17.02.2020 Картотека игр для развития фонематического восприятия и дифференциации звуков «С-Ш».
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Фоне-матический слух - это способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx49.13 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для развития фонематического восприятия и

дифференциации звуков «С-Ш».

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Фоне-матический слух - это способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в шко-ле методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам раз-личать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем, и иностранным языкам.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними ве-лась предварительная работа.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Ниже приведены игры и упражнения для развития фонематического восприятия и дифференциации звуков «С-Ш».

1. Вариации игр «Слушай, звуки различай и движения выполняй».

Логопед закрывает губы листом бумаги, чтобы ребенок ориентировался на слух, и предлагает ребенку выполнить следующие задания:

- Послушай ряд звуков. Если услышишь звук «С» - топни правой ногой, а если звук «Ш» - хлопни в ладоши: С-Ш-Ш-С-С-Ш-С-Ш

- Послушай ряд слогов. Если в слоге услышишь звук «С», топни левой ногой, если звук «Ш» -хлопни в ладоши: СА-ША-ША-СА-СО-ШО-ШО-СО-СУ-ШУ

- Скажи наоборот: СА-ША, СО-..., АС-АШ, ОС-...

- Послушай слова. Если слышится «С» -сделай хлопок перед грудью, если «Ш» - сделай хло-пок за спиной: Сайка-шайка, сок-шок, суд-шут, шутки-сутки, мишка, миска, каска-кашка.

- Полслушай слова. Подними руки вверх и помаши, если в слове встречаются оба звука «С» и «Ш»: Сад, шум, оса, уши, суша, кокос, солнышко, пастушок, кошка, шоссе, миска.

- Найди лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков «С» и «Ш»: машина, усы, кошка, крышка, самолет, самокат, шкаф, сумка.

- Повторить за логопедом пару слов: сила-шило, сапер-шофер, миска-мишка, маска-Машка, касса-каша.

- Заменить звук «С» в словах на звук «Ш», придумать с каждой парой слов предложение: сутки -..., споры - ..., вас - ..., нас - ..., крыса - ...

- Составить предложение из «разбросанных» слов. Найти в них звуки «С» и «Ш»:

Саша, ехать, машина, на.

Шура, ехать, санки, на.

Шура, собака, видеть, скамейка, под.

2. Игра «Смотри и называй»

Для игры нужно приготовить 2 карточки со стрелочками. Логопед показывает ребенку кар-точки и напоминает, что при произношении «С» нужно опустить кончик языка вниз, за ниж-ние зубы (карточка со стрелкой вниз), а при произношении звука «Ш» -поднять язык вверх, в виде чашечки (карточка со стрелкой вверх). Карточки нужно показыывать в любой последо-вательности 10-15 раз.

- Присядь на корточки и произнеси «С», если увидишь стрелку, направленную вниз. Подни-мись на носочки и произнеси «Ш», если увидишь карточку со стрелкой, направленной вверх.

3. Игры с мячом «Выбери звук».

Логопед бросает ребенку мяч и произносит слово, не называя последний звук. Ребенок воз-вращает мяч, заканчивая слово подходящим звуком «С» или «Ш»: ду...(ш), коко...(с), ма-лы...(ш), фин и...(ш), матро...(с), крепы...(ш), реди...(с), коло...(с), выигры...(ш).

4. Игра с мячом «Доскажи словечко».

Логопед бросает ребенку мяч и произносит начало слова, задача ребенка - закончить слово походящим слогом «СА» или «ША»: Са...(ша), колба...(са), копу...(ша), небе...(са), о...(са), Да...(ша), поло...(са), лап...(ша).

- Послушай начало слова и закончи его слогом «СЫ» или «ШИ»: мы...(ши), вопро...(сы), ка-лош...(ши), подно...(сы), коко...(сы).

- Та же вариация с слогами «СО» и «ШО»: коле...(со), хоро...(шо), мя...(со).

5. Игра «Волшебный мешочек».

Логопед кладет в мешочек равное количество кружков разного цвета (например, желтые, фи-олетовые). Ребенок вытаскивает кружки из мешка по очереди. Если он достает желтый кру-жок, оо ему нужно придумать слово, начинающееся на «С», если фиолетового, то с «Ш».

6. Игра «Назови звуки по порядку».

