Педагогический проект "Развитие мелкой моторики у дошкольников 4-5 лет посредством предметно-практической деятельности"
проект по логопедии (средняя группа)

материал для воспитателей средних групп по развитию мелкой моторики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvitie_melkoy_motoriki.docx58.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Овсянковская основная  школа»

ПРОЕКТ

"Развитие мелкой моторики

у детей 4-5 лет в процессе предметно-практической деятельности

Разработала: воспитатель 1 квалификационной категории Авдеева Галина Леонидовна

2018г

«Руки дают человеку голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова

способствуют развитию мозга».

И.П.Павлов

АКТУАЛЬНОСТЬ

            Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования – «У ребенка развита мелкая моторика». Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Учёные (И.П.Павлов, Бехтерев) пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и другими предметами), открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать.

Хочется отметить, что пальчиковые игры были всегда любимы детьми, появившись в глубокой древности, они дошли до наших дней почти без изменений. Например, кто не знает игры «Сорока – белобока», «Ладушки – ладушки», « Коза рогатая». Играя с детьми в эти игры, мы развиваем у детей внимание, расширяем горизонты их познания, стимулируем речевое и интеллектуальное развитие.

         В последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Сегодня все знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию ребенка, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Ведь именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в этот возрастной период интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Цель проекта: развивать мелкую моторику рук детей 4-5 лет посредством предметно-практической деятельности.

Задачи:

  • Способствовать развитию мелкой моторики рук детей посредством предметно-практической деятельности (различными материалами, в том числе нетрадиционными).
  • Развивать зрительное восприятие в процессе образовательной деятельности, направленной на координированную работу рук.
  • Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.

Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук.

Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019-март 2020).

 

Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители.

 

Предполагаемый результат:

  • развита мелкая ручная моторика у детей;
  • проявляется  интерес у детей  к пальчиковым играм, к изобразительной деятельности с использованием различных изобразительных средств (манка, песок, соленое тесто);
  • повышен уровень познавательной активности, усидчивости.
  • в группе оформлен центр развития мелкой моторики;
  • родители заинтересованы в создании условий для развития мелкой моторики у детей.

Виды предметно-практической деятельности, способствующие

развитию мелкой моторики

Предметно-практическая деятельность – это практические действия с

предметами, обеспечивающие ребенку чувственное (сенсорное) познание

действительности.

Предметно-практическая деятельность является важным средством

развития речи у детей, в которой дети «открывают» путем анализа и сравнения связи и отношения между предметами.

В процессе работы дети знакомятся со свойствами различных

материалов, которые они используют, учатся анализировать, сравнивать,

распределять нагрузку. Этот вид деятельности решает поставленные

педагогом задачи и дарит ребенку положительные эмоции.

Конструкторы «Лего» используются для развития мелкой моторики и для

воображения. Конструкторы имеют различную направленность и позволяют

создавать самые различные объекты, который ребѐнок может встретить в

жизни. Именно благодаря такой особенности конструкторов, которые

помогают представить реальные объекты в определенных масштабах, они

позволяют ребѐнку не только самому их строить по своему усмотрению, но и

менять не только саму архитектуру возведения этих объектов, но также

менять цветовую гамму. В то же время разрабатывается мелкая моторика рук

ребенка, самостоятельно разбирая и собирая.

«Пальчиковый бассейн» в большой прямоугольной коробке с низкими

бортиками рассыпать горох или фасоль высотой в 6–8 см. Проведение

пальчиковой гимнастики в таком «бассейне» способствует активизации

двигательной кинестезии, праксиса позы, улучшает динамический праксис.

Пальчиковые игры и гимнастика позволяют установить тесную связь

между речевой функцией и общей двигательной системой. Пальчиковые

игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при

помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает

возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх»,

«вниз». В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых,

активизируют моторику рук. Совокупность движений тела и речевых

органов способствует снятию напряженности, монотонности речи,

соблюдению речевых пауз.

Шнуровки, застежки, кнопки, молнии. В быту мы часто сталкиваемся с

этими предметами. Руки ребенка еще не настолько развиты, чтобы с

легкостью манипулировать ими. Тренироваться необходимо везде всегда на

всем, что можно завязать, застегнуть, зашнуровать

Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами - сортировать, угадывать

с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами,

придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при

этом делать вращательные движения. Все это оказывает тонизирующее

действие. Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови

к нервным окончаниям на пальчиках. Следовательно, посылаются

положительные импульсы в головной мозг.

