Главные вкладки

    Педагогический опыт по теме: "Особенности организации художественно - творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью"
    методическая разработка по коррекционной педагогике

    Светлана Юрьевна Скопинцева

    Педагогический опыт по теме: "Особенности организации художественно - творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО – ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

    Скопинцева Светлана Юрьевна,

    воспитатель

    высшей квалификационной категории

    МБОУ «Начальная школа – детский сад»

    г. Воркуты

    Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.
    Мир «особого» ребенка необычен и красив.
    Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
    Мир «особого» ребенка, иногда он нас страшит.
    Почему он агрессивен? Почему порой, закрыт.

    Почему он так напуган? Смотрит вдаль и лишь молчит?
    Как сберечь, не ранив душу, не озлобить, не сломать?

    И в огромном мире этом, полноценным человеком стать…

    В рамках обеспечения равных возможностей для получения качественного образования всеми гражданами РФ независимо от пола, национальности, социального статуса и других индивидуальных факторов при разработке ФГОС дошкольного образования, основанного на идее системно-деятельностного подхода в обучении и сохранения преемственности программного содержания, были максимально учтены образовательные потребности всех категорий дошкольников. ФГОС дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) предусматривает не оценивание, а создание многообразия возможностей для личностного развития, успешной социализации и последующей самореализации.

    Актуальность:

             Сегодня ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями. Устанавливая ФГОС дошкольного образования, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.

    Основной задачей в своей педагогической деятельности считаю создание для особенных воспитанников психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с здоровыми детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

    В настоящее время наше Учреждение участвует в  реализации программы «Доступная среда», с 2017 года является муниципальным ресурсным центром по обновлению содержания образования «Создание специальных условий для получения образования детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Механизмы адаптации образовательной  программы для детей с ОВЗ».

             Данная деятельность  предусматривает создание специальных образовательных условий для совместного обучения детей с инвалидностью и детей с ОВЗ. Это один из главных ориентиров доступной среды, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от нормы.

              Для особых детей участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет развития сохранных компенсаторных анализаторов, своих способностей и трудолюбия очень важно, так как способствует реализации себя,. Природа не терпит пустоты! Физические нарушения она компенсирует чуткой душой, чутким отношением к миру.  Такой чуткий ребёнок, участвуя в художественно -  творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социум, равные возможности для дальнейшего существования в нем.

     «Творчество, – пишет В.В.Давыдов, – является уделом всех,… оно является нормальным и постоянным спутником детского развития».

    Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей.

    Развитие способностей и дарований в значительной степени зависит от активной творческой деятельности самих людей. Всестороннее развитие способностей, открывает  каждому человеку доступ к разным профессиям и формам деятельности.

    Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка.

             Свои чувства и эмоции, а также знания и отношения ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения.

    Осуществляя педагогическую деятельность, я применяю особые методы художественно - эстетического воспитания:

    - метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой, музыкальной деятельности);

    - метод диалогичности (позволяет  детям общаться с произведением искусства, вступить с ним в диалог, услышать одушевленный и  представить неодушевлённый предмет);

    - метод сравнений (для  активизации мышления);

    - метод «открытий» (творческая деятельность  порождает новую  идею);

    - метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);

    - метод  привлечения жизненного опыта детей (помогает ИКТ);

    - метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность  детей, помогает найти верное решение из возможных);

    - визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);

    - словесный метод;

    - наглядный метод.

    Формы работы:

    - индивидуальный подход в совместной образовательной деятельности;

    - коллективно - творческая деятельность детей с ОВЗ на групповых занятиях;

    - участие в конкурсном движении различного уровня;

    - кружковая деятельность.

    На сегодняшний день актуальным является проведение мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей, а так же проведение коррекционной деятельности по устранению различных нарушений. Такие возможности дает для меня логоритмика. В коррекционной работе с детьми с разными отклонениями  или зрительными диагнозами–логоритмические занятия, каждое из которых является сюжетным, используются: игровая мотивация, пантомима, музыкальные рассказы и импровизации. Музыка на этих занятиях является организующим началом движений. Каждый музыкальный сигнал вызывает немедленную двигательную реакцию. Это позволяет развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентировку, способствует коррекции речевых нарушений, например, фонематического слуха. Дети легко справляются со всеми заданиями логоритмики, поскольку их увлекает игровая форма. 

