Нетрадиционные приемы логопедической работы по формированию здорового образа жизни дошкольников
консультация по логопедии

Роттер Марина Александровна

Обзор нетрадиционных приемов работы по формированию ЗОЖ дошщкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnye_logopedicheskie_priemy_-_kopiya_-_kopiya.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Логопедические приёмы в формировании здорового образа жизни дошкольников»  из опыта работы учителя-логопеда МБДОУ д/с-к/в №7  Роттер Марины Александровны

«Нетрадиционные логопедические приёмы в формировании здорового образа жизни дошкольников»

Нетрадиционные логопедические технологии

- нейропсихологические технологии

-кинезитерапия

-гидрогимнастика

- различные виды логопедического массажа

-су-джок терапия

- тейпирование (использование тейпов)

-дыхательная гимнастика (по Стрельниковой, по Бутейко)

-фитотерапия

-ритмотерапия

-арттерапия

-песочная терапия

- инфраграфика, мнемотехника

 -БОС технологии

- синквейн

- метод рефлексии

-и др.(иппотерапия)

1. Нейропсихология – отрасль психологии, изучающая мозговую организацию психических процессов, их связь с отдельными системами головного мозга.

2. Термином «кинезитерапия» называют одно из направлений лечебной физкультуры, применяемое в восстановительной медицине для нормализации двигательной активности и оздоровления организма.

3. Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменят состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.

4. Су-джок-терапия – это оригинальный способ проработки рефлекторных точек кистей и стоп, позволяющий восстановить функции организма, предупредить развитие серьезных заболеваний и оказать скорую помощь человеку, чье здоровье находится под угрозой.

5. Логопедическое тейпирование – метод симптоматического лечения, эффективная профилактика и реабилитация связочного аппарата и мышц человека.

6. Фитотерапия - это лечение, основанное на применение различных растительных средств, а ароматерапия - лечение с помощью эфирных масел растений.

7. Ритмотерапия – это система особых упражнения под музыку и ритм с использованием лексического материала, танцевальных, двигательных упражнений и движений. Способствует развитию чувства ритма, снижают общую скованность, напряжение, формирует плавность движений, пластичность движений, умение владеть своим телом.

  8.Арт-терапия – это коррекция неврологических нарушений, доступная как детям, так и взрослым. Каждый может выбрать занятие по душе: работу с бумагой, лепку, рисование, мозаику и т. д. Терапевтический эффект метода заключается в высвобождении через искусство негативных эмоций и переживаний.

9. Песочная терапия является современной методикой «терапии песком».

По своей сути она представляет игровую технологию, которая обеспечивает

развитие положительных эмоций у детей, стимулирует ребенка к развитию

познавательных навыков, выступает в качестве развивающего средства.
10.
Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

11. Логокоррекционный комплекс БОС (биологической обратной связи) предназначен для совершенствования и коррекции речевой функции и поведенческих нарушений у здоровых и особых детей методом биологической обратной связи. Метод биологической обратной связи (БОС) — это обучение человека саморегуляции: пониманию своего организма, его органов и систем в доступной и наглядной форме. Способствует выработки у детей диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

12. Синкве́йн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Синквейн помогает найти наиболее существенный элемент в большом информационном материале. Делать выводы и кратко их формулировать. Он развивает речь, мышление, память, интерес к окружающему миру.

Синквейн – это маленький стих из пяти строк, без рифмы.

А теперь поиграем в синквейн.

Время года зима. Давай составим синквейн о зиме.

1. Начинаем с предмета. Что? Зима.

2. Зима какая? (Лютая, трескучая).

3. Зима что делает? (Кружит, завывает, метет).

4. А теперь сделаем вывод и кратко его сформулируем в одном предложении. (Падают пушистые снежинки).

5. Слово – ассоциация. (Волшебство).

«Зима».

1. Зима.

 2. Лютая, трескучая.

3. Кружит, завывает, метет. 4. Падают пушистые снежинки.

5. Волшебство!

9. Активные методы рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Существует следующая классификация видов рефлексии:

1) рефлексия эмоционального состояния

2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как дети осознали содержание пройденного материала);

3) рефлексия деятельности (ребёнок должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные). Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся. На логопедических занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Мною широко используется приём с различными цветовыми изображениями. У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель-логопед должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия.

А так же часто использую  «Значки настроения».

Демонстрация игрового пособия «Значки настроения»

Нейротехнологии

- Активизируют полноценную работу левого и правого полушария

-развитие межполушарных связей

-помогают управлять физической, эмоциональной и умственной жизнью

-формирование концентрации внимания и усидчивости

-способствует лучшему восприятию информации

- развитие общей координации движений

- развитие зрительно-моторной координации «глаз-рука»

- развитие пространственных представлений ребёнка

-развитие контроля и переключения

-развитие и улучшение координации  движений и чувства ритма

- улучшение качества говорения и чтения

Систематическая работа по тренировке движений пальцев, кисти руки наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения роботоспособности коры головного мозга.

Нейрогимнастика – это комплекс физических упражнений, включающий определённым образом подобранные  дыхательные и двигательные техники, благодаря которым происходит активация различных  мозговых структур (подкорковых, а затем корковых). В результате систематического выполнения упражнений улучшается мозговое кровообращение, клетки мозга получают больше питания, следовательно  улучшается внимание, память, а следовательно и речь, ребёнок становится более активным, ловким

Одним из универсальных методов развития межполушарного взаимодействия является кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Такие упражнения улучшают мыслительную деятельность ребенка, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

Виды : работа по развитию пальцевого праксиса;

Совместное выполнение  педагогов под руководством учителя-логопеда

  1. «Колечко»

 Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Это упражнение можно дополнить заучиванием стихотворений, по типу пальчиковой гимнастики.

2.«Оладушки» Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.

Мы играли в ладушки—

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

3.Кулак-ребо-ладонь.

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро-ладонь).

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

4. Лезгинка.

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону. Кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

Работа с предметами (рисование фигур двумя руками, складывание счетных палочек в коробку по схемам: 1-1; 1-2 и т.д).

Совместное выполнение  педагогов под руководством учителя-логопеда

Изготовление нейродорожек по схемам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни дошкольников на основе использования нетрадиционных оздоровительных средств

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здор...

Система работы по формированию здорового образа жизни дошкольников

В статье представлено описание работы в ДОУ по формированию здорового образа жизни дошкольника...

Система работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников

Здоровьесберегающие технологии по формированию представлений о здоровом образе жизни...

Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников. Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни

Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка...

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — основа формирования здорового образа жизни дошкольника»

Наша эпоха — эпоха ярких подвигов и их будут совершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здоровью.Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье челове...

Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников

Комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни  у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни....