Памятка родителям "Развития речи ребенка 5 – 6 лет" (Памятка для родителей)
консультация по логопедии (старшая группа)

Шестиалтынова Любовь Викторовна

Памятка для родителей содержит материал по характеристике речи детей 5-6 летнего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_roditelyam.docx38.42 КБ

Предварительный просмотр:

Развития речи

ребенка 5 – 6 лет

(Памятка для родителей)

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2020/11/28/pamyatka_starshaya_gruppa.docx_image2.jpg

Характеристика речи детей 5-6лет

Звукопроизношение: У ребенка шестого года жизни совершенствуется способность замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка.

Словарь: в этом возрасте достигает 2500-3000 слов. Словарь обогащается и расширяется за счёт названия отдельных частей, деталей предметов, за счёт использования новых суффиксов, приставок, обобщающих слов. Ребёнок должен уметь подбирать противоположные по смыслу слова – существительные (вход – выход), прилагательные (хороший – плохой), наречия (быстро – медленно), глаголы (говорит – молчит). Уметь подбирать близкие по смыслу слова (ходить – идти, шагать, топать, вышагивать и т.д.).

Фонематический анализ и синтез: В этом возрасте ребенок может овладеть не только определением позиции звука в слове — начало, середина, конец слова, — но и позиционным звуковым анализом, устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку, овладеть делением слова на слоги.

Грамматический строй: У детей 5-6 лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы они используют все основные части речи.        Ребёнок не допускает ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, правильно употребляет родительный падеж существительных во множественном числе (окон, ламп, карандашей). Он легко образует существительные при помощи суффиксов (учит – учитель, строит – строитель), образует прилагательные от существительных (ключ из железа – железный, банка из стекла – стеклянная).

Связная речь: более точная, выразительная и содержательная. Он должен без помощи взрослого передать содержание сказки, рассказа, мультфильма, картины. Дети должны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности, передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, негодование и т.д.

Примерные игры и упражнения на развитие речи

1. Подбираем антонимы. Назовите слово и попросите сказать противоположное по смыслу. Таким образом тренируйте существительные, прилагательные, глаголы и другие части речи (например, холод – жара, легкий-тяжелый, открыли-закрыли). Аналогично подбираем синонимы.

2. Классифицируем предметы по определенным признакам. Попросите перечислить каким бывает, например, шкаф (большой, прямоугольный, деревянный, белый, вместительный, широкий, узкий, зеркальный). Попросите назвать предметы, которые могут быть сладкими (конфета, фрукт, вата, сон).

3. «Угадай-ка». Вы называете признаки предмета, а задача ребенка - угадать, что вы загадали. Например, круглый, большой, полосатый, зеленый, съедобный, вкусный – «арбуз»

4. «Назови лишнее слово». Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее»:кукла, песок, юла, ведерко, мяч; грустный, печальный, унылый, глубокий и т.д.

5. Упражнения на грамматику (правильное склонение существительных по числам, падежам, сравнение, применение предлогов). Вы говорите: «У меня одно яблоко, а на столе…», ребенок продолжает: «много яблок» — тренируем склонение по числам. Или «вот диван, мы с тобой сидим на… (диване), а сейчас кот подошел к… (дивану)» — тренируем склонение по падежам.

6. Составь предложение из слов. Попросите ребенка составить предложение из определенных слов. Например, груша, лежать, стол – «груша лежит на столе».

7. «Волшебные очки»

Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье,

И другие речевые игры, в которые можно играть даже по дороге домой: «Чем отличаются предметы?», «Что общее?», «Подбери словечко», «Назови ласково», «Большой – средний – маленький», «Чей – чья – чье», «Сосчитай-ка», «Один – много – нет» и т.д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь ребенка в 3 года (родителям)

Речь ребенка в 3 года (родителям)...

Памятка «Развиваем речь ребенка»

Развитие речи современных детей – одна из самых актуальных и сложных задач родителей и воспитателей дошкольной образовательной организации...

Как укрепить здоровье ребенка осенью! Памятка для родителям

Как укрепить здоровье ребенка осеньюТрадиционно считается, что осень дети начинаю чаще болеть, и это связано одновременно с началом учебного года, когда дети попадают в большой коллектив, и с изменени...

Речь ребенка. 10 простых советов родителям.

Материал будет полезен для родителей, специалистов ДОУ....

Памятка «Развитие речи ребенка 3-4 лет»

В данной памятке даются практический материал для родителей по развитию речи ребенка....

Что нужно помнить при обучении ребенка грамоте? Памятка для родителей.

Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать...

Темперамент ребенка-дошкольника. (памятки для родителей)

Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и деятельности. Большинство ученых едины в мн...