Конспект индивидуального логопедического занятия на автоматизацию звука [Л] в слогах и словах "Откуда хлеб пришел?."
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику, зрительное и фонематическое восприятие, внимание и мышление.

2. Закреплять правильное произношение звука [Л] : изолированно, в слогах в прямых и обратных, в словах.

3.Формировать мотив правильного произношения звука, самоконтроль.

4.Формировать объяснительную речь, с помощью самоанализа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: «Звук и буква Л».

ФИ ребенка: Рита К.

Этап: автоматизация звука [Л] в слогах, словах.

Тема недели: «Откуда хлеб пришел?»

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику, зрительное и фонематическое восприятие, внимание и мышление.

2. Закреплять правильное произношение звука [Л] : изолированно, в слогах в прямых и обратных, в словах.

3.Формировать мотив правильного произношения звука, самоконтроль.

4.Формировать объяснительную речь, с помощью самоанализа.

Оборудование: карточки артикуляционной гимнастики, кубик, тренажеры: «Пароход», «Самолет», «Гриб», игрушки (мышка, «Звуковичок», ведерки, игровое поле «Сад, огород»), пуговки, баскетбольное кольцо, карточки с родственными словами «хлеб», картинки хлебобулочных и кондитерских изделий, таблица- выбора и самооценки.

Ход занятия.

Приветствие «Здравствуйте!».

«Кто хочет разговаривать,

тот должен выговаривать

 все правильно и внятно,

чтоб было всем понятно!».

1.Организационный момент.

Воспитаннице предлагается  таблица выбора.

-Выбери, пожалуйста, какой девочкой ты сегодня будешь, и поставь магнитик?

-Какое у нее  сегодня настроение? (ребенок выбирает смайлик настроения) -рефлексия настроения.

-Какой звук будем учить ее правильно произносить? (выбор магнита с буквой Л).

-В конце занятия поставим оценку девочке, которую ты выбрала.

2.Основная часть.

а) Артикуляционная гимнастика для звука [Л].

-Предложить ребенку на выбор : кубик или карточки для уточнения артикуляционного уклада ( губы слегка растянуты, зубы разомкнуты, передняя часть языка вместе с кончиком упирается в верхние резцы, создавая преграду воздушной струе, средняя часть языка оказывается прогнутой.

1. «Улыбка».

2. «Чистим зубки».

3. «Лопата».

4. «Накажем язычок».

5. «Кошечка лакает молоко».

6. «Парус».


б) Загадка: «Вырос в поле дом, полон дом зерном».(колосок)

Дыхательная гимнастика. «Мельница».

Будем молоть зерно, чтобы получилась мука, с пшеницы-(пшеничная), с ржи-(ржаная).

в)  Произнесение обратных слогов. Упражнение с применением биоэнергопластики «Поймай Мышку, укравшую зерно» и постановки звука [Л]от гласных звуков(поймаем мышку за хвост, одновременно выполняем артикуляционное упражнение прикусывание языка с произнесением-ал-ол-ул), отпустим мышку –произносим прямой слог (-ла-ло-лу).

Упражнение на тренажерах «Параход» (-ыл), «Самолет»(-ул) .

г) Произнесение прямых слогов .Упражнение «Гусеница из слогов». Ребенок выстраивает пуговицы на столе в ряд, чередуя по цвету и произносит слоги –ЛА-ЛА-АЛ-ЛА-АЛ-АЛ.(используем в чередовании символы положений пальцев рук).

д) Развитие фонематического слуха. Упражнение на развитие фонематического слуха, определение места звука в слове :«Летела корова, потеряла слово».

Слова: Х-л-е-б, б-у-л-к-а, к-а-л-а-ч, л-а-в-а-ш. Применение тренажера «Гриб».

е) Характеристика звука. Использование  игрушки «Звуковичок».

-звук [Л]-согласный, твердый, звонкий.

ж) Написание буквы Л на песке. Использование песочного планшета.

з) Физминутка - фонетическая зарядка . Произнесение звуков с движением рук и эмоциями (А-О-У-Ы-И).

[ А ]-дети вытягивают руки вперёд , соединив ладони. Произнося гласный [а-а-а], они плавно разводят руки в стороны ладошкам вверх. Интонация радости.

[О] -дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный [о-о-о...], они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой. Инициатива удивления.

[ У] -руки согнуты на уровне груди, ладошки повёрнуты от себя. Произнося гласные [ у-у-у..], дети давящим движением выпрямляют руки вперёд и вниз. Интонация угрозы.

[ И ] -руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласные [и-и-и..], дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх. Интонация удивления и радости.

и) Элементы обучения грамоте. Соединение звуков в слоги, применение игрового баскетбольного кольца и листов с написанными гласными буквами.

к) Пальчиковая гимнастика. «Зернышки».

«Как зернышки в руке наши пальцы в кулаке,

Мы пальчики разгибаем и зернышки  рассыпаем,

А потом их собираем».

Игра «Выложи колосок». Ребенок выкладывает пинцетом бубончики на контур колоска и проговаривает слова за педагогом с звуком [Л]. Упражнение Ноткиной

л) Игра «Булочная».

Чтение стихотворения «Вот он хлебушко душистый».

-классификация хлебобулочных и кондитерских изделий;

-упражнение «Назови какой?».

Хлеб из пшеницы……

Хлеб из ржи………….

Хлеб из гречихи……...

Поле с пшеницей, поле с рожью, ячменем, гречихой……

Каша из овса, ячменя, пшена, пшеницы, кукурузы………

-упражнение «Что лишнее?».

пирог, бублик, сухарик, каша; хлеб, блин, сухарь, глухарь.

-согласование существительного с числительным. Игра «1-2-5», « Бедняк и богач» (слойка, калач, зерно, печенье, плетенка, ватрушка);

-словообразование, родственные слова от слова хлеб (хлеб-хлебороб-хлебница, хлебать, похлебка, хлебушек).

4. Итог занятия.

 Обращаемся опять к таблице.

-какой звук учились произносить правильно?;

-какое упражнение было сложным- рефлексия деятельности;

-какую оценку поставим девочке?;

-какое настроение у девочки сейчас?;(выбор наклейки).

-в какую игру ты бы хотела поиграть в следующий раз?.

5.Домашнее задание.

Рассказ Я. Тайц «Все здесь».

Вспомнить сказки о хлебе :(«Колосок», «Колобок», «Гуси-Лебеди», «Красная Шапочка», «Маша и медведь»,«Дюймовочка»,рассказы: «Лисичкин хлеб», «Легкий хлеб», «Девочка , наступившая на хлеб».)

 

Самоанализ занятия на тему:  «Звук и буква Л».

Воспитанница с ФН.

1. Планирование: 

План занятия составлен  соответственно календарно-тематическому плану индивидуальной работы  с учётом возраста, речевого нарушения  и степени сформированности звукопроизношения;

- на занятии использовала фонетическую зарядку Костылевой, тренажеры для постановки звука, игровые оборудования и пособия.  

2. Предварительная работа

а) Предварительно, начали разучивать  артикуляционную и пальчиковую гимнастики;

б) знакомиться с характеристикой звука, с артикуляционным укладом органов артикуляции при произнесении заданного звука;

в) определять место звука в слове;

г) познакомились с образом буквы,

б) на индивидуальном занятии воспитанница учится соединять звуки в слоги с помощью игры «Баскетбол».

3. Цель и задачи:

На занятии была поставлена задача: автоматизация звука [л] в слогах, словах.

Считаю, что данная задача была достигнута, потому что воспитанница  заинтересована в получении навыка правильного произношения, осознает свой дефект в речи, правильно выполняла артикуляционную гимнастику, старалась соединять звук с гласными, проговаривала  слоги, контролируя  положение органов артикуляционного аппарата. В конце занятия воспитанница смогла дать оценку себе на занятии, что получилось, над чем еще надо работать, звук старалась выговаривать.

Также на занятии решались задачи:

- Развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание и мышление.

Считаю, что эти задачи так же были решены через проведение арт/гимнастики, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, проведения дидактических игр «Зернышки»,  «Выложи колосок», «Булочная», «Бедняк и богач», игры с мячом, игра в баскетбол ».

Методы и приёмы. Использовали элементы биоэнергопластики, фонетической зарядки. На занятии использовались различные приёмы и методы: словесные –вопросы разного характера, поощрения;

игровые – игровое взаимодействие с  предметами, игрушками, дидактические игры  

практические –звуковые тренажеры,  игра «Баскетбол», чтение и выбор слогов с помощью пуговиц.

4. Структура занятия выбрана в соответствии с требованиями к логопедическому занятию (от звука к слогу, слову и фразе), с учётом современных требований ФГОС ДО  использовался ведущий вид деятельности дошкольников игровая деятельность. Учитывалась смена поз детей, двигательная активность. Время проведения занятия соответствует СанПиН и гигиеническим требованиям, длительность занятия 20 минут. 
5. Дифференцированный подход:

 Логопедическое занятие провелось в  индивидуальной форме, с учетом  речевого заключения, возраста и индивидуальной особенности воспитанницы. Использовались методы рефлексии деятельности и рефлексии  настроения и эмоционального состояния. Таблица выбора и самооценки.

6. Формы организации.

Занятие проводилось в игровой форме.

7. Что получилось, что нет? (Почему)

Плотность занятия, думаю достаточная, возможно необходимо больше времени уделять времени на автоматизацию слов, добиваться от детей полных ответов.

В речи использую очень много уменьшительно-ласкательных форм существительных, что недопустимо для преподнесения образца речи детям.

На занятии упустила художественное слово (стихотворение «Вот он хлебушко душистый»);

 Не успели выполнить упражнение «Что лишнее?».

пирог, бублик, сухарик, каша; хлеб, блин, сухарь, глухарь;

Упражнение :согласование существительного с числительным. Игра «1-2-5», « Бедняк и богач» (слойка, калач, зерно, печенье, плетенка, ватрушка);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия. Цель: Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Р в слогах, словах и словосочетаниях.

Данный конспект предназначен для логопедов, воспитателей логопедических групп для  автоматизации звука Р в слогах, словах и словосочетаниях....

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях»

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:-автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях;-закрепить навыки образования ...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука "Л" в слогах и словах.

Предлагается конспект по автоматизации звука "Л" в слогах и словах....