«Логопедическая ритмика, как средство развития речи детей»
консультация по логопедии

Ветрова Марина Владимировна

«Логопедическая ритмика,

как средство развития речи детей»

Логоритмическое воспитание включается в систему работы в коррекционных группах ДОУ в комплексе с коррекционными методиками и лечебно-оздоровительными мероприятиями.

Логопедическая ритмика - это комплексная методика, включающая в себе средства логопедического, музыкального и физического воспитания.

Логопедическая ритмика основывается на сочетании слова (речи), музыки и движения с преобладанием одного из этих компонентов или связи между ними.

Занятия логопедической ритмикой помогают ребенку улучшить артикуляцию, научиться правильному речевому дыханию и справиться с такими проблемами, как заикание (нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата), неправильное произношение и тахилалия (слишком быстрый темп речи) или брадилалия (медленный темп речи).

 

Логоритмические игры и упражнения позволяют решать разнообразные задачи: 

• развитие слухового и зрительного внимания;

• развитие фонематического слуха;

• развитие пространственной организации движений;

• развитие общей и тонкой моторики, мимики;

• развитие физиологического и фонационного дыхания;

• формирование артикуляционной базы звуков;

• развитие чувства ритма;

• развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое;

• развитие коммуникативных качеств.

 

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми:

1 направление - предусматривает развитие неречевых процессов:

- совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве;

-регуляция мышечного тонуса;

- развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей;

- активизация всех видов внимания и памяти.

 

2 направление– развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений.

Эта работа включает в себя:

- развитие дыхания, голоса;

- выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; - развитие артикуляционной и мимической моторики;

-координацию речи с движением;

- воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

 

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой: - под музыку, - под счет, - словесное и стихотворное сопровождение.

Формы работы с детьми: - групповые, - подгрупповые, - индивидуальные.

 

При проведении логоритмических игр и упражнений включаются различные виды деятельности: 

- пальчиковые игры или массаж пальцев;

 - упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

- стихотворения, сопровождаемые движениями;

- упражнения, регулирующие мышечный тонус;

- речевые упражнения без музыкального сопровождения;

- чистоговорки;

- речевые и музыкальные игры;

- различные виды ходьбы и бега под музыку;

- ритмические  упражнения, пение;

- подвижные игры, драматизации;

- мимические упражнения;

 - упражнения на релаксацию под музыку.

 

Сотрудничество специалистов:

В настоящее время логоритмические занятия рассматриваются как интегрированные с обязательным участием учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателя и с привлечением других специалистов (инструктора по физической культуре, инструктора по лечебной физкультуре, педагога-психолога и т. д.).

 

 

 

Разрабатывая логоритмические занятия, педагоги учитывают возрастные и личностные особенности каждого ребенка, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов.

При организации логоритмических занятий внимание специалистов должно быть направлено на всестороннее развитие ребенка, на устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитие речи в целом.

Каждый педагог ведет работу не обособленно, а дополняя и углубляя достижения других.

Музыкальный руководитель - подбирает музыку, музыкальные дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий.

Учитель-логопед проводит работу над исправлением звукопроизношения, развивает фонематический слух, дыхание и просодические компоненты речи. Задает лексическую тему, что способствует расширению словарного запаса.

Инструктор по физкультуре занимается формированием правильных двигательных умений и навыков, развитием общей моторики, координации движений, ловкости. Проводит работу над регуляцией дыхания.

Воспитатель проводит подготовительную работу по заданию логопеда, разучивает с детьми пальчиковые игры, стихи, и движения.

 

Примерная структура логоритмического занятия следующая:

1. Организационный момент.

2. Ритмическая разминка.

3. Музыкально-ритмические упражнения, развивающие разные виды внимания, чувство ритма и темпа, координацию речи с движением; регулирующие мышечный тонус.

4. Слушание музыки. Пение.

5. Упражнения, направленные на развитие мимической, артикуляционной и мелкой моторики.

6. Упражнения на развитие физиологического и речевого дыхания.

7. Игра.

8. Релаксация.

9. Подведение итогов.

10. Заключительное упражнение.

 

 

 

Логоритмику можно использовать, как самостоятельный метод логопедической работы или как часть занятия.  На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Логоритмические игры и упражнения в режимных моментах: 

1. Утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями.

2. Проговаривание потешек,  приговорок,  чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к НОД.

3. Динамические паузы между НОД.

4. Физкультурные сюжетные формы НОД с использованием речевого материала.

