Главные вкладки

    Методы народной педагогики в социокультурной абилитации детей раннего возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.
    методическая разработка по теме

    Осипова Ирина Игоревна

     

    Фольклор применяется нами как комплексное средство воздействия на ребенка; с его помощью формируется картина образов и представлений, которая и становится базой для дальнейшего конструирования системы культуры внутри человека, его социальной идентичности.

    Мама «особого» ребенка вместе с ним на занятиях вовлекается в творческий воспитательный процесс: учится петь, играть, расширяет арсенал педагогических средств, взаимодействует с ребенком телесно, эмоционально, открывает в нем новые возможности, а в себе – новые эмоции по отношению к нему, к жизни, адаптируясь к ситуации рождения «проблемного» ребенка. Все это вместе помогает родителям поиску нового языка взаимодействия, формированию трезвого отношения к оценке условий семейного воспитания с точки зрения их соответствия особенностям ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_metody_narodnoy_pedagogiki.osipova_i.i.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование фольклорных средств и методов народной педагогики в социокультурной абилитации детей раннего возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.

    Осипова Ирина Игоревна

    Руководитель структурного подразделения «Служба ранней помощи»,

    учитель-дефектолог ГБОУ детский сад компенсирующего вида 2607,

    педагог-психолог Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ

    Оказание ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из наиболее значимых направлений современной психологии и коррекционной педагогики. В Службах ранней помощи, широко создающихся сейчас, многие семьи, имеющие детей с ОВЗ, получают необходимую поддержку специалистов.

    Поставленная государством цель нашей работы - «психолого–педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с нарушениями развития (риском нарушения), подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии». Для решения задач, приближающих выполнение этой цели, специалистами в области ранней помощи используются различные средства, методы и технологии.

    В нашей работе мы опираемся на методы народной педагогики и этнокультурные средства. Мы обращаемся к фольклору не только из-за большого выбора универсального доступного содержания для самых разнообразных организованных игр и занятий. Использование этого материала в работе является не самоцелью, а необходимостью, ведь перспективная цель работы Службы ранней помощи – не просто формирование отдельных умений и навыков, а постепенное введение ребенка с ОВЗ в культуру и социум через построение базовых психических процессов [5].

    «Развитие ребенка – от момента появления на свет и до зрелости – есть формирование его как члена общества, процесс становления его как личности» (Д. Б. Эльконин.). Поэтому вне зависимости от личных возможностей и потребностей наиболее значимой целью всего развития любого человека, в том числе с ОВЗ, является самореализация [8]. Творческое отношение к жизни, самореализация обеспечивается как собственными усилиями, так и в «содеятельности» с другими и реализуется в доступных человеку культурных формах [7, 8].

    На раннем этапе развития ребенка вхождение в культуру реализуется в форме воспитания. В народной традиции воспитание всегда опирается на бытовую, хозяйственную деятельность и является целенаправленным воздействием на ребенка с целью формирования у него адекватных навыков, необходимых для нормальной социокультурной жизни. Приемы, навыки традиционного семейного воспитания не преподносятся в виде специального обучения, а постепенно, прежде всего, на личном примере родителей, старших братьев и сестер, передаются изо дня в день новому поколению. В этом процессе происходит освоение социокультурного окружения: культурного пространства-времени, функциональных объектов, способов деятельности, общения, нормативных образований [4].

    Процесс психического развития ребенка в первые годы жизни невозможно рассматривать вне его постоянного взаимодействия с матерью, которая является посредником и организатором практически всех его контактов.

    Первым в «возрастном смысле» – в период раннего детства – является материнский музыкальный фольклор. К нему относятся колыбельные песни, пестушки и потешки, сопровождающие телесный контакт с ребенком. Поскольку смысловая (словесная) нагрузка еще не воспринимается ребенком в этом возрасте, наибольшее значение имеют звуковые воздействия. Длительность, ритм, строение фразы, тональность – все это не только развивает восприятие, эмоционально подкрепляет активность, но и определенным образом воздействует на формирование всей психики ребенка [1, 4]. Ритмическая составляющая является базой для складывания пространственно-временных представлений, которые, в свою очередь, являются необходимой основой для будущего развития игры, а впоследствии – обучения ребенка.

    Учитывая то, что присвоение культурного опыта возможно только в результате собственной деятельности ребенка, наша работа строится с опорой на доступные, эмоционально емкие средства, способные вовлечь и заинтересовать, в первую очередь, мам. Это возможность дать им инструменты эффективного творческого взаимодействия с ребенком в коррекционно-воспитательном, абилитационном процессе. Фольклорное содержание всегда понятно, просто для запоминания и повторения, эмоционально окрашено, ритмично.

    Не только сам материал, используемый нами на занятиях, ритмически организован, но и сам годовой цикл игровых сеансов имеет свой ритм. Программа игровых сеансов составлена с опорой на смену времен года и изменения в природе, а сами занятия построены на смене темпов деятельности, имеют свои неизменные этапы, смысловые и эмоциональные акценты.

