Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Гордиенко Наталья Сергевна

Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек

Скачать:


Предварительный просмотр:

В практике логопедической работы все чаще встречаются дети со сложной структурой речевого дефекта — общим недоразвитием речи на фоне дизартрии, когда нарушается не только артикуляционно-фонетическая, но и просодическая сторона речи. Поскольку этот дефект связан с органическим поражением центральной и периферической нервной системы, то период его устранения становится довольно продолжительным, особенно на этапе автоматизации поставленных звуков. Нередко процесс коррекционного логопедического воздействия при дизартрии затягивается из-за сопутствующей речевой патологии — ОНР, когда нарушено формирование основных компонентов речевой системы (лексики, грамматики, фонетики), а также высших психических функций (восприятия памяти, мышления, внимания). Недоразвитие этих психических процессов препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности, проявляющейся прежде всего в ограниченном объеме зрительного и слухового восприятия, что затрудняет процесс запоминания и усвоения учебного материала. Нарушенное внимание препятствует выполнению заданий на основе словесной инструкции. Отстают дети и в развитии мыслительных операций. Без специального обучения они с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, их суждения и умозаключения бедны, часто логически не связаны друг с другом.

Нарушения указанных психических процессов не только снижают эффективность коррекции лексико-грамматических компонентов речи при ОНР, но и замедляют процесс устранения дефектов звукопро-изношения на этапе автоматизации при дизартрии. Поскольку речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, при таких патологических проявлениях должна осуществляться комплексная программа логопедического воздействия, включающая не только фонетическую работу, развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем, но и специальные упражнения, направленные на коррекцию психических функций: внимания, памяти, мышления.

Существуют разнообразные, традиционно используемые в практике логопедов, приемы работы, позволяющие добиться определенных успехов в коррекционной работе по этому направлению. Изучив различные нетрадиционные коррекционно-развивающие технологии, хочется поделится с коллегами эффективными приемами работы над звуками на этапе их автоматизации на основе мнемотехники, т.е. техники, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Процесс запоминания делится на четыре этапа:

• кодирование элементов информации в зрительные образы;

  •  собственно сам процесс запоминания;
  •  запоминание последовательности информации;
  •  закрепление информации в памяти.

Важно отметить, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушения в работе этих психических процессов сделают практически невозможным произвольное запоминание.

Мозг не хранит информацию в привычном смысле этого слова. Он способен сохранять только связи. Внутренние "связи, существующие в реальных объектах, выделяются мозгом и запоминаются им автоматически. В дальнейшем, по отдельной части информации мозг создает целостный образ объекта. Ни сам объект, ни его характеристики мозгом не фиксируются. Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. Именно с помощью мыслительных операций сознательно контролируется процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге, где зрительные образы — инструмент для запоминания.

Мнемотехника не требует дословного запоминания текстовой информации. Совершенно очевидно, что ребенок, как и взрослый, воспроизводит текстовые сведения по припоминаемым картинкам. Когда мы слушаем или читаем рассказ, сказку, воссоздающее воображение автоматически переводит слова в зрительные образы и создает связи между зрительными образами. Благодаря этому процессу запоминаются как бы отдельные кадры из «просмотренного кино», вызванного в воображении этим текстом. Процесс воспроизведения, пересказа прочитанного или услышанного напоминает рассказ по картинкам.

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники. Ведь именно символы и знаки составляют основу звукобуквенного анализа слов, математических представлений. Опора на визуальный образ важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Таким образом, прием символизации — наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в чистоговорках, стихах. Сопровождающая при свободном пересказе текстового сообщения в качестве зрительной опоры яркая, красочная иллюстрация в виде сюжетной картинки с детализацией изображений и даже не всегда имеющей смысловой значимости для рассказа поможет ребенку в обогащении связного высказывания. При необходимости точного повторения, например стихотворного текста, достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

Именно эти наблюдения в практике коррекционной работы с детьми подсказали необходимость выбора системы мнемотехники, позволяющей ускорять процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков и развивать память через приемы опосредованного запоминания.

Основой мнемодорожек послужили известные чистоговорки и стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы.

Ниже приведены примеры мнемодорожек.

Автоматизация свистящих звуков

Зайку бросила хозяйка.

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не смог —

Весь до ниточки промок.

А. Барто

Автоматизация шипящих звуков:

Четыре в комнате угла,

Четыре ножки у стола

И по четыре ножки

У мышки и у кошки.

У бабушки нашей

Хватает забот:

Для Тани с Наташей

И вяжет и шьет.

Читает им книжки,

Поет перед сном,

Гулять ребятишек

Ведет вечерком.

3. Александрова

Кошка в окошке

Подушку шьет,

А мышка в сапожках

Избушку метет.

К бабушке приехал внучек

— Хочешь есть? —покушай супчик,

           Вот батончик, пышный пончик,

Вот огурчик, баклажанчик,

Апельсинчик и бананчик.

Скушал все —наш милый мальчик

И улегся на диванчик.

Не шумите! И — молчок!

Отдыхает наш внучок!!!

Автоматизация сонорных звуков:

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза.

Грома нет, трава блестит,

В небе радуга горит.

Шел баран

По крутым горам,

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто ее возьмет,

Тот и вон пойдет.

По результатам логопедического мониторинга у детей была отмечена положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорением сроков автоматизации звуков. Заметно повысился объем зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность. У детей значительно возрос интерес к этому этапу логопедических занятий и соответственно повысилась их эффективность.

Список использованной и рекомендуемой литературы

Белошистая А.В., Шляхти- на Т.Ю. Учимся сочинять и рассказывать. М., 2007.

Болъшева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2001.

Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М., 1999.

Житникова Л.М. Учите детей запоминать. М., 1985.

Зиганов МА., Козаренко В А. Мнемотехника. М., 2000.

Коноваленко В.В., Коновален ко С.В. Домашние тетради для закрепления произношения звуков. М., 2007.

Логопедия. Учебник. / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек

Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение.Мнемотехника ­ это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс...

Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек

Существуют разнообразные, традиционно используемые в практике логопедов приемы работы, позволяющие добиться определенных успехов в коррекционной работе по этому направлению. Изучив различные нетрадици...

"Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек"

Использование схемы рисунков в запоминании текста для детей....

Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранение и припоминание информации....

Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек

Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение.Мнемотехника ­ это совокупность правил и приемов, облегчающих про...

Методическая разработка «Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. Массаж языка»

Методическая разработка«Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. Массаж языка»...