5. Логоритмические физкультминутки во время образовательного процесса.

6. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.

7. Подвижные игры с речетативом и движениями.

8. Логоритмические досуги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskaya_ritmika.pptx225.92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логопедическая ритмика, как средство развития речи детей Подготовила: учитель – логопед Ветрова М.В.

Слайд 2

Логоритмическое воспитание включается в систему работы в коррекционных группах ДОУ в комплексе с коррекционными методиками и лечебно-оздоровительными мероприятиями. Логопедическая ритмика -это комплексная методика , включающая в себе средства логопедического , музыкального и физического воспитания. Логопедическая ритмика основывается на сочетании: слова (речи) музыки движения

Слайд 3

Логоритмические игры и упражнения позволяют решать разнообразные задачи: • развитие слухового и зрительного внимания; • развитие фонематического слуха; • развитие пространственной организации движений; • развитие общей и тонкой моторики, мимики; • развитие физиологического и фонационного дыхания; • формирование артикуляционной базы звуков; • развитие чувства ритма; • развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое; • развитие коммуникативных качеств.

Слайд 4

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми: развитие неречевых процессов развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений

Слайд 5

I направление - предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

Слайд 6

II направление – развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Слайд 7

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой: под музыку - под счет - словесное и стихотворное сопровождение Формы работы с детьми : - групповые - подгрупповые - индивидуальные

Слайд 8

При проведении логоритмических игр и упражнений включаются различные виды деятельности: пальчиковые игры или массаж пальцев; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; стихотворения, сопровождаемые движениями; упражнения, регулирующие мышечный тонус; речевые упражнения без музыкального сопровождения; чистоговорки; речевые и музыкальные игры; различные виды ходьбы и бега под музыку; ритмические упражнения, пение; подвижные игры, драматизации; мимические упражнения; упражнения на релаксацию под музыку.

Слайд 9

Сотрудничество специалистов: Музыкальный руководитель - подбирает музыку, музыкальные дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий. Учитель-логопед проводит работу над исправлением звукопроизношения, развивает фонематический слух, дыхание и просодические компоненты речи. Задает лексическую тему, что способствует расширению словарного запаса. Инструктор по физической культуре занимается формированием правильных двигательных умений и навыков, развитием общей моторики, координации движений, ловкости. Проводит работу над регуляцией дыхания. Воспитатель проводит подготовительную работу по заданию логопеда, разучивает с детьми пальчиковые игры, стихи, и движения.

Слайд 10

Примерная структура логоритмического занятия следующая: 1. Организационный момент. 2. Ритмическая разминка. 3. Музыкально-ритмические упражнения, развивающие разные виды внимания, чувство ритма и темпа, координацию речи с движением; регулирующие мышечный тонус. 4. Слушание музыки. Пение. 5. Упражнения, направленные на развитие мимической, артикуляционной и мелкой моторики. 6. Упражнения на развитие физиологического и речевого дыхания. 7. Игра. 8. Релаксация. 9. Подведение итогов. 10. Заключительное упражнение.

Слайд 11

Логоритмические игры и упражнения в режимных моментах: 1. Утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями. 2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к НОД. 3. Динамические паузы между НОД. 4. Физкультурные сюжетные формы НОД с использованием речевого материала. 5. Логоритмические физкультминутки во время образовательного процесса. 6. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием. 7. Подвижные игры с речетативом и движениями. 8. Логоритмические досуги.

Слайд 12

Спасибо за внимание =)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод – как средство развития речи детей в логопедической группе ДОУ.

Проектная деятельность актуальна для детей с ОНР, т.к. обеспечивает положительную динамику речевого развития детей, развитие эмоционально-волевой сферы, стимулирует познавательный интерес...

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

Логопедическая ритмика как средство коррекции речи.

В данной статье раскрывается значение логортмики в процессе формирования речи дошкольников....

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

Консультация для педагогов "Проектный метод – как средство развития речи детей в логопедической группе и детей с ОВЗ в ДОУ"

Количество детей с речевой патологией год от года увеличивается, качество здоровья падает. Общее недоразвитие речи у детей затрудняет формирование связной речи. А овладение детьми нормами речи &ndash...

Использование логопедической ритмики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСвоевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К 5 годам ребенок до...

Фонетическая ритмика как средство развития речи детей с ОНР

Методический материал по использованию фонетической ритмики служит дополнением к системе коррекционного воздействия, направленного на формирование активного словаря детей, имеющих недоразвитие речи....