Памятка для родителей "Если ребёнок не говорит"
консультация по логопедии

Галиченко Наталья Николаевна

Работа с не говорящими детьми начинается с их родителей. А они, в свою очередь, по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребёнок в 2, 5 – 3 года ещё молчит, объясняя это так: Он всё понимает, только ленится, или Он весь в папу (тётю, дедушку), тот тоже поздно заговорил, или С мальчиками всегда так.

 Действительно, многие дети начинают говорить после 2, 5 – 3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит, какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.

Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, чётко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: Я всё делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит. Такие  родители «награждают» ребёнка непосильной работой. Да, один ребёнок встанет на ножки и легко топает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему приходится специально формировать, корригировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребёнок не справляется, он должен помочь ему облегчить задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребёнком звукоподражания, лепетные слова ку-ку, би-би, бай-бай: Что вы, мы это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим только «машина», «полотенце».

В результате подобных бесед были составлены рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить.

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

  • Больше говорите с ребёнком, озвучивая все его действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их чётко, терпеливо, доброжелательно.

 

  • Развивайте понимание речи, используя простые  инструкции типа, Дай ручку, Где ножка? Опирайтесь на то, что ребёнку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

 

 

  • Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина – би-би, кукла – ля-ля, упал – бах и т.п.

 

  • Пойте ребёнку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

 

 

  • Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребёнок произносит во время совместных игр (Прятки – ку-ку, паровозик – ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: Ух, ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребёнку позволительно повторять только гласные: а, о, у.

 

  • Почаще читайте, рассказывайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

 

 

  • Не перегружайте ребёнка телевизионной, видео- и аудио- информацией.

 

  • Не говорите при ребёнке о его отставании.

 

 

  • Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребёнок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

 

  • Не дожидаясь, пока ребёнок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой – маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один – много)

 

  • Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока – белобока».

 

Помните, что вы первые и самые важные учителя Вашего ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esli_rebyonok_ne_govorit.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

        Работа с не говорящими детьми начинается с их родителей. А они, в свою очередь, по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребёнок в 2, 5 – 3 года ещё молчит, объясняя это так: Он всё понимает, только ленится, или Он весь в папу (тётю, дедушку), тот тоже поздно заговорил, или С мальчиками всегда так.

 Действительно, многие дети начинают говорить после 2, 5 – 3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит, какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.

Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, чётко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: Я всё делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит. Такие  родители «награждают» ребёнка непосильной работой. Да, один ребёнок встанет на ножки и легко топает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему приходится специально формировать, корригировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребёнок не справляется, он должен помочь ему облегчить задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребёнком звукоподражания, лепетные слова ку-ку, би-би, бай-бай: Что вы, мы это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим только «машина», «полотенце».

В результате подобных бесед были составлены рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

  • Больше говорите с ребёнком, озвучивая все его действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их чётко, терпеливо, доброжелательно.

  • Развивайте понимание речи, используя простые  инструкции типа, Дай ручку, Где ножка? Опирайтесь на то, что ребёнку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

 

  • Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина – би-би, кукла – ля-ля, упал – бах и т.п.

  • Пойте ребёнку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

  • Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребёнок произносит во время совместных игр (Прятки – ку-ку, паровозик – ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: Ух, ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребёнку позволительно повторять только гласные: а, о, у.

  • Почаще читайте, рассказывайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

  • Не перегружайте ребёнка телевизионной, видео- и аудио- информацией.

  • Не говорите при ребёнке о его отставании.

  • Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребёнок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

  • Не дожидаясь, пока ребёнок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой – маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один – много)

  • Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока – белобока».

Помните, что вы первые и самые важные учителя Вашего ребёнка

Логопед: Галиченко Н.Н.

МКДОУ  

д/с № 485 «Дельфинчик»

 

Памятка для родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ребёнок не говорит- информация в родительский уголок

Данный материал рекомендуется для выставления в родительском уголке или уголке логопеда в качестве консультации для родителей детей раннего возраста....

Статья "Если Ваш ребёнок плохо говорит"

Материал для родителей, по развитию речи детей....

Консультация для родителей "Почему мой ребёнок плохо говорит?"

В материале помещена информация о причинах возникновения речевых нарушений; когда следует обратить внимание родителей на задержку речи и куда обращаться....

Если ребёнок плохо говорит...

В рекомендации для родитей описаны причины речевых проблем детей раннего возраста и шаги которые могут предпринять родители для их устранения....

Памятка для педагогов и родителей "Говорите эти слова ребёнку каждый день"

Основа личности - самооценка. Ничто не укрепляет самооценку так сильно, как разумный позитивизм и доброжелательность по отношению к человеку. Любовь, внимание и уважение к ребёнку, вера в его си...

Памятки для родителей "Ребёнок плохо ест", "Ребёнок плохо засыпает", "Ребёнок не хочет слушать книжки".

Данные памятки были предложены родителям для прочтения после родительского собрания "Проблемы воспитания детей раннего возраста"....