Родительское собрание № 1 2021 год
консультация по логопедии (старшая группа)

Замотаева Светлана Юрьевна

 

 

Первое родительское собрание в старшей группе на тему «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Цели и задачи на год. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление логопеда Замотаевой С.Ю.

Родительское собрание № 1.

Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Цели и задачи на год. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Время проведения: I период обучения, 24 сентября 2021 год.

План проведения:

1. Что такое «логопедия»? Кто такой логопед?

- что такое речь;

- компоненты речи.
2. Особенности логопедической работы:
- содержание логопедической работы;
- формы логопедической работы.

3. Речевая среда в группе и дома.
4. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.
5. Положительные стороны обучения и воспитания детей в логопедических группах.


Оборудование: буклет для каждого родителя «Развитие речи ребенка», анкеты.

Содержание.

- Добрый вечер, дорогие родители! Вы, возможно, еще не все знакомы между собой. Я вам предлагаю познакомиться. Сейчас каждый по очереди назовет свое имя и отчество, имя и фамилию ребенка. Например: “Я, Елена Александровна, мама Иванова Вани”.

1. Сегодня мы будем говорить о самом дорогом, что у нас есть — о наших детях!

Одна из главных функций речи — коммуникативная. Коммуникативная функция речи состоит в том, что с помощью речи передается информация от человека к человеку, передается опыт поколений. Мы, как близкие взрослые люди, не вправе оставлять ребенка один на один с его проблемой. Первый шаг к решению подобных проблем вы уже сделали — привели своих детей в речевую группу детского сада. Только вместе мы можем помочь детям.

О развитии речи детей родители часто судят по состоянию звукопроизношения, так как это «видимая» сторона речи. Ребенок 5 лет не произносит какой-либо звук и это сразу замечают окружающие его люди. Но вот почему он его не может произнести? В чем причина? Очень часто причиной является недоразвитие фонематического слуха. Фонематический слух — способность человека различать звуки речи, он не зависит от состояния физического слуха. Причиной неправильного произношения звуков может быть недостаточная подвижность речевых органов (речевая моторика): губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба. От этого артикуляции звуков нечеткие, ребенок заменяет один звук другим, более легким для произношения (ш-с, л-й, ч-ть и другие). Речевая моторика тесно связана с мелкой моторикой рук и общей моторикой. Поэтому нужно уделять нацеленное внимание развитию движений кистей и пальцев рук (массаж, гимнастика, пальчиковые игры), развитию координации и ловкости в общих движениях у детей (гимнастика, игры с мячом, прыжки на одной ноге и др.). Важными компонентами речи являются словарный запас, грамматический строй и связная речь. У всех наших детей в той или иной степени имеется недоразвитие всех этих компонентов.  Таким образом, речь нужно рассматривать как единую систему, и развивать у детей все компоненты этой системы взаимосвязано.  Развиваем 5 компонентов речи: звукопроизношение, фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь.  Кроме того, речь — это психическая функция и она тесным образом связана с другими психическими процессами: вниманием, восприятием, мышлением, памятью. Чтобы различать звуки речи, нужно научиться прислушиваться, различать звуки окружающей среды, а для этого необходимо слуховое внимание и восприятие. Чтобы запомнить и различать буквы необходимо зрительное внимание и восприятие, зрительная память. Чтобы составить рассказ, понять смысл сказки, составить слово из букв, необходимо достаточное развитие мышления. Таким образом, необходимо развивать не только речь, но и психические функции: внимание, восприятие, мышление, память, моторику.

2. Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада? В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
- развитие связной речи, подразумевающее  умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста проводится 2 дня в неделю (обучение грамоте и развитие речи). Остальное время уделяется индивидуальной работе с детьми. Индивидуальная работа проводится с каждым ребенком 2 раза в неделю.

Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

Занятия по формированию лексико-грамматического строя речи строятся по темам. На каждую неделю учебного года есть своя тема, например – одежда, обувь, осень, животные. Всю неделю дети с воспитателями расширяют представления по теме, а с логопедом на материале этой темы расширяют словарь, выполняют грамматические упражнения.

Для закрепления материала дома вам будут даваться папки с заданиями.

На занятиях по развитию связной речи мы будем учиться составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетным картинкам, рассказы по серии сюжетных картин, будем учиться составлять пересказы.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте мы будем знакомиться со звуками и буквами, звуко-буквеным анализом слов, анализом предложений.

На индивидуальных занятиях работа ведется в основном по исправлению неправильного звукопроизношения. Она включает в себя формирование правильного речевого дыхания, артикуляционную гимнастику, постановку звуков и автоматизацию поставленных звуков в речи.

3. Речевая среда. Важным социальным условием развития речи является правильно организованная речевая среда. Ребенка учит то, что его окружает (Я. Коменский). Детям с речевыми нарушениями необходимо создавать специальные условия для развития и коррекции (исправление) речевых и психических функций.  Коррекционно-развивающая среда в ДОУ и дома должна включать: игры, игрушки, пособия, направленные на развитие речи, моторики, психических функций (лото, разрезные картинки, наборы игрушек: животные, птицы, мячи, конструкторы, мозаика, мыльные пузыри, детские журналы, книги и другое). Постоянная речевая практика для закрепления навыков правильной речи, которая обеспечивается через общение ребенка с взрослыми. Родителям кажется, что они говорят с ребенком много. Однако именно общения с родителями ребенку часто и недостает. При разговоре с детьми обязательно нужно выслушивать их ответы: ведь ребенок нуждается в собеседнике! Используйте любой удобный момент для разговора с ребенком: в дороге, дома, в гостях, на прогулке, во время выполнения всех ваших домашних дел. Привлекайте ребенка к наблюдению, к проговариванию последовательности выполняемых действий. Общаясь с ребенком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребенка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу и т.д. Используйте мои рекомендации по лексической теме, которые размещаю в уголке. Организуйте с детьми речевые игры по лексическим темам, игры в театр (с куклами, пальчиковый), инсценировки сказок. Используйте интерактивные игры развивающего портала «Мерсибо». Чем больше мы разговариваем с ребенком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для развития его речи. Соблюдать единый речевой режим в детском саду и дома. Всем взрослым, которые разговаривают с ребенком (родителям, бабушкам, дедушкам, тетям, дядям и т.д.), нужно говорить правильно, давать образец правильной речи, так как его речь формируется в общении с Вами. Всем взрослым нужно следить за правильной речью ребенка в разных ситуациях, а не только во время занятий. Конечно, даже если не задаваться целью создания развивающей среды, ребенок все равно будет развиваться. Разница лишь в том, что у ребенка, имеющего под руками больше стимульного материала (развивающие игры, книги, живое общение и творческое взаимодействие), развитие будет идти гораздо более динамичней и разносторонней.

Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени длится I период обучения.

Общим для всех детей группы является нарушение, называющееся Общее Недоразвитие Речи III уровня. Для данного нарушения характерны такие особенности, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями, несовершенство грамматических процессов.

4. Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей? Семья и ДОУ не могут заменить друг друга и не должны это делать. А должны оказывать взаимную помощь. Родители — главные люди, ответственные за воспитание и развитие своих детей, а педагоги — помощники в этом нелегком и очень важном деле.

От того, что ребенок посещает речевую группу, занимается с логопедом, его речь не станет правильной и красивой. Как бы нам того не хотелось, но чуда не произойдет. Без вашего участия в исправлении речевого недоразвития у детей не обойтись. Только совместными усилиями мы можем добиться желаемых результатов. Успех всей логопедической работы во многом зависит от того, добросовестно ли семья относится к выполнению рекомендаций логопеда и воспитателей. Поэтому, наше взаимодействие очень важно для полноценного развития каждого ребенка.

Особое внимание уделяйте артикуляционной гимнастике: первое время выполнять упражнения перед зеркалом, а затем в любую свободную минутку — в транспорте, по дороге домой, во время ожидания приема у врача и т.д.) Домашние задания — это совместная работа взрослого и ребенка. Не выполняйте задания вместо детей, а объясняйте, как выполнить их правильно. Если ребенок не может справиться с заданием, то покажите образец, пусть ребенок повторит за вами, а затем предложите сделать аналогично самому. Запишите в тетрадь, что ребенок сделал сам, а что с вашей помощью. Будьте терпеливы и не проявляйте излишней тревоги по поводу неудач! Никогда не ругайте ребенка за то, что он не может выполнить задание, не смейтесь над ним, не поправляйте раздраженным голосом. Чаще находите слова поддержки. Обязательно хвалите детей за успехи, пусть даже незначительные! Сравнивайте достижения ребенка только с его собственными успехами, а не с успехами других детей. Так вы будете формировать у ребенка уверенность в собственных силах. Нельзя допускать переутомления ребенка, оно может вызвать нежелание заниматься. Постарайтесь определить пределы его работоспособности и заканчивайте до того, как он устанет. Постепенно вы заметите, что длительность увеличивается. Длительность занятий 15 - 20 минут без перерыва. Делите выполнение заданий на несколько раз. Говорите четко, внятно, правильно, повернувшись к ребенку лицом. Речь взрослого — образец для ребенка. Обращайтесь за помощью и консультациями к логопеду, воспитателям и другим педагогам ДОУ. Постарайтесь воспринимать занятия с ребенком не как тяжелый труд, а как радостное общение. Никогда не теряйте чувство юмора! Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком!

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.
Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

- тетради забираются на выходные, до понедельника;
- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
- задания должны быть прочитаны ребенку;
- все задания выполняются до конца.

Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они новые, поэтому должны быть прочитаны родителями до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.

Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

5. Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу? Это:

- коррекция звукопроизношения;
- формирование грамотной, выразительной речи;
- обучение чтению и письму в подготовительной группе;
- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе.

Предлагаю вам заполнить анкеты, которые помогут мне в дальнейшей работе.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание 2021 (сентябрь)

Родительское собрание: "Игра как средство подготовки детей к школе"...

Протокол родительского собрания 2021 г

Протокол родительского собрания 2021 г...

Протоколы родительских собраний 2021 - 2022 учебный год

Протоколы родительских собраний 2021 - 2022 учебный год...

Родительское собрание 2021 в подготовительной группе

Что должен знать будущий первоклассник....

Родительское собрание 2021 в средней группе

Расширение контакта между педагогами и родителями, повышение педагогической культуры родителей, углубить знания родителей о среднем возрасте детей и их отличительных особенностях....