Картотека упражнений по развитию мелкой моторики рук
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Трашенкова Людмила Владимировна

Подборка пальчиковых упражнений в соответствии с изучаемыми лексическими темами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ

ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

ОСЕНЬ. ДЕРЕВЬЯ.

Раз, два, три, четыре, пять –                                (Сжимают и разжимают кулаки)

Будем листья собирать.                                

Листья березы,                                                      (Загибают в ритме каждой строчки

Листья рябины,                                                     по одному пальцу)

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,                            

 Маме осенний букет отнесем.                            (сжимают и разжимают кулаки)

*                *                      *                     *                     *

Ходит осень по полям.                                         (пальчики шагают по столу)

- Что ты, Осень принесла нам?                           (разводят руками в стороны)

 С нами поделись ты!                

- Вот рябины кисти,                                      (загибают по очереди пальцы на  руках)                                                                                          

Вот орехи спелые,

Вот грибы вам белые,

Вот вам подосиновики,

Сыроежки синенькие,

А еще – тяжелые бронзовые желуди.                 (сжимают пальцы в кулак и трясут

Мой букет красив и ярок,                                      ими)

Принесла его в подарок.                                    (сжимают и разжимают пальцы рук)

ОВОЩИ.    ОГОРОД.

 

В огороде много гряд:                                          (сжимают и разжимают кулаки)

Тут и репа, и салат,                               (по очереди разжимают пальцы из  кулака)                                                                          

Тут и свекла, и горох,

А картофель разве плох?                                       (сжимают и разжимают пальцы)

Наш зеленый огород.

                 

                    *                        *                      *                         *

Тук! Тук! Тук!                                        (ритмичные удары ребром ладоней по столу)

Раздается в доме стук.                      

Мы капусту нарубили,                             (хватательные движения обеими руками)

Перетерли,

Посолили                                    (указательный и средний пальцы трутся о большой)

И набили плотно в кадку.                        (удары обеими руками по столу)

Все теперь у нас в порядке                         (отряхивают руки)

ФРУКТЫ.   САД.

Будем мы варить компот –                                  (левую ладонь держат «ковшиком»

Фруктов нужно много. Вот.                                 указательным пальцем правой руки

                                                                                «мешают»)

Будем яблоки крошить,                                       (загибают пальцы по одному,

Грушу будем мы рубить,                                     начиная с большого)

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,                                     Опять «варят» и «мешают»)

Угостим честной народ.

НАСЕКОМЫЕ и ПАУКИ.

У тропинки под рябиной                                        (сжимают и разжимают пальцы)

Сеть раскинул паучок                                                      (стучат пальцами по столу)

Нить прозрачной паутины                         (держат в пальцах воображаемую нить)

Намотал на кулачок                         (наматывают воображаемую нить на кулачок)

ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ВОДОПЛАВАЮЩИЕ ПТИЦЫ.

Эта птичка  -   соловей,                         (дети загибают по одному пальчику на обеих  

Эта птичка   -   воробей,                        руках)

Эта птичка   -   совушка,

        сонная головушка.  

Эта птичка  - свиристель.

Эта птичка   -  коростель.

Эта птичка   - злой орлан.                             (машут сложенными накрест ладонями)

Птички, птички по домам.                              (машут обеими руками, как крыльями) 

ЯГОДЫ. ГРИБЫ.

Топ-топ  - пять шагов,                                      (дети «шагают» пальчиками по столу)

В туесочке пять грибов.                            (переплели пальцы обеих рук – туесочек,

Мухомор красный -                                   большие пальцы – ручка;

Гриб опасный.                                            Показали пять пальцев правой руки)

А второй  - лисичка,                                  (на каждое двустишие дети разгибают по

Рыжая косичка.                                          Одному пальчику, начиная с мизинца, на

Третий гриб – волнушка,                          одной или обеих руках)

Розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.

Жили-были поросятки                             (подушечками пальцев  стучат по столу)

На поляне у реки.

Рано утром просыпались,                        (делают круговые движения  рукой около 

Мыли ушки и копытца.                            носа поочередно левой и правой руками.)

Ох, и теплая водица!                                 (сжимают и разжимаю пальцы рук)

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели                          (дети загибают пальцы на обеих руках:

Белочке в дупле на ели.                              по одному пальцу на каждое двустишие )

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,                         (удары ладонями и кулачками поочередно)

Всем тепло, уютно в нем.

ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ.

Посчитаем в первый раз,                         (попеременно хлопают ладонями и ударяют

Сколько обуви у нас.                                 кулаками по столу)

Туфли, тапочки, сапожки,                         (на каждое название загибают по

Для Наташки и Сережки,                           одному пальцу)

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

 

                *                   *                       *                     *                         *

Это чья рубашка –                                         (сжимают и разжимают пальцы)

Белые горошины?                                      (складывают пальцы, образуя «горошину»)

Бабушка старалась,                         (делают движения, напоминающие шитье иглой)

Шила для Алешеньки.

Это чей сарафан                                           (сжимают и разжимают пальцы)

С белыми ромашками?          

Бабушка старалась,                         (делают движения, напоминающие шитье иглой)

Шила для Наташеньки.

ЗИМА. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ.