    В странах Европы в XX в. получила применение система ритмического воспитания под названием «метод ритмической гимнастики», созданная швейцарским педагогом и музыкантом Эмиль Жак-Далькроз (1865–1950). Впоследствии из данной системы выделяется и формируется новое направление — логопедическая ритмика или логоритмика.  Логоритмическая деятельность включает в себя здоровьесберегающие технологии, которые оказывают благотворное влияния на организм ребенка. Логоритмика способствует результативному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, активизации и расширения словарного запаса детей. Известно, что у детей, страдающих общим недоразвитием речи, часто имеются нарушения и слухового восприятия, и эмоционально-волевой сферы, недоразвитие ритмического слуха. Для них характерны трудности воссоздания ритмической структуры стихотворных текстов, слов. Решение данной задачи упрощается за счет взаимосвязи и тесного взаимодействия трех компонентов: ритма, слова и движения. Определенные упражнения, ритмические распевки,  пропевание отдельных слогов и фраз положительно влияют и на состояние речевой моторики.  Логоритмическая деятельность способствует развитию слуховых функций, пространственных представлений, творческих, интеллектуальных способностей, способствует развитию эмпатии, развитию коммуникативных навыков, коррекции речевой функциональной системы.
    В связи с пересмотром системы образования в целом, и внедрением ФГОС, результаты освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров, в которых прописаны характеристики возможных достижений ребёнка. Логоритмические игры и упражнения способствуют их реализации. Логоритмика содействует решению задач ФГОС дошкольного образования.

    Зависимость между развитием движений человека и речи была замечена еще в прошлом веке. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук — один из основных показателей интеллектуального развития, следовательно, готовности к школьному обучению. Логоритмическая деятельность включает пальчиковую гимнастику, песни и стихи, сопровождаемые движением рук, упражнения на развитие координации и общей моторики, которые развивают как обычного ребенка, так и особенного, и способствуют его к подготовке к школе. Последовательность работы с детьми и конкретные задачи логоритмики определяются и варьируются в соответствии с характером нарушений в развитии ребенка, индивидуальных и возрастных особенностей детей. Элементы логоритмических упражнений можно использовать благодаря гибкому режиму ОУ в течение всего дня и на улице, во время непосредственной образовательной деятельности, так и физкультминутки, перед сном или после сна в виде дыхательных упражнений.

    Как и у любой науки,  у логоритмики есть свои дидактические и специфические принципы. Дидактические принципы: —принцип систематичности (последовательное изложение материала, использование различных вариантов упражнений, поэтапность и обоснованность использования материала); —принцип сознательности и активности (проявление активного и осознанного отношения ребенка к деятельности; к детской активности побуждает эмоциональностью, музыкальная образность, разнообразие игр, игровых упражнений, приемов); —принцип наглядности (реализуется с помощью наглядного показа движения, иллюстраций, образное слово помогает представить детям определенный образ); —принцип доступности и индивидуализации (учитывается возраст детей их индивидуальные особенности).

    Специфические принципы: —принцип развития (необходимо учитывать индивидуальные возможности развития личности ребенка); —принцип всестороннего воздействия (логоритмические упражнения оказывают влияние на весь организм ребенка); —принцип учета симптоматики (учет характера нарушений, физических возможностей ребенка; —принцип комплексности (совокупность воздействия разными средствами).

    Исходя из этих принципов и общих задач логоритмики, учитывая особенности (характер нарушения) ребенка и его возраст, личностные характеристики, зависит структура построения коррекционного воздействия. В своей работе уже с младшей группы я использую элементы логоритмики. У детей младшего дошкольного возраста находят эмоциональный отклик двигательные упражнения, танцевально-ритмические игры подражательного характера, упражнения на развитие общей моторики, развитие мышечно-двигательной и координационной сферы, что соответствует возрастному желанию детей быть в постоянном движении, их желанию подражать животным и знакомым сказочным персонажам.

               Природа щедра одарила особенных детей творческими талантами. Дети с отставанием  в развитии во многих случаях обнаруживают хорошие способности к игре на музыкальных инструментах, пению и другим способам музицирования. В случаях отставания в развитии музыкотерапия даёт наиболее показательные результаты.

                Хорошие результаты дают коррекционные музыкальные занятия с детьми имеющими ОВЗ (ДЦП, задержка психического развития, слабовидящие). У детей с ДЦП значительно освобождаются и укрепляются кисти рук, развивается тонкая моторика. Также улучшается сенсомоторная функция: дети прикладывают больше усилий для того, чтобы научиться работать пальцами. Постепенно координация таких детей совершенствуется в зависимости от возможностей организма и тяжести заболевания.

                У детей с плохим зрением повышается чувствительность подушечек пальцев рук. Они могут освоить технику игры на музыкальном инструменте, получать от этого огромное удовольствие, научившись исполнять простые пьесы.

    Значение, содержание и специфика использования музыкально-ритмических движений при обучении дошкольников с нарушением зрения, именно с такими детьми я и работаю,   отражаются в программах и методических пособиях Л. И. Плаксиной, В. А. Кручинина.

