«Примерные комплексы массажа для детей, страдающих паретичной и спастической формами дизартрий»
методическая разработка по логопедии

Пасметюха Инесса Александровна

использование различных способов проведения массажа, пассивных и активных движений в зависимости от характера неврологических расстройств речевых мышц у каждого ребенка в отдельности. Описание этапов проведения массажа и пассивной артикуляционной гимнастики при различных формах парезов, примерные комплексы массажа . и методика его проведения .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_prim._kompl._massazha.docx571.62 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Примерные комплексы массажа для детей, страдающих паретичной и спастической формами дизартрий»

Учитель-логопед Пасметюха Инесса Александровна

    При проведении артикуляционного массажа для детей, страдающих различными формами дизартрии целесообразно привлекать к совместной работе медицинского работника детского сада и инструктора по физической культуре (при наличии).

Различные средства нормализации речевой моторики применяются в логопедической практике давно ( О.В.Правдина), однако приемы дифференцированного массажа, а также дифференцированной пассивной и активной гимнастики в логопедической практике разработаны недостаточно полно.

Я использовала различные способы проведения массажа, пассивных и активных движений в зависимости от характера неврологических расстройств речевых мышц у каждого ребенка в отдельности. Таким образом осуществлялся личностно-ориентированный подход.

Теоретической предпосылкой для применения массажа и гимнастики служат методические рекомендации М.Б. Эйдиновой, Е.Н. Правдиной-Винарской, К.А.Семеновой, В.А.Ковшикова.

Краткое описание основных методов проведения кинезотерапии у детей со спасатичным синдромом, паретичным и гиперкинезами.

Работа при спастичном синдроме артикуляционных мышц включает в себя следующие этапы. Сначала выполняется плоскостное поглаживание. Движения мягкие и едва ощутимые; начинать движения от подбородка с двух сторон к височным впадинам, поглаживание следует производить скользящими движениями рук, сначала едва касающимися кожи, затем легко надавливающими на мышцы. Глубокое поглаживание осуществляется в доступных для изолированного воздействия мышцах: лобной, щечной, четырехугольной мышце верхней и нижней губ, треугольной, подбородочной, круглой мышце губ, мышце, отводящей губы в стороны.

    Следующий прем-вибрация. Вибрация оказывает глубокое и разностороннее действие на мышцы, изменяя внутри тканиевый обмен, вызывает сильное сокращение мышц, улучшает трофику тканей, придает им большую упругость. Массаж следует продолжать 3-5 минут.

Очередным этапом является массаж языка. ( приложение №1). Принципиальной разницы между массажем мышц лица и  языка нет. Пнри массаже языка важно детальнее массировать продольные, вертикальную и поперечную мышцы. Движения следует осуществлять как по вертикали, так и по горизонтали.

Для вибрации на  гортани следует захватить ее большим и указательным пальцами и производить ритмические колебательные движения в продольном и поперечном направлениях.

При появлении неприятных ощущений и сонливости массаж приостанавливается.

Постоянно применяется и точечный массаж. Точечный массаж  БАТ                ( биологически активные точки), дошедший до наших дней с глубокой древности  доказал свою эффективность. Этот метод отличается относительной простотой и доступностью. Поэтому я широко использую этот метод в своей работе. Воздействуя на БАТ, удается расслабить гипертонус спастичных мышц, стимулировать функцию паретичных мышц, улучшить общее состояние ребенка, его работоспособность, снять повышенную возбудимость речевых центров, восстановить нарушенную нервную регуляцию речи.

Для детей с гипертонусом применяется, в основном, успокаивающий массаж. Осуществлялось непрерывное воздействие плавными медленными, вращательными движениями без смещения кожи, или же надавливание подушечками пальцев с постепенным нарастанием силы давления ( без заметной ямки) и задержкой пальца на глубине. Длительность массажа каждой точки 3- минуты. После массажа надо производить пассивную гимнастику лицевых и язычных мышц. Пассивные упражнения помогают включить в речевую деятельность новые группы мышц.

При паретичном синдроме массаж несколько отличается тем. Что необходимо увеличить тонус мышц.  В основном хорошо применялось плоскостное поверхностное поглаживание, растирание и разминание проводилось в более редких случаях. Приемы вибрации также применяются.

 Если говорить о точечном массаже, то при паретичном синдроме используется тонизирующий массаж. Он характеризуется коротким и сильным надавливанием  и быстрым удалением пальца от точки. Длительность воздействия 0,5-1 минута.

 Пассивная гимнастика сводилась к воспроизведению всех активных движений с помощью логопедаи при создании логопедом большей траектории движений, недоступных ребенку. Число упражнений здесь зависит от состояния тонуса и если он ослаблен, то его можно увеличивать.

    В работе с детьми страдающими гиперкинезами применялся в основном один тип массажа- легкое, плоскостное, поверхностное поглаживание. Движения способствуют оживлению кинестетического анализа, повышению кинестетического контроля. Ри необходимости подключается точечный массаж.

Таким образом,  избирательно применяя приемы массажа и пассивной гимнастики, вырабатывая дифференцированность включения мышечных групп мимической и язычной мускулатуры я повышаю степень кинестетического контроля  артикуляционной моторики, и следовательно дифференцированность и точность производимого импульса во время речевого процесса.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

 Примерные комплексы массажа.

План массажа язычной и лицевой мускулатуры.

Массаж длится от 3 до 7 минут.

  1. Массаж включает:
  1. Массаж лба от середины к вискам. При спастическом парезе- поглаживание, при паретичной форме – растирание;
  2. От линии бровей к волосистой части головы;
  3.  От линии бровей через щеки на крылья носа, край рта , на шею и плечи;
  4. От середины подбородка до козелков уха и шеи вниз, от средней линии подбородка и шеи к боковым сторонам шеи.
  1. Массаж круговой мышцы рта.
  1. от середины рта к углам наружной и внутренней стороны;
  2. можно использовать внутренний массаж с использованием языка самому ребенку также от центра к краям губ;
  3. покусывание верхней и нижней губы « причесывание»губ.
  1. Массаж языка:
  1. Активный – покусывание кончика языка.

                         - высовыванипе языка с сопротивлением( так, чтобы остались следы зубов на языке).

2) пассивный- с использованием зубной щетки с жесткой щетиной.

        - надавливание поперек до корня языка вперед и назад.              Из стороны в сторону.

        - «Причесывание» языка расческой.

        - массаж палочками типа китайских.

  1. на пораженный участок – Разминание мышцы языка с использованием       марли. Язык находится между пальцами, разминаем и продвигаемся вглубь языка насколько можно и возвращаемся назад.

        - Интенсивные круговые движения через марлю сверху языка по 10 движений с каждой стороны языка по часовой стрелке и против

        - Язык выдвигается вперед и двумя пальцами через марлю делаются движения вперед и назад и одним пальцем посередине по 10 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интонационно-выразительной стороны речи у детей с ОНР, обусловленным стёртой формой дизартрии, через приобщение к устному народному творчеству.

Проблема развития интонационной выразительности достаточно актуальна в коррекционной педагогике. Устное народное творчество воздействует на чувства ребёнка благодаря своим средствам выразительности и ...

Методическая разработка по комплексу игр для детей страдающих дефицитом внимания с гиперактивностью.

Методическая разработка специально для детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Игры подходят и для занятий дома, и для занятий в детском саду....

Конспект подгруппового НОД компенсирующей направленности для детей с ТНР, обусловленным стёртой формой дизартрии

Конспект подгруппового НОДкомпенсирующей направленности для детей с ТНР,обусловленным стёртой формой дизартрии...

Методическая разработка по комплексу игр для детей страдающих дефицитом внимания с гиперактивностью.

Методическая разработка по комплексу игр для детей страдающих дефицитом внимания с гиперактивностью....

Комплекс массажа для детей

Материал в стихотворной форме для массажа детей: пальчиков, ушей и т.д....

Примерный комплекс массажа

Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний....

Примерные комплексы точечного массажа для детей

Автором представлены комплексы точечного массажа...