Традиционные логопедические методы и приемы работы с детьми ДОУ
консультация по логопедии

Роттер Марина Александровна

Использование различных методов работы способствует лучшему усвоению и закреплению нового материала. Различают: словесные, наглядные и практические методы.

«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».  (Конфуций).

Так и ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает всё сам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon traditsionnyelogopedicheskie_priemy_-_kopiya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

«Логопедические приёмы в формировании здорового образа жизни дошкольников»  из опыта работы учителя-логопеда МБДОУ д/с-к/в №7  Роттер Марины Александровны

«Традиционные логопедические приёмы в формировании здорового образа жизни дошкольников»

Логопедические технологии – это совокупность различных упражнений и приемов, которые реализуются в определенной последовательности и ориентированы на устранение, либо сглаживание разнообразных речевых дефектов.

В настоящее время одной из актуальных задач  педагогики является повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса в детском саду. Инновационные методы, оптимизируют процесс коррекции речи детей, способствуют оздоровлению всего организма, что и подтверждает мой педагогический опыт.

Логопедические методы и приемы работы с детьми:

- словесные методы  направлены на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядный материал:

-утрированное(подчёркивание дикцией) произношение, интонирование звука, ударного слога искажаемой детьми части слова;

-вводная и обобщающая беседа, проблемного характера;

- 7 «видов речи» (по Н.А. Власовой), которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми – дошкольниками:

1) сопряженная речь ребёнка и взрослого

2) отраженная речь ребёнка и взрослого;

3) ответы на вопросы по знакомой картинке(взрослый предъявляет частичный образец фрагмента повествования), допустимы подсказ слова или продолжения предложения;

4) самостоятельное описание  знакомых картинок;

5) пересказ прослушанного небольшого рассказа;

6)спонтанная эмоционально окрашенная речь или рассказ по незнакомым кртинкам;

7) нормальная сформированная речь(беседы, просьбы и пр…)

-Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи и обеспечивают взаимодействие двух сигнальных систем.

-игровая познавательная мотивация речевого задания

-моделирование разных видов творческих произведений(сказок, рассказов, стихов)

-демонстрация презентаций,диафильмов, фильмов

-рассматривание картин, иллюстраций, объектов окружающего мира

-практические методы- используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений, игр инсценировок и т.д

-хоровое и индивидуальное проговаривание

-проблемный анализ речевого творчества самим ребёнком или сверстниками

-упражнения на выразительность речи, передачу разных эмоциональных состояний

- инсценировки, театрализованные игры

-творческие задания

Проблемные задания-придумать план рассказа, начало, конец, описать образ героя и пр.

В своей работе применяю как традиционные, так и инновационные методы и приемы  работы.

В логопедической практике принято различать традиционные и нетрадиционные методы работы

Традиционные методы логопедической работы:

-дыхательная гимнастика

-артикуляционная гимнастика

- пальчиковая гимнастика

-зрительная гимнастика

-развитие мелкой и общей моторики

-координация речи с движением

-развитие фонематического восприятия

-развитие фонематических представлений

- развитие лексико-грамматического строя речи

- развитие связной речи.

1.Дыхательная гимнастика - это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

2. Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.

3. Пальчиковая гимнастика - комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие.

4.Зрительная гимнастика предполагает совершенствование движений глазами в различных направлениях из разных исходных положений.

Последовательно переводить взгляд с предмета на предмет, находящиеся в разных местах, фиксировать взгляд на предметах, находящихся на различных участках площадки, зала, комнаты; находить предметы вблизи, вдали; прослеживать глазами действия согласно словесному слогу.

5.Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».

А для развития мелкой моторики, скоординированности движений, графо-моторной координации  использую: прищепки, карабины, пластиковые кольца, игры из бросового материала,  камешки Марблс - они помогают окунуться в мир игры, сказок, чудес и волшебства.

Формируют правильный захват камешка пальчиками, развивают ВПФ, ориентировку на плоскости, в пространстве, развивают фантазию.

Говорим и отдыхаем,

Камешки перебираем,

Разные - разные:

Голубые, красные,

Желтые, зеленые,

Легкие, тяжелые.

Инновационные методы и приемы, которые я применяю в своей работе эффективны, так как вижу положительные результаты

6. Речь с движением – это метод направленный на развитие и коррекцию моторных навыков, суть которого заключается в проговаривании текста, чаще всего стихотворного, с одновременным выполнением действий.

7. Развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие - это способность воспринимать и различать звуки речи - фонемы. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи.

8.Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.Различают словарь пассивный и активный: пассивный словарь – это возможность понимания слов, активный – употребление их в речи. Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение.

Грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

9. Связная речь – это форма устной речи, состоящая из последовательных логических высказываний, в которых раскрывается содержание и смысл определенной мысли. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста – качественно новый этап. Научаясь логично и последовательно выражать свои мысли, дошкольник приобретает главное новообразование в речевом развитии.

Артикуляционная гимнастика

Работа над  формированием правильного звукопроизношения у детей состоит из нескольких этапов, основным из которых является артикуляционная гимнастика.

При проведении артикуляционной гимнастики главным является ежедневное многократное выполнение артикуляционных упражнений. К сожалению, быстрая утомляемость, кратковременность и неустойчивость внимания, недостаток интереса к организованной деятельности снижают их интерес к ежедневным занятиям, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Задача педагогов  - воспитание игровой мотивации, интереса у детей к работе по формированию правильного звукопроизношения  путём использования игровых упражнений.

Виды артикуляционных упражнений:- статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.

Игровая форма преподнесения материала наиболее соответствует психологическим возможностям дошкольников и помогает поддерживать интерес к выполнению упражнений длительное время. Упражнения, которые представляют детям во время игры, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Игровые задания помогают преодолеть страх неуспеха и негативизма при выполнении артикуляционных упражнений. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, повышает мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.

 1. На начальном этапе логопедической работы необходимо познакомить детей с  органами артикуляции.

2.Пассивная гимнастика предполагает проведение упражнений руками логопеда- показ ребёнку артикуляции

 3. Так же можно использовать самомассаж мышц языка и губ во время проведения организационного момента или динамической паузы на занятиях.  

В индивидуальных занятиях каждый логопед применяет одну из классических методик и приемы для развития артикуляционной моторики. Демонстрация игрового пособия «Живое зеркало»

Я разработала авторское пособие «Живое зеркало», где метод показа и объяснения наиболее эффективен, так как ребенок концентрирует свое внимание на четком выполнении артикуляционного упражнения.

4. Очень заинтересовывает детей использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики. Для работы над развитием подвижности артикуляционных органов наиболее значимым является соединение движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык.

(Демонстрация учителем-логопедом  метода биоэнергопластики)

5.Упражнения активной игровой артикуляционной гимнастики- (Совместное выполнение педагогами под руководством  учителя-логопеда игровой гимнастики с элементами нейрогимнастики «День Казака»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы работы с детьми.

Даны акктуальные методы и приемы в работе с детьми....

«Методы и приемы работы с детьми с ОНР по развитию речи»

                                                    ...

Тьюторское сопровождение в условиях ДОУ. Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ.

В условиях инклюзивного образования мы должны помнить, что дети с ОВЗ и дети с нормой развития находятся в равных условиях, должны получать равное воспитание и обучение, но все же специфика работы с о...

«Методы и приемы работы с детьми с ОНР»

Общее  недоразвитие  речи – это речевая патология,  при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики,  лекс...

Методы и приемы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой

Развитие речи - процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Развитие речи в процессе ознакомле...

Педагогические технологии, методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха из опыта работы учителя-дефектолога.

На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, педагогических технологий, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучен...