки: в одной солнышки, а в другой тучки. Вы можете взять любую картинку, но сначала подумайте: если вам на занятие было интересно и у вас всё получилось, то возьмите солнышко, а если кому-то было не интересно и трудно, то возьмите тучку.

Обобщение педагогом самооценки детей.

Педагог:

- И на последок я хочу с вами поиграть ещё в одну игру.

Заключительная игра.

Дружно хлопнули в ладоши,

Вместе топнули ногой.

Всё во что мы здесь играли

Мы запомнили с тобой.

До свидания, сказали

И ладошкой помахали!

Дети уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей при ознакомлении с окружающим миром. «Семья». Конспект открытого занятия во 2-ой младшей группе

Цель:-Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе.-Воспитывать желание заботиться о близких.-Развивать чувство гордости за свою семью.-Развивать речь детей.-Активизировать сло...

«Использование знаковой символики на занятиях по развитию речи и рисованию, ознакомлению с окружающим миром»

   Дошкольный возраст-  это возраст образных форм сознания . Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, раз...

Конспект по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром на тему: "Зима.Зимующие птицы."

Конспект по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром на тему: "Зима.Зимующие птицы."...

Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для старших дошкольников "Февраль - последний зимний месяц"

Вид занятия: развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Февраль – последний зимний месяц».Цель занятия: расширение и систематиза...

Конспект занятия для детей с заиканием по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

Конспект занятия для детей с заиканием по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшей группы по теме "Идет Весна"...

Конспект занятия учителя-дефектолога по развитию речи на основе ознакомления с окружающим по теме "Путешествие в воздушную лабораторию"

Конспект занятия учителя-дефектолога по развитию речи на основе ознакомления с окружающим по теме "Путешествие в воздушную лабораторию" в рамках проекта "Дни науки в ДОУ".Цель:-фор...