Раз. Два, три, четыре, пять,                         (загибают пальцы по одному)

Мы во двор пришли гулять.                        («идут» по столу указ. и сред. пальцами)

Бабу снежную слепили,                               («лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,                        («насыпают крошки» - имитируют 

                                                                         движение всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,                        (ведут указательным пальцем правой 

                                                                         руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись.                               (кладут ладони на стол то одной,

                                                                         то другой стороной)

Все в снегу домой пришли,                          (отряхивают ладони)

Съели суп и спать легли.                             (двигают воображаемой ложкой,

                                                                        затем укладывают руки под щеку)

МЕБЕЛЬ.

В нашей комнате – столовой –                 (на каждое название предмета мебели

Есть отличный стол дубовый,                   дети загибают по одному пальчику.

Стулья – спинки все резные,                     К концу стихотворения должны быть 

Ножки, гнутые витые.                                 Загнуты все десять пальцев)

И ореховый буфет

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне –

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И березовый комод,

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке – центр музыкальный.

ПОСУДА.

Раз, два, три, четыре,                                  (ударяют кулаками друг о друга)

Мы посуду перемыли:                                (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку                 (загибают поочередно пальцы)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,                                 (одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили,                         (загибают пальцы по одному)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали –

Так мы маме помогали.                              (ударяют кулаками друг о друга)

НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК.

Дед Мороз принес подарки:                      (дети «шагают» пальчиками по столу)

Буквари, альбомы, марки.

Кукол, мишек и машины,                         (на каждое произнесенное название

Попугая и пингвина,                                  подарка загибают по одному пальчику 

Шоколадок полмешка                                сначала правой, потом на левой руке)

И пушистого щенка!

 Гав! Гав!                                                    (делают из пальчиков правой руки  

                                                                      мордочку щенка, согнуты средний          

                                                        и указательный пальчики – «ушки»)

ТРАНСПОРТ.

Автобус, троллейбус, машина,                             (загибают пальцы по одному)

                                  трамвай –

О них ты на улице не забывай.                            (сжимают и разжимают пальцы)

В морях – корабли, ледоколы,                             (загибают по одному пальцу)

                                          суда,

Они очень редко заходят сюда.                            (сжимают и разжимают пальцы)

ПРОФЕССИИ.

 Прошлый раз был педагогом,                         (сжимают и разжимают пальцы)

Послезавтра – машинист.                                 (кулаками стучат по столу)

Должен знать он очень много,                         (сжимают и разжимают пальцы)

Потому что он артист.

ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН.

Там, где с деревьев свисают лианы,              (пальцы раздвигают в стороны,

Разные в джунглях живут обезьяны:              руки поднимают вверх)

Лазают там шимпанзе, павианы,                   (сжимают и разжимают пальцы)

Есть и гориллы, и орангутаны.                      (загибают поочередно пальцы)

РЫБЫ.

Приплывали две севрюги,                              (двумя ладонями дети изображают

                                                                            как плывут севрюги)

У них спины словно дуги.                              (выгибают ладони тыльной стороной

                                                                            вверх)

Налетали с двух сторон.                                  (изображают, как севрюги плывут

                                                                             навстречу друг другу)

Ты, акула, выйди вон.                                      (делают толчок ладонями по груди)

ВЕСНА.

Иди, весна, иди, красна,                                  (дети пальчиками идут по столу)

Принеси ржаной колосок,

Овсяной снопок,                                              (загибают по одному пальчику на

Яблоки душистые,                                           обеих руках, начиная с мизинца)

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

ИНСТРУМЕНТЫ.

Мне нужны такие вещи:                                 (сжимают и разжимают пальцы)

Молоток, тиски и клещи,                                (загибают поочередно пальцы на руках)

Ключ, напильник и ножовка,                         (сжимают и разжимают пальцы на

А всего нужней – сноровка.                            руках)

ЦВЕТЫ.

Только солнышко взойдет,                             (сжимают и разжимают пальцы)

Мак на грядке расцветет.                    

Бабочка-капустница                                        (соединяют большие пальцы,

На цветок опустится.                                       остальными пальцами машут)

Поглядишь – а у цветка                                   (сжимают и разжимают пальцы)

Больше на два лепестка.

ШКОЛА.

Семь вещей у нас в портфеле:                       (сжимают и разжимают пальцы)

Промокашка и тетрадь,                                  (загибают поочередно пальцы)

Ручка есть, чтобы писать,

И резинка, чтобы пятна

Убирала аккуратно,

И пенал, и карандаш,

И букварь – приятель наш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений по развитию мелкой моторики

Доступная для всех педагогов картотека, собранная из различных источников. Удобна тем, что упражнения подобраны к  лексическим темам...

Картотека упражнений на развитие мелкой моторики

Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше р...

Картотека упражнений для развития мелкой моторики

Веселые и забавные упражения  в стихотворной форме помогут в развитии мелккой моторики а так же развиваем у ребёнка интелект и совершенствуем точность его движений....

Картотека упражнений для развития мелкой моторики

Всем известно, что развитие речи и развитие мелкой моторики неразрывно связано. Чем лучше развита мелкая моторика рук, тем лучше развита речь. В данной картотеке представлены эффективные упражнения дл...

Картотека упражнении на развитие мелкой моторики «Пальчиковые шаги» для детей ОВЗ.

Картотека упражнения на развитие мелкой моторики «Пальчиковые шаги» для детей ОВЗ....

Картотека упражнений для развития мелкой моторики.

упражнения для развития мелкой мотрики с различными предметами....