Картотека игр для развития фонематического восприятия.
методическая разработка по логопедии

Веретенникова Наталья Александровна

Картотека игр для развития фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_na_razvitie_fonem._sluha.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Скажи, что звучит?

Цель: развитие слухового внимания.

Оборудование: колокольчик, барабан, дудочка

Описание игры: Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительно музыкальные инструменты, например: треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

  1. Кто больше?

Цель: Нахождение звука в названии предметов по картине.

Оборудование: Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.

Описание игры: Педагог показывает детям картину, например «ОГОРОД». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Дети должны вспомнить, в названии каких предметов имеется заданный звук. За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

  1. ТИХО-ГРОМКО

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, координации движений, чувства ритма.

ОБОРУДОВАНИЕ: Бубен, тамбурин.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко.

Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся. Тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

  1. ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, определение направления звука.

ОБОРУДОВАНИЕ: Колокольчик.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Дети садятся группами в разных местах комнаты. Выбирается водящий. Ему предлагается закрыть глаза и угадать, где позвонили. Направление звука ребенок должен указать рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: «ПОРА» - и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает, и показывает колокольчик. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

  1. СКАЖИ, ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ.

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, накопление словаря.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали ( щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа). Дети должны ответить целыми предложениями.

  1. ЛЯГУШКА

ЦЕЛЬ: Узнать товарища по голосу.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:

          Вот лягушка по дорожке

          Скачет, вытянувши ножки.

         Увидала комара,

         Закричала…

 Тот, кого он указал, в этот момент говорит: « КВА-КВА-КВА».

По голосу водящий должен определить, кто «лягушка».

  1. УЛИТОЧКА

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Водящий (улиточка) встает в середине круга , ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога.

Угадай, кто я.

Тот, чей голос узнала улитка, сам становится улиткой.

  1. СЛУШАЙ И ВЫПОЛНЯЙ.

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, понимания словесных инструкций и фразовой речи.

ОБОРУДОВАНИЕ: Различные мелкие предметы или игрушки ( фанты).

ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

ВАРИАНТ 1.

Педагог называет 1-2 раза несколько различных движений ( одно – пять), не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были названы. А затем самому перечислить последовательность проделанных движений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется: за каждое выполненное действие – очко (фант). Набравший большее количество очков – победитель.

ВАРИАНТ 2

Педагог дает одновременно двум – трем детям задания: «Петя, побегай», «Ваня, иди в уголок, принеси мне кубик», и т.д. Остальные дети следят за правильностью выполнения.

  1. УЛАВЛИВАЙ ШЕПОТ.

ЦЕЛЬ: Развивать остроту слуха.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

ВАРИАНТ 1

Играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом ( уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды («Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные). Постепенно,  отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым и усложняет упражнения.

ВАРИАНТ 2.

Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий называет другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.

  1. ПРОДАВЕЦ И ПОКУПАТЕЛЬ

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, словаря и фразовой речи.

ОБОРУДОВАНИЕ: Бутылочки с различными наполнителями.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Один ребенок-продавец. Перед ним две коробки ( затем их число можно увеличить до четырех – пяти), в каждой из коробок разный вид круп, например, горох, пшено, манка и т.д. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Педагог, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает продукты в бутылочку, встряхивает ее и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

  1. ГДЕ ЗВУК?

ЦЕЛЬ: Нахождение места звука в слове.

ОБОРУДОВАНИЕ: Полоска из цветного картона, разделенная на три части яркими линиями, фишка.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Можно ограничиться только одной полоской большого формата на столе педагога или раздать каждому ребенку полоски и фишки. В последнем случае дети должны сидеть за столами.

 Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они все это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова. Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласный должен быть ударным ( аист, река, мак).

  1. ЖМУРКИ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ.

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, ориентации в пространстве.

ОБОРУДОВАНИЕ: Колокольчик, повязки.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ:   Вариант 1

 Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком.

 Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него; тот же старается уйти, но не убежать от водящего и при этом звонит.

Вариант 2.

Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он убегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны его поймать.

  1. НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, понятий о количестве.

ОБОРУДОВАНИЕ: Шапочка курицы, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Два стола составляют вместе. За стол садится наседка ( ребенок). Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят.

 Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она, например, постучит три раза, ребенок, у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать три раза.

  1. УЗНАЙ ПО ЗВУКУ

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, фразовой речи.

ОБОРУДОВАНИЕ: Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, дудочка, барабан).

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Играющие садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь говорит ему об этом.

 Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, бить в бубен и т.д.

 Тот, кто отгадает наибольшее количество различных шумов, выигрывает.

  1. ЧАСОВОЙ

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, ориентации в пространстве.

ОБОРУДОВАНИЕ: Повязки.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Посредине площадки чертят круг. В середине круга ребенок с завязанными глазами (часовой).  Все дети  с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «СТОЙ!». Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того, как будут  пойманы

четыре – шесть детей, выбирается новый часовой, а игра начинается сначала.

  1. КТО ЧТО УСЛЫШИТ?

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, накопление словаря и развитие фразовой речи.

ОБОРУДОВАНИЕ: Ширма, разные звучащие предметы.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Педагог за ширмой издает разные звуки, а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными.

  1. ЖМУРКИ С ГОЛОСОМ.

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, ориентировки в пространстве.

ОБОРУДОВАНИЕ: Повязки.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо ходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

  1. КТО ЛЕТИТ (БЕЖИТ, ИДЕТ, ПРЫГАЕТ)

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, накопление и уточнение значений слов, обозначающих предмет и действия предметов.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: В начале игры водящим должен быть педагог, в дальнейшем, когда дети освоятся с игрой, водящим может быть ребенок. Необходимо, чтобы у ребенка, который будет водить, был достаточный запас слов.

 Все дети сидят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: «Я буду говорить: птица летит, бабочка летит и т.д., а вы каждый раз поднимайте руку. Но внимательно слушайте, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например, « КОШКА ЛЕТИТ», тогда руку поднимать нельзя». В конце игры педагог называет более внимательных.

 В начале игры педагог говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы, давая детям подумать, правильно ли соотнесен предмет с его действием. В дальнейшем можно говорить быстро и  в конце концов ввести еще одно усложнение – водящий сам каждый раз поднимает руку независимо от того, следует это делать или нет.

НАЙДИ ИГРУШКУ

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, координации движений.

ОБОРУДОВАНИЕ: Небольшая яркая игрушка или кукла.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

Вариант 1.  Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребенок отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «ПОРА» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того, как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется – хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти. После того, как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребенок.

 Вариант 2. Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребенок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Воспитатель прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят:

Кукла Таня убежала,

Вова, Вова, поищи,

Как найдешь ее, то смело

С нашей Таней попляши.

  Если водящий оказывается в том самом месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется – хлопки стихают. Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.

«ГДЕ ПОСТУЧАЛИ?»

ЦЕЛЬ: развитие ориентации в пространстве, формирование слухового внимания.

ОБОРУДОВАНИЕ: палочка, стульчик, повязки.

ХОД:

Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий)выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них даёт палочку, ребёнок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он её находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идёт водить; если не находит, продолжает водить.

СКАЖИ, ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ

ЦЕЛЬ: накопление словаря и развитие фразовой речи.

Развитие слухового внимание.

ХОД:

Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали, (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.). Дети должны ответить целым предложением.

Игру хорошо проводить на прогулке.

ПОЧТАЛЬОН

Цель: Развивать речевой слух, вырабатывать хорошую дикцию, закрепить звук «С» во фразах при произнесении их на одном выходе, воспитывать умение готовить интонационно выразительно, в умеренном темпе.

Содержание:  Почтальон раздаёт детям сюжетные картинки. Каждый ребёнок, получив картинку, показывает её остальным детям и говорит, что на ней нарисовано. Например, используя набор таких картинок: в саду стоит  скамейка, самолёт летит высоко над лесом, собака ест суп и т.д. Методические указания: Следить, чтобы дети говорили фразы чётко, громко, на одном выдохе.

СКАЖИ, КУДА МЫ ПОЛОЖИЛИ.

ЦЕЛЬ: Закрепить правильное произношение звука «Д» во фразовой речи, развивать речевой слух, речевое дыхание, голос.

Содержание: Педагог вызывает троих детей и каждому даёт по предмету, в названии которого есть звук «Л», например, куклу, лопатку, флажок. Затем эти ребята уходят за дверь, а воспитатель вместе с оставшимися детьми прячет эти предметы среди других, но на видном месте. Дети возвращаются и ищут свои предметы. Найдя, они говорят, где их видят например, : «Кукла сидит на полке рядом  со слоном». Потом берутся новые предметы, игра повторяется с другими детьми.

 Методические указания: Воспитатель следит за отчётливым произнесением слов, за правильным произношением звука «Л» во фразовой речи. Кроме того, он следит за тем, чтобы дети произносили. Фразы на одном выдохе и достаточно громко.

ЗИМА ИЛИ ЛЕТО?

ЦЕЛЬ: добиться различения звуков «В»--«Ф», умения правильно их произносить. Развивать длительный ротовой выдох, умение произвольно включать голос.

Содержание: Воспитатель: «Летом ярко светит солнышко, дует тёплый, лёгкий ветерок. Он дует так –ффф…. . Зимой холодно и дует сильный ветер, он гудит вот так –ввв…. . Он предлагает детям сначала показать, как дует лёгкий ветерок, а затем – как гудит сильный ветер.

Затем воспитатель длительно произносит звук «Ф». то звук «В», а ребята должны определить какое время года: Зима или лето.

Методические указания: Следить за тем, чтобы дети правильно произносили звуки «Ф» и «В», длительно и на одном выдохе.

Показать, что при произнесении звуков «Ф» и «В» нижняя губа образует окошечко с верхними зубами, в которое выходит ветерок, но при «Ф» он идёт тихо, а при «В»-гудит.

КТО ЧТО УСЛЫШИТ?

ЦЕЛЬ: формирование слухового внимания, накопление словаря и развитие фразовой речи.

ОБОРУДОВАНИЕ: ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка, с камешком или горохом, труба и т.д.  

ХОД:

Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

23:37


     
    

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие.


Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.
 



1. Выдели слово.
 

Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

2. Какой звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

3. Подумай, не торопись.

Предложите детям несколько заданий на сообразительность :

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова
стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова
сыр. (Воробей, грач...)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы
к, а последний - а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на
"А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д.

Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.
 

4. Шутки - минутки.

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Примеры:

Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин
том.

За окошком зимний сад,
Там листочки в
бочках спят.

Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет
мёд.

Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный
лук 
С длинными усами.

Божья коробка,
полети на небо,
Принеси мне хлеба.

5. Звуки по кругу.

(развитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте слова и определения их места в названии предмета).
 

Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 - зеленых, 3 - синих.

В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые - для мягких звуков, синие - для твердых звуков). На коробках наклеены буквы:
"н" - начало слова, "с" - середина слова, "к" - конец слова.

Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку.
Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.
 

6. Начало, середина, конец.

(развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета).
 

Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.

Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук
"м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека игр на развитие фонематического восприятия

развитие фонематического восприятия...

Картотека игр по развитию фонематического восприятия

Подборка игр для коррекционной работы с детьми с ОНР...

Картотека игр, способствующих развитию фонематического восприятия

Картотека игр для детей дошкольного возраста...

КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подборка игр для развития фонематического восприятия поэтапно:1 этап: узнавание неречевых звуков.2 этап: различение высоты, силы и тембра голоса.3 этап: различение слов близких по звуковому составу4 э...

17.02.2020 Картотека игр для развития фонематического восприятия и дифференциации звуков «С-Ш».

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Фоне-матический слух - это способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличи...

картотека игр на развитие фонематического восприятия

Картотека дидактических игрдля развития фонематического слуха и восприятия     Игра "Волшебный мешочек".Цель: тренировать детей в различении звуков С и Ш на вер...