Логопед предлагает ребенку послушать слово и сказать, в каком порядке в слове встречаются звуки «С» и «Ш».

- Послушай и повтори слова, в каждом из которых спрятались «хитрые»звуки - «С» и «Ш». Определи, какой слог мы слышим первым, а какой вторым. На звук «С» ударь кулачком левой руки, а на звук «Ш» -кулачком правой: Саша, сушка, спешка, сынишка, шелест.

- Произнеси слово по слогам, хлопая в ладоши на каждый слог: Са-ша, су-ша, шест, шерсть, ша-лость, спеш-ка, суш-ка.

7. Игра «Улавливай шепот».

Логопед предлагает ребенку присесть и закрыть глаза, а затем шепотом произносит предло-жение. Задача ребенка - понять и запомнить предложение, открыть глаза, встать и правильноего повторить.

- Присядь, закрой глаза и внимательно слушай предложение. Если ты его запомнил, открой глаза, встань и повтори: Маша ест сушку. Машина едет по шоссе. Лиса видит петушка. Саша нашел шишку. Миша принес шашки. У Антошки большая ложка.

8. Разучивание чистоговорок.

Разучивание и быстрое вопроизведение ребенком чистоговорок:

а) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

б) На дворе - травушка, в сундуке - Савушка.

в) Шесть мышат к миске спешат.

г) Под горой у сосновой опушки

Жили-были четыре страушки,

Все четыре - большие болтушки.

9. Игра «Отыщи слова».

Логопед предлагает ребенку послушать небольшой рассказ и выполнить следующие задания:

- Послушай рассказ. Когда услышишь слова, в которых встречаются оба «хитрых» звука «С» и «Ш», хлопни в ладоши над головой и повтор эти слова.

- Прослушай рассказ еще раз и перескажи его с помощью вопросов (ребенок должен отвечать на вопросы полным ответом).

Кошка Лушка.

У Саши есть кошка Лушка. У Лушки есть усы и ушки. Усами шевелит Лушка. Ушками вни-мательно слушает. У кошки пушистый хвост. Когда Лушка сердится, она шевелит хвостом. Саша дает Лушке сметану и кашу.

Вопросы:

1. Кто есть у Саши?

2. Что есть у Лушки?

3. Что она делает ушками?

4. Какой хвост у Лушки?

5. Что Лушка делает, когда сердится?

6. Что Саша дает Лушке?

Итак, мы привели примеры нескольких игр на развитие фонематического слуха у детей. Иг-ры связаны с выполнением различных движений, это позволяет не только закреплять навыки различения звуков, но и поддерживать физическую активность ребенка. Сначала дети учатся различать два смешиваемых в произношении звука в ряду звуков, потом в слогах, а затем в словах и словосочетаниях. Эти навыки последовательно закрепляются на материале предло-жений, чистоговорок и текстов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и навыков звуко – слогового анализа двухсложных слов (подготовительная группа).

Дифференциация звуков С, С, З, З в произношении, в слогах, в словах, в предложениях. Буквы С с; З з,...

Формирование фонематического восприятия на дифференциации звуков С-Ш.

Презентация создана для более интересного проведения занятия с целью дифференциации звуков С-Ш....

Включение рисования для развития фонематического слуха и дифференциации звуков

Простая отработка звукопроизношения для ребёнка скучна и мало интересна. Для активизации интереса следует включать речевые упражнения в деятельность, к которой ребёнок неравнодушен. Ребёнка всегда мож...

Дидактическое пособие по развитию фонематического слуха при дифференциации звуков С-Ш

1. Ребенку задается ряд, он его выкладывает и проговаривает  ( кашка-каска-каска-кашка) 2. Ребенок должен на слух подобрать пару ( крыша-крыса...)...

Дидактическое пособие по развитию фонематического слуха при дифференциации звуков Р-Л

Ребенку задается ряд, он его выкладывает и проговаривает  ( рожки- ложки-крошки-ложки)...

Игровое пособие "Цветик - семицветик" (дидактические игры на развитие познавательных способностей и на развитие фонематического восприятия, на дифференциацию звуков и на развитие навыка звукового анализа)

Актуальность:  с  каждым годом число детей с ОВЗ увеличивается. Дети с ОВЗ должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования.  Работая с детьми с ОВЗ можно с...