    Области научного обоснования возможностей развития и коррекции отклонений в развитии детей средствами художественной деятельности в последнее время значительно расширились. Положительное влияние занятий театрализованной деятельностью на детей с задержкой психического развития, качественные изменения в развитии воображения, знаково-символической функции мышления, внимания, возможности коррекции отклонений в развитии личностной сферы раскрыты в исследованиях Е. А. Медведевой. Особое значение в данном виде художественной деятельности играет музыка, оживляющая театральное действие, наполняющая его мелодикой, усиливающая эмоциональное воздействие и на исполнителя, и на зрителя.

    В ходе музыкальной деятельности через слушание и исполнение знакомых песен и танцев, импровизацию и экспериментирование с художественными образами, музыкально-дидактические игры, игры на музыкальных инструментах, театрализацию, хороводные игры наши воспитанники учатся раскрывать эмоциональное отношение к значению слова, использовать речь для передачи настроения, образа персонажа, включать в речь сравнительные прилагательные, отвечать полными предложениями, вступать в диалог с педагогом, согласовывать движения со словами текста. После прослушивания музыкального произведения педагог говорит с детьми о нем, предлагает подвигаться под музыку, чтобы почувствовать ее характер, передать свои чувства.

    Процесс музыкотерапии связан непосредственно с развитием наглядно-образного мышления,  которое у дошкольников с ОВЗ формируется к концу старшего дошкольного возраста. Поэтому наиболее благоприятным периодом для использования музыкальной терапии считается возраст 6-7 лет. Психологи определяют этот возраст ещё и с тем, что у ребёнка уже достаточно сформированы основные двигательные и речевые навыки, он уже может выразить в словесной форме свои эмоциональные состояния, что является достаточно важным как в диагностике, так и в коррекционной практике различных нарушений средствами музыкальной терапии.

    К фантазиям помимо музыки побуждают и другие виды искусства, например, музыкальный театр.

               Придуманные детьми истории излагаются:

    —  в виде импровизационных сценок-спектаклей с участием детей;

    — в устной форме в виде рассказов;

    — в рисунках, лепке,  аппликации;

    — в виде импровизации на музыкальных инструментах;

    — в двигательной, песенной импровизации и др.

    Из увлечений логоритмическими занятиями родилось следующее направление в моей работе – музыкальный театр.

    Говоря о формировании личности ребенка, психологи Лев Семенович Выготский, Даниил Борисович Эльконин, Александр Владимирович Запорожец, Борис Михайлович Неменский и другие акцентируют внимание на искусстве, как средстве воспитания и образования. Они считают, что приобщение ребенка к искусству обогащает его внутренний мир и раскрывает его творческий потенциал. Таким образом, современные проблемы в обучении детей с ОВЗ возможно решать с помощью искусства.

    Театральное искусство чрезвычайно приближено к детству, так как ведущий элемент театра - игра.

    Музыкальный театр - одна из кружковых форм организации музыкальной деятельности детей с ОВЗ, являющаяся наглядной формой художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через музыкальные образы.

    Таким образом, используя все виды детской деятельности, разнообразные формы и методы работы с дошкольниками, мы не только развиваем речь ребёнка, но и способствуем его полноценному, всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС, способствуем становлению речевой активности, основ коммуникативной компетентности ребенка.

    Также организована активная работа с родителями. Методы направлены на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат. Выбраны следующие формы работы:

    • Консультирование – дифференцированный подход к семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своего ребенка и были помощниками для педагогов.

    • Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.

    • Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.

    • Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п.

    Данная работа позволяет родителям «особых» детей не замыкаться  от общества и не изолировать своих детей, находить способы социализировать детей в дальнейшей жизни.

    Хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

    В завершение хочется отметить, что реализация инклюзивного дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО позволяет скомпенсировать имеющиеся у малышей недостатки психофизического развития и открывает для детей с особыми образовательными потребностями безграничные возможности для успешной социализации и личностного развития, и, что немаловажно, отличные условия для уверенного перехода на следующую ступень обучения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование нетрадиционных техник рисования в художественно-творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья

    Материал представляет собой сообщение для воспитателей компенсирующих групп детского сада для детей с различными отклонениями в развитии (задержка психического развития, умственная отсталость легкой с...

    "Использование техник рисование без кисточки в художественно-творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья"

    Статья об использовании техник рисования пальчиками, ладошкой,поролоном, ватной палочкой, оттиск печатками, отпечатки листьями....

    Художественно - творческая деятельность дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Советы родителям

    Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Искусство создает целостную картину мира посредствам эмоциональных образов,...

    Организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки

    В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки...

    Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством деятельности по художественно-эстетической направленности в условиях ДОУ

    Методологический аппарат исследования в рамках программы работы с детьми ОВЗ: цель, задачи, объект и предмет исследования, методы и методики диагностики....

    Организация коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога по формированию мыслительных операций у детей с ограниченными возможностями здоровья

    Проблема развития  мыслительных операций  у детей с детским церебральным параличом (ДЦП)  в дошкольном возрасте актуальна тем, что это является  неотъемлемым компонентом любо...