    Наиболее важным базовым психическим процессом для ребенка с выраженными нарушениями развития раннего или дошкольного возраста вне зависимости от его когнитивных возможностей является формирование схемы тела, внутреннего пространства. Развитие схемы тела происходит за счет взаимодействий, разнообразных ощущений, возникающих вследствие соприкосновения с окружающим миром; разнообразных комфортных и дискомфортных контактов, соприкосновений с другими людьми, собственной двигательной активности [6].

    Постепенно из многообразия этих ощущений у ребенка складывается пространственно-временная система координат, развивается эмоциональная сфера, оформляются границы собственного тела – формируются предпосылки самосознания.

    Телесные игры, забавы и хороводы, в основе которых – народные пестушки, потешки, прибаутки, используются нами на каждом занятии. Хоровод – неизменная часть группового занятия, это наилучшая форма для формирования представлений о себе и «другом», для первичной коммуникации, телесного контакта, использования жестов как знаков, а также для развития подражания, произвольности, принятия правил.

    Таким образом, фольклор применяется как комплексное средство воздействия на ребенка; с его помощью формируется картина образов и представлений, которая и становится базой для дальнейшего конструирования системы культуры внутри человека, его социальной идентичности [1, 5].

    Мама «особого» ребенка вместе с ним на занятиях вовлекается в творческий воспитательный процесс: учится петь, играть, расширяет арсенал педагогических средств, взаимодействует с ребенком телесно, эмоционально, открывает в нем новые возможности, а в себе – новые эмоции по отношению к нему, к жизни, адаптируясь к ситуации рождения «проблемного» ребенка. Все это вместе помогает родителям поиску нового языка взаимодействия, формированию трезвого отношения к оценке условий семейного воспитания с точки зрения их соответствия особенностям ребенка, паритетного отношения к ребенку, усилению его самостоятельности [2, 3].

    Необходимо еще раз сказать и о ресурсах специалистов, осознанно выбирающих обращение к народной педагогике и фольклорному материалу. Мы применяем фольклор как дополнение к программе игровых сеансов в службе ранней помощи  в течение 4 лет. Эта работа дает нам возможность использовать достаточное количество речевого материала и упражнений, не перегружая малышей, позволяет ненавязчиво, в игровой форме создавать условия их воспитания и обучения, облегчая детям с ОВЗ овладение культурными навыками. Методы народной педагогики дают зримые ориентиры в работе специалистов, ощущение целостности педагогической деятельности, всестороннего охвата коррекционно-воспитательного воздействия на ребенка и его окружение.

    Литература.

    1. Дыкман Л. Гармоничный ребенок. Как этого достичь?/- СпБ.: Деметра, 2003
    2. Казьмин А.М., Петрусенко Е.А., , Перминова Г.А., Чугунова А.И., Пайкова А.М., Склокина Н.А. Материалы курса «Основы ранней помощи семьям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями развития», МГППУ, 2008
    3. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии/ – М: Просвещение, 2008
    4. Московкина А.С. Процессы формирования культуры детства в традиционном обществе. Материалы НПК  «Искусство как творчество социальности и проблемы социокультурной реабилитации»/ - М.: РОО «Круг», 2010
    5. Попова Н.Т. Культурологические аспекты развивающей педагогики/ Постижение культуры. Ежегодник, вып.11. - М., 2001
    6. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза/ - М: Генезис, 2007
    7. Шеманов А.Ю. Понятие доступности социокультурной среды и его значение для методологии реабилитации/ Материалы МНПК «Инклюзивное образование: методология, практика, технология» - М.: МГППУ, 2011
    8. Эльконин Д. Б. Детская психология/ – М: Педагогика, 2008

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

    Целью данной Программы является построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ. Всестороннее развитие психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальн...

    Конспект коррекционного занятия по теме: «Кошка с котятами» для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья с использованием технологии коммуникативные игры.

    Цель:  Формировать интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, способствовать формированию положительных эмоций, доброжелательных взаимоотношений, создавать  положительный...

    «Формирование психических функций у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья»

    Актуальность данной темы продиктована  увеличением количества детей с ОВЗ в детских садах общеразвивающей направленности, из чего вытекает необходимость выявления и направления на ТПМПК так...

    Конспект коррекционного занятия по теме: «Разноцветные карманы» для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья с использованием технологии развивающие игры: Блоки Дьенеша.

    Цель:  Закрепить умение дифференцировать и группировать предметы  по цвету в процессе игровых действий.Задачи:Образовательные: Закрепление понятий «большой», «маленьки...

    АДАПТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «ИГРУШКИ»

    Аннотация: адаптационная коррекционно-развивающая  программа «Игрушки» предназначена для детей от 2 до 3 лет, имеющих статус «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья&raqu...

    ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «ПИРАМИДКА»

    Аннотация: коррекционно-развивающая  программа «Пирамидка» предназначена для детей от 2 до 3 лет, имеющих статус «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья». Программ...

    Организация театрализованной деятельности детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

    Содержание: 1. Введение 2. Содержание работы по театрализованной деятельности с детьми раннего возраста с ОВЗ 3. Организация театрализованной деятельности с детьми раннег...