Использование интерактивных средств во взаимодействии учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе с детьми с ОВЗ (ТНР) по формированию основ здорового образа жизни
статья по логопедии

Кобзарь Наталия Юрьевна

Описаны нестандартные подходы и новые технологии для повышения эффективности коррекционно-педагогической работы с детьми-логопатами. Используя цифровые технологии в работе детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, раскрыты принципы, которые наполнены новым содержанием. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ikt.docx52.97 КБ

Предварительный просмотр:

Использование интерактивных средств во взаимодействии

учителя-логопеда и инструктора по физической культуре

в работе с детьми с ОВЗ (ТНР)

по формированию основ здорового образа жизни

Наталия Юрьевна Кобзарь,

учитель-логопед,

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 Пушкинского района

Развитие общества предъявляет новые требования к необходимым компетенциям современного педагога: каждый должен владеть информационно-коммуникативными технологиями и быть способным применять их в образовательном процессе.

Введение в действие ФГОС предполагает воспитание и развитие у воспитанников новых качеств и ценностей.

Дети с тяжёлыми нарушениями речи имеют не только проблемы с развитием речи, у них также отмечаются:

- различная степень моторного недоразвития;

- нарушения высших психических функций;

- нестабильное психоэмоциональное состояние;

- недостаточно сформированы пространственные представления;

- часто снижен интерес к обучению и работоспособность.

Поэтому для повышения эффективности коррекционно-педагогической работы с детьми-логопатами необходимы нестандартные подходы и новые технологии.

При анализе целесообразности применения цифровых технологий в своей логопедической деятельности возникло противоречие между пользой и вредными факторами их применения:

Цифровые технологии

вред

польза

  • отсутствие живого общения;
  • портиться зрение;
  • возникает патологическая зависимость;
  • вредное облучение;
  • искривление осанки.
  • увеличение количества подаваемой наглядности при изучении нового материала;
  • получение мотивации;
  • активизация познавательной деятельности;
  • расширяет возможности педагога и ребёнка;
  • привлекательность для детей;
  • наглядный результат детской деятельности;
  • направленность общества на развитие цифровых технологий.

Анализируя полученные результаты, пришла к выводу, что в работе с детьми дошкольного возраста, введение в коррекционно-образовательный процесс цифровых технологий должно использоваться дозировано, при постоянном и чётком контроле педагога.

Используя цифровые технологии в работе детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, опираюсь на принципы, которые наполнены новым содержанием:

  • принцип активности ребёнка – используя икт, стимулируется активность детей, повышается интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения и использования анимационных эффектов.
  • принцип интерактивности – использование разнообразных технических средств, форм и методов в работе с детьми.
  • принцип индивидуального обучения – позволяет реализации индивидуального подхода к каждому ребенку, с учетом его возрастных, личностных и психологических особенностей.
  • принцип развивающего и дифференцированного обучения – сочетание разных форм организация образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей каждого воспитанника.
  • принцип научности –  позволяет ребёнку самостоятельно осуществить переход от явления, к сущности изучаемого, даёт возможность сформулировать научное познание.  
  • принцип доступности – отбор материала, форм и методов деятельности детей должен соответствовать их индивидуальным особенностям.
  • принцип систематичности и последовательности – усвоение учебного мматериала идет в определенном порядке и системе.
  • принцип наглядности – позволяет активизировать наглядно-образное мышление детей: одновременно рассмотреть,  услышать и совершить определенные действия с предметом или объектом.

Цель: повысить качество коррекционного образования посредством использования интерактивных технологий.

Задачи:

  1. Формировать мотивацию, поддерживающую интерес во время проведения НОД и индивидуальных логопедических занятий.
  2. Способствовать формированию речевой, познавательной активности и самостоятельности у детей с ТНР.
  3. Способствовать приобретению детьми практических навыков работы с интерактивным оборудованием.
  4. Развивать позитивные личностные качества ребёнка, его индивидуальный и эмоциональный потенциал.
  5. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью при работе с интерактивным оборудованием.

Достижение цели и задач осуществляется в тесной взаимосвязи учителя-логопеда с инструктором по физической культуре и другими специалистами, работающими с детьми с ТНР.

Структура взаимодействия и формы работы

        

Информационные технологии помогают мне расширить возможности  работы с детьми, и дополнить традиционные формы и методы, они стали перспективным средством коррекционно-развивающего процесса. В своей работе с детьми используем следующие цифровые технологии:

  1. Готовые компьютерные программы и игры:
  • компьютерная программа на основе технологии  «БОС – Здоровье» для системы дошкольного и общего образования;
  • компьютерная логопедическая коррекционная программа  «Игры для Тигры»;
  • авторские Mimio проекты НОД и индивидуальных логопедических занятий;
  • авторские программы-презентации в Power Point (игры-триггеры, игры-квесты);
  • картотека видеороликов и аудиозаписей для проведения НОД и индивидуальных занятий.
  1. Электронные энциклопедии и онлайн энциклопедии:
  • большая детская энциклопедия;
  • энциклопедии серии «Почемучка» - растительный мир, животный мир и т.д.;
  • онлайн энциклопедии

http://ya-uznayu.ru;    http://potomy.ru;   https://chudo-udo.info/pochemuchka

  1. Логопедические интернет ресурсы:

www.logozavr.ru;  https://viki.rdf.ru; www.solnet.ru; www.detiseti.ru; www.teremoc.ru;  www.lohmatik.ru; http://mersibo.ru

При использовании цифровых технологий в коррекционно-образовательном процессе с детьми, педагог должен неукоснительно соблюдать требования САНПиН:

  • Использование новых моделей компьютеров:  технические характеристики экрана (по диагонали 59 - 69 см., высота их установки должна составлять 1 - 1,3 м.), расстояние до экрана (не ближе 2 - 3 м и не дальше 5 - 5,5 м). 
  • Работа за компьютером не более не более 7-10 мин.
  • Работа с компьютером не более двух раз в неделю.
  • Проведение гимнастики для глаз.
  • Недопустимо проводить занятия с компьютером во время, отведённое для прогулок и дневного отдыха.

Цифровые технологии позволяют разнообразить и формы работы с родителями, которые являются непосредственными участниками образовательного процесса.

Цель – активно привлекать родителей детей с ТНР к сотрудничеству и способствовать в приобретении ими специальных педагогических знаний.

Блоки

информационный

консультативный

включение родителей в совместную деятельность

- сайт ДОУ

- электронная почта

- буклеты в Microsoft Publisher

- телемост

- электронная почта

-дистанционные онлайн консультации

- создание «семейной медиатеки»

- создание тематических презентаций

- создание электронного портфолио ребенка

Литература:

  1. Бартенева Т.П. Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития и обучения дошкольников. 2009
  2. Вренева Е. Мультимедийные технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи. (Дошкольное воспитание. 2010. №12)
  3. Денисова Т. Компьютер в дошкольном учреждении (Дошкольное воспитание. 2011. №2)
  4. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. (Дефектология. – 1998)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ здорового образа жизни «Путешествие в Страну здоровья»

Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с детства.Важность формирования здорового образа жизни у детей обусловлена пониманием, что тольк...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре при работе с детьми имеющими нарушения речи.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, очень важно в учреждении выстроить модель сотрудничества учителя-лог...

Открытый показ, с детьми среднего дошкольного возраста по формированию основ здорового образа жизни на тему: «Полезные и вредные продукты»

Цель:Закрепление знаний детей о продуктах питания и их значении для человека, ознакомление с понятиями: «здоровая пища», «полезные продукты», «вредные прод...

Выступление из опыта работы: "Использование активных форм взаимодействия с семьями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на этапе реализации ФГОС ДО"

В центре работы по воспитанию здорового ребенка и приобщению его к здоровому образу жизни должны быть семья и детский сад- основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребенка. В связи...