Консультация для педагогов: "Работа по развитию мелкой моторики в системе здоровьесберегающих технологий"
консультация по логопедии (старшая группа)

Василенко Галина Анатольевна

Консультация для педагогов: "Работа по развитию  мелкой моторики в системе здоровьесберегающих технологий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_razvitiyu_melkoy_motoriki_v_sisteme.docx_2020.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Работа по развитию мелкой моторики в системе

 здоровьесберегающих технологий»

Развитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологий.

 Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности педагогов, становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Использование здоровьесберегающей технологии в работе с детьми позволяет решить несколько задач:

  • способствует повышению речевой активности;
  • развивает речевые умения и навыки;
  • снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
  • активизирует познавательный интерес;
  • улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.  

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального и нервно-психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить мелкой моторики. По умелости детский рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее мозга. Тренируя пальцы мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовку руки к письму. Развиваем мелкую моторику у дошкольников – развиваем и языковой аппарат. Работа с детьми дает тогда положительные результаты, когда проводится планомерно в системе. Вся работа по развитию мелкой моторики у детей строится по принципу «от простого к сложному», и ведется с младшей группы и до выхода детей в школу.

Хочу представить Вашему вниманию некоторые наиболее интересные на мой взгляд приемы работы по развитию мелкой моторики:

1. Пальчиковые игры.

Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональны их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и, помимо развития речи, способствуют развитию творческой деятельности.

В море лодочка плыла,

В ней лиса веслом гребла.

Притомилася лиса,

Распустила паруса.

Теперь на лавочке сидит,

На море в бинокль глядит.

1 строчка — складываем ладони лодочкой и делаем несколько волнообразных движений.

2 строчка — разнимаем ладони и «гребем» обеими руками в разных направлениях.

3–4 строчки — поднимаем руки над головой и растопыриваем пальцы.

5–6 строчки — сжимаем ладони в кулаки и прикладываем к глазам, изображая бинокль.

                                                        **************

Скачут две лягушки —

Зеленые подружки.

Комаров они поели,

Прогуляться захотели.

Шлеп-шлеп ножками,

Хлоп-хлоп ладошками!

1–4 строчки — пальцами обеих рук выполняем собирающие движения на поверхности стола, при этом кисти слегка подпрыгивают, словно лягушки.

5 строчка — поочередно шлепаем раскрытыми ладонями по столу.

6 строчка — хлопаем в ладоши.

Как разновидность игр с пальчиками - упражнения типа «Повтори движение»:

Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо фигуру (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены – любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки – повторить фигуру. Усложнение задания в том, что ребенку необходимо зеркально отразить фигуру (ведь взрослый сидит напротив), если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом. Так легче копировать положение пальцев руки.

2. Логопедический массаж.

Это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.  Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе ее стертые формы, ринолалия, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

Логопедический массаж - часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

Виды массажа:

  • массаж кистей рук,
  • аурикулярный массаж,
  • интеллектуальный массаж,
  • упражнения для тренировки мышц языка, губ, щек, мимико-артикуляторных мышц.

3. Игры с крупой.

Эти игры не только развивают мелкую моторику рук малыша, но и фантазию, мышление, это  отличный способ помассировать пальцы и улучшить глазомер.

Для игры вам понадобятся: рис, различные мелкие предметы, емкость для риса (ведро, коробка).

1.Насыпаем. Возьмите несколько тарелочек или других емкостей. Пусть ребенок насыпает крупу в тарелки. Он может делать это как пальчиками, так и с помощью ложки. Обратите внимание малыша на то, что в одной тарелке много крупы, в другой – мало, в третьей – ничего нет. Сравнивайте количество: больше, меньше, одинаково.

2. Дождик. Пересыпайте крупу из одной тарелки в другую. Когда пересыпаете, покажите ребенку, что можно поднимать тарелку выше и ниже. Послушайте, как она шумит. Поиграйте в игру «Дождик»: пусть ребенок наберет в горсть крупу, поднимет ручку и высыпает крупу, имитируя то, как капает дождик. Для данной игры лучше взять фасоль или горох, чтобы ее легче было убирать.

3. Дорожки. Из фасоли можно делать дорожки – короткую и длинную, выкладывать различные рисунки – геометрические фигуры, буквы, домки и т.д.

4.Заполняем формочки. Возьмите любые формочки , поставьте их на ровную поверхность и предложите ребенку заполнить их внутри крупой.

5.Игры с пинцетом. Дайте малышу пинцет и предложите ему захватывать им фасолины.  Эта игра развивает усидчивость, ну и моторику, естественно.

6.Колодец. Возьмите любую пластиковую бутылку. Скажите ребенку, что это колодец, который совсем опустел, в нем уже нет воды. А наш мишка очень хочет пить. Помогите мишке наполнить колодец. Берите крупу и ручками насыпайте в узкое горлышко бутылки.

7. Спрячьте в емкости с крупой какой-либо предмет. Пусть ребенок нащупает его и угадает – что спрятано. Можно искать предмет и приговаривать:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут, будут из печи

Булочки и калачи».

4.Игры с бросовым материалом.

Поделки из бросового материала.

В ходе таких игр развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений, кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Игры с бросовым материалом:

- Игры с пробками

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно пробовать двумя руками одновременно.

- Игры с шишкой

Катание шишки между ладонями:

Гладила мама-ежиха ежат:

Что за пригожие детки лежат!

                 

***

Ежик, спрячь свои иголки -

Мы же дети, а не волки!

Мы хотим тебя погладить,

Мы хотим с тобой поладить.

Еж иголки отряхнул,

Завернулся и заснул.

- Игры со спичками или счетными палочками

- Ребенок собирает спички одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними…

- Строим «сруб» из спичек. Чем он выше и ровнее, тем лучше.

- Выкладывание фигуры из счетных палочек по образцу, по представлению.

- Поделки из бросового материала:  из бутылок, коробок, фантиков, пробок, проволоки и т.д.

5.Игры с бельевыми прищепками.

В результате таких игр, помимо развития мелкой моторики, усиливается контроль за выполняемыми движениями, идет развитие речевого дыхания.

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» пальчики:

 

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться - скажу тебе: «Кыш!»

6. Криотерапия.

(контрастная терапия)

Это воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Движения пальцев начинают формироваться в большем объеме, улучшается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, в следствие чего лучше развивается двигательная зона.

Методика:

1. Лед в миске (кубики) дети перебирают руками (начинают с 10 секунд). Затем разогревают руки на горячей грелке (таз с теплой водой, бутылки с горячей водой). Снова опускают руки в лед. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.

2. Проводятся растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. Затем, любая пальчиковая гимнастика.

3. Развитие тактильной чувствительности: растирание в руках шишек, шариков, пробок. Сортировка шишек, шариков, поглаживание разного материала (шерсть, шелк, ситец, наждак).

7. Рисование песком.

Структура этого природного материала успокаивает нервную систему, помогает расслабиться и действует на человека благотворно.

Данные занятия рисования песком рекомендуется детям с 4,5 лет.

Создание рисунков на песке помогает малышам концентрировать внимание и память, развивать творческое воображение и мышление, у детей происходит развитие всех познавательных процессов.

Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу мелкий просеянный песок (либо манку или муку) на любой гладкой поверхности.

 Проведите по крупе пальцем. Получится яркая контрастная линия.

Учите ребенка рисовать. Пусть изобразит солнышко, елочку, домик с крышей, простой орнамент.

 Рисунки можно выполнять ладонями и пальцами, правой или левой рукой, или обеими руками сразу. Песок можно сыпать горстями и щепотками. Строгих запретов и правил в ходе рисования песком  нет.

8. Работа с ножницами.

Манипуляции с ножницами отлично развивают мелкую моторику.

Это  любого вида вырезания: по контуру, симметричное, из бумаги, сложенной в несколько раз…

Необходимо помнить, что, развивая руку ребенка, мы не только тренируем  мышцы, но и развиваем способность к наблюдению, сравнению, творческому воображению. Воспитываем усидчивость, терпение, аккуратность, точность, настойчивость, что так немаловажно для детей. А также я считаю, что внедрение в практику работы  данных приёмов здоровьесберегающих технологий, позволяет сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное - сохраняет здоровье  детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме «Работа по развитию мелкой моторики в системе здоровьесберегающих технологий»

Слайды к методической разработке «Работа по развитию мелкой моторики в системе здоровьесберегающих технологий» (развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных ИЗО техник)...

Развитие мелкой моторики с использованием здоровьесберегающих технологий

Существуют различные способы развития мелкой моторики рук детей. Изучив научную и методическую литературу по данному вопросу, можно сделать выводы, что развитие мелкой моторики рук возможно с использо...

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики с использованием различных технологий как фактор успешного развития дошкольника"

Система работы по достижению положительной динамики в развитии мелкой моторики рук дошкольников через использование различных форм, методов и приёмов....

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики с использованием различных технологий как фактор успешного развития дошкольников"

Для развития мелкой моторики дошкольников необходимо использовать систему специальных упражнений и заданий, которые проводятся во время индивидуальных и подгрупповых занятий....

Музыкальные пазлы как средство развитие мелкой моторики с использованием здоровьесберегающих технологий

развитие мелкой моторику рук,  соединение музыкальных частей  в одно целое....

Работа по развитию мелкой моторики в системе здоровьесберегающих технологий

Развитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,...