Занимаясь лепкой из пластилина и соленого теста, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление.

Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь,

влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на

нервную систему в целом.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

-принцип наглядности (использование разнообразных материалов и средств, постоянное их обновление, дополнение);

-принцип развивающего обучения (учет зоны ближайшего развития), предлагаемые упражнения опережают имеющиеся в данный момент у детей уровень умений и навыков;

-принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);

-принцип активности (поддержание интереса и мотивации);

-принцип индивидуализации (учет индивидуальных особенностей).

Этапы реализации проекта


1.Подготовительный этап

  • определение  темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
  • изучение методической  литературы по теме;

   

  • оформление картотек: «Пальчиковые игры», «Упражнения с использованием массажных шариков Су – Джок»;  изготовление дидактического материала.

  • Разработка перспективного плана работы с детьми и родителями

  • Диагностика степени развития мелкой моторики детей.

Диагностика степени развития мелкой моторики

Выявление степени развития мелкой моторики у детей 4-5 лет

Для реализации поставленной цели в эксперименте была проведена

диагностика развития мелкой моторики. Диагностика включала в себя

несколько упражнений.

   

В основу диагностики были положены задания, предложенные в следующих изданиях:

1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.

2. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Задания для диагностики состоят из нескольких блоков:

1 блок: упражнения на координацию движений;

2 блок: повторение фигур из пальцев;

3 блок: работа с бумагой;

Каждому ребенку предлагается выполнить ряд заданий из

предложенных блоков, за которые выставляется соответствующий балл:

1 балл – ребенок справляется с заданием только при помощи взрослого

или не справляется совсем;

2 балла – ребенок выполняет задание самостоятельно, но после

дополнительного объяснения, иногда не полностью и неточно;

3 балла – ребенок с заданием справляется полностью с первого раза без

подсказки или с небольшой подсказкой взрослого

 Блок 1. Упражнения на координацию движений

1. «Ладонь, кулак, ребро»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола,

последовательно сменяющих друг друга (1 - ладонь, сжатая в кулак; 2 -

ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная; 3 - распрямленная ладонь

на плоскости). Ребенок выполняет пробу вместе с воспитателем. Когда ребенок запомнит последовательность, он выполняет упражнение (под счет – 1, 2, 3).

Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем — левой, а потом

двумя руками вместе.2. «Посолим капусту»

Ребенок по указанию педагога как бы растирает комочек соли.

3. «Катание шарика»

Ребенок по указанию педагога как бы катает шарик в ладонях

 Блок 2. Повторение фигур из пальцев

Педагог показывает фигуры из пальцев, а ребенку нужно повторить эти

фигуры:

«Коза» (два пальца – указательный и мизинец вытянуты вверх, а

большой палец удерживает средний и безымянный около ладони)

«Заяц» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом

безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони)«Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и

безымянный, расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец наладони)

«Игра на рояле» (поочередное постукивание пальцев по столу,

начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой).

Блок 3. Работа с бумагой «Вырезание ножницами»

На листе плотной бумаги нарисованы четкими линиями различные

фигуры. Ребенку предлагается вырезать эти фигуры по контуру.

«Сгибание листа пополам» (выявляем содружество обеих рук в

работе)

Ребенку предлагается сложить прямоугольный лист бумаги пополам.

При проведении первого задания получены следующие показатели:

Таблица 1

Блок 1. Упражнения на координацию движений

Имя ребенка

«Ладонь, кулак, ребро»

«Посолим капусту»

«Катание шарика»

итог

1

Абанина Яна

+

+

+

+

2

Абанина Кира

+ -

+

+ -

+ -

3

Савин Андрей

-

-

+ -

-

4

Смирнов Андрей

-

+ -

 -

 -

5

Лобанова Таня

+ -

+ -

+

+ -

6

Дуцева Карина

-

+ -

+ -

+ -

7

Хруева Снежана

+

+ -

+ -

+ -

8

Горяков Артем

+ -

+ -

+ -

+ -

Исходя из таблицы 1, можно сказать, что по первому блоку  умения сформированы   у 12,5 % воспитанников,

частично сформированы   -62,5%;

находится в стадии формирования  -25%

Таблица 2

Блок 2. Повторение фигур из пальцев

Имя ребенка