Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек
тренажёр по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Серкунова Клара Рауфовна

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранение и припоминание информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemodorozhki.docx160.11 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек.

В практике логопедической работы все чаще встречаются дети со сложной структурой речевого дефекта – общим недоразвитием речи на фоне дизартрии, когда нарушается не только артикуляционно-фонетическая, но просодическая сторона речи. Поскольку этот дефект связан с органическим поражением центральной и периферической нервной системы, то период его устранения становится довольно продолжительным, особенно на этапе автоматизации поставленных звуков. Нередко процесс коррекционного логопедического воздействия при дизартрии затягивается из-за сопутствующей речевой патологии – ОНР, когда нарушено формирование основных компонентов речевой системы (лексики, грамматики, фонетики), а так же высших психических функций (восприятие памяти, мышления, внимания). Недоразвитие этих психических процессов препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности, проявляющейся прежде всего в ограниченном объеме зрительного и слухового восприятия, что затрудняет процесс запоминания и усвоения учебного материала. Нарушенное внимание препятствует выполнению заданий на основе словесной инструкции. Отстают дети и в развитии мыслительных операций. Без специального обучения они с трудом овладевают анализом и синтезом, в сравнении и обобщении, их суждения и умозаключения бедны, часто логически не связанны друг с другом.

        Нарушения указанных психических процессов не только снижает эффективность коррекции лексико-грамматических компонентов речи при ОНР, но и замедляют процесс устранения дефектов звукопроизношения на этапе автоматизации при  дизартрии. Поскольку речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, при таких патологических проявлениях должна осуществляться комплексная программа логопедического воздействия, включающая не только фонетическую работу, развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем, но и специальные упражнения, направленные на коррекцию психических функций: внимание, памяти, мышления.

        Существуют разнообразные, традиционно используемые в практике логопедов, приемы работы, позволяющие добиться определенных успехов в коррекционной работе по этому направлению. Изучив различные нетрадиционные коррекционно-развивающие технологии, хочется поделиться с коллегами эффективными приемами работы над звуками на этапе их автоматизации на основе мнемотехники, т.е. техники, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранение и припоминание информации.

        Процесс запоминания делится на 4 этапа:

- кодирование элементов информации в зрительные образы;

- собственно сам процесс запоминания;

- запоминание последовательности информации;

- закрепление информации в памяти.

        Важно отметить, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушение в работе этих психических процессов сделают практически невозможным произвольное запоминание.

        Мозг не хранит информацию в привычном смысле этого слова. Он способен сохранять только связи. Внутренние связи, существующие в реальных объектах, выделяются мозгом и запоминаются им автоматически. В дальнейшем, по отдельной части информации мозг создает целостный образ объекта. Ни сам объект, ни его характеристики мозгом не фиксируются. Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. Именно с помощью мыслительных операций сознательно контролируется процесс запоминая, припоминания и сохранения информации в мозге, где зрительные образы -  инструмент для запоминания.

        Мнемотехника не требует дословного запоминания текстовой информации. Совершенно очевидно, что ребенок, как и взрослый, воспроизводит текстовые сведения по припоминаемым картинкам. Когда мы слушаем или читаем рассказ, сказку, воссоздающее воображение автоматически переводит слова в зрительные образы и создает связи между зрительными образами. Благодаря этому процессу запоминаются как бы отдельные кадры из «просмотренного кино», вызванного в воображении этим текстом. Процесс воспроизведения, пересказа прочитанного или услышанного напоминает рассказ по картинкам.

        У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежать в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники. Ведь именно символы и знаки составляют основу звукобуквенного анализа слов, математических представлений. Опора на визуальный образ важна и обязательна, т.к. если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Таким образом, прием символизации – наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в чистоговорках, стихах. Сопровождающая при свободном пересказе текстового сообщения в качестве зрительной опоры яркая, красочная иллюстрация в виде сюжетной картинки с детализацией изображений и даже не всегда имеющей смысловой значимости для рассказа поможет ребенку в обогащении связного высказывания. При необходимости точного повторения, например, стихотворного текста, достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

        Именно эти наблюдения в практике коррекционной работы с детьми подсказали необходимость выбора системы мнемотехники, позволяющей ускорять процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков и развивать память через приемы опосредованного запоминания.

Основой мнемодорожек послужили известные чистоговорки и стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы.

Ниже приведены примеры мнемодорожек (загадки)

Мнемозагадка «Помидор»

Он красный, круглый, бывает большим или маленьким. Он растет на грядке, его срывают. Из него готовят салат. Его консервируют.

Мнемозагадка «Мяч»

Он бывает разного цвета. Он круглый. Он бывает большой и маленький. Это резиновый. Этой игрушкой любят играть и девочки и мальчики. Этой игрушкой можно играть в волейбол, баскетбол, футбол.

По результатам логопедического мониторинга на конец у детей отмечается положительная динамика во владении правильным звукопроизношением, ускорением сроков автоматизации звуков. Заметно повышается объем зрительной и вербальной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность. У детей значительно возрастает интерес к этому этапу логопедических занятий и соответственно повышается  их эффективность.

                                                            Учитель-логопед Серкунова К. Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек

Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение.Мнемотехника ­ это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс...

Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек

Существуют разнообразные, традиционно используемые в практике логопедов приемы работы, позволяющие добиться определенных успехов в коррекционной работе по этому направлению. Изучив различные нетрадици...

"Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек"

Использование схемы рисунков в запоминании текста для детей....

Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек

Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек...

Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек

Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение.Мнемотехника ­ это совокупность правил и приемов, облегчающих про...

Методическая разработка «Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. Массаж языка»

Методическая разработка«Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. Массаж языка»...