статья "Предметно-развивающая среда логопедического кабинета"
статья по логопедии

Копычева Елена Васильевна

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета должна соответствовать  требованиям ФГОС: «насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная». Открывая дверь логопедического кабинета, ребенок осознает, что открывает дверь в мир новых знаний. И если логопед создает при этом благоприятный эмоциональный фон, отмечает каждое, пусть даже самое маленькое открытие и успех ребенка, то познание нового становится личностно-значимым для каждого ребенка. Таким образом, мотивация становится залогом успешности ребенка не только в детском саду, но и затем в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Копычева Елена Васильевна,

учитель-логопед МБДОУ д/с № 22 «Почемучка»

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР

Каждый раз, набирая новую группу компенсирующей направленности для  детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР),  учителя-логопеды сталкиваются с проблемой низкого уровня познавательных интересов у дошкольников данной категории. Большинство из них имеют низкую мотивацию к исправлению речевого дефекта, а ведь именно она порой играет решающую роль в процессе коррекции. Сложные речевые дефекты, неустойчивое внимание, низкий уровень памяти, быстрая утомляемость, отвлекаемость, повышенная истощаемость – все эти проблемы невозможно решить без личной заинтересованности в обучении самого ребенка.

Целевые ориентиры ФГОС на этапе завершения дошкольного образования говорят нам о том, что выпускник ДОУ «хорошо владеет устной речью, любознателен, проявляет желание узнавать все новое, самостоятельно добывать знания». Возникает необходимость в создании необходимых условий, которые бы способствовали и познавательно-речевому развитию дошкольников, и успешному достижению устойчивых положительных результатов в целом. Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета является одним из ключевых элементов, способных решить эту проблему.

Кабинет учителя-логопеда должен стать тем местом, куда ребенок всегда стремится прийти, ведь именно там его ждут интересные открытия, новые игры, увлекательные затеи. Профессор Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена  Е.И. Тихеева писала: «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира».

Игровая деятельность – ведущая у пятилетнего ребенка, ей должна быть пропитана вся его жизнь. И тогда даже скучная и неинтересная ежедневная артикуляционная гимнастика превращается каждый раз в занимательную историю. Для этого в арсенале учителя-логопеда есть неисчерпаемый запас картинок, игрушек, пособий.  Например, «Веселый Язычок», который живет в коробочке у зеркала, или нестандартное оборудование (от обычной пуговицы и ложки до «волшебной палочки» из несладкой соломки).  Для формирования воздушной струи дудки, свистульки, пузыри, шарики, соломинки, свистки и другие игрушки, которыми наполнен «Волшебный сундук».

При входе в кабинет можно разместить различные следы, пройдя по которым, можно очутиться у коробочки с сюрпризом или новым заданием. На стене есть разноцветные ладошки, с которыми можно поздороваться, а заодно сделать небольшую гимнастику и закрепить цвета и ориентировку в пространстве (справа, слева, вверху, внизу).

Даже обычный кубик для настольных игр превратился в большой куб с разноцветными гранями, размером сорок на сорок сантиметров. Такие размеры удивляют ребенка, побуждают узнать, как же с ним играть. С его помощью мы закрепляем цвета и счет, используем в формировании лексико-грамматического строя речи, при коррекции звукопроизношения. Ребенку неинтересно просто повторять много раз слоги за педагогом, но задание сразу становится интереснее, если количество повторений определил кубик, брошенный ребенком. Кубику можно доверить определение последовательности заданий на индивидуальном занятии. Дети с интересом включаются в игру, проявляя фантазию и творчество.

Кабинет наполнен большим количеством дидактических игр на развитие звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематического слуха и связной речи.

Одними из любимых детьми предметов в моем кабинете являются лэпбуки. Удивительные книги с множеством маленьких секретиков и больших открытий. Обычно лэпбук содержит материалы, по какой бы то ни было теме и представляет собой интерактивную папку. В ней много различных карманчиков, дверок, окошек, гармошек, различных деталей. Все они содержат интересный, материал, игры, задания, сюрпризы. Например, мои логопедические лэпбуки «Свистелки и Звенелки», «Жужжалки и Шипелки», «Рычалки и Ревелки», «Лепеталки и Лалакалки» посвящены коррекции звукопроизношения. Здесь есть и упражнения артикуляционной гимнастики, и чистоговорки, и разрезные картинки, и  сюжетные картинки, и игры на определение места звука в слове, и звуковые лото и т.д. и т.п. Работая над произношением «трудного» звука, ребенок с нетерпением ждет встречи с лэпбуком, ведь в нем за каждой дверцей его ожидает сюрприз, что-то новое, непознанное и неоткрытое им. Такое средство обучения способствует развитию партнерских отношений взрослого и ребенка. Оно включает в себя не только обучающие моменты, но и процесс воспитания потребности открывать для себя непознанное, самостоятельно осваивать окружающую действительность. Это и творчество, и игра, и познание нового материала, и обобщение изученного, и систематизация накопленных знаний, и просто увлекательная  совместная деятельность учителя-логопеда и ребенка. Также есть лэпбуки посвященные лексико-грамматическому строю речи, например «Забавные предлоги», «Зоопарк».

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета отвечает всем требованиям в соответствии с ФГОС: «насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная». Открывая дверь логопедического кабинета, ребенок осознает, что открывает дверь в мир новых знаний. И если логопед создает при этом благоприятный эмоциональный фон, отмечает каждое, пусть даже самое маленькое открытие и успех ребенка, то познание нового становится личностно-значимым для каждого ребенка. Таким образом, мотивация становится залогом успешности ребенка не только в детском саду, но и затем в школе.

Литература:

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» с изменениями и дополнениями от 21.01.2019.
  2. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета

Игровой и наглядно-дидактический материал при обучении грамоте....

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета.Центр по подготовке детей к обучению грамоте "АБВГДейка"

Статья о предметно-развивающей наполняемости  одной из зон логопедического кабинета-зоны по подготовке к обучению грамоте....

Коррекционно – развивающая среда логопедического кабинета.

в статье представлены дидактические принципы построения коррекционно - развивающей среды логоепдичекого кабинета, кратное содержание наполняемости коррекционных центров с фотографиями...

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета. Центр по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.

В статье раскрыто содержание предметно-развивающей среды логопедического кабинета по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР....

Представление проедметно-развивающей среды логопедического кабинета

В данном представлении описана предмнетно -развивающая среда логопедического кабинета имеющего небольшую прощадь...

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

В презентации представлена развивающая среда логопедического кабинета в детском саду. Изложены основные принципы построения пространства и ее значимость в коррекционном процессе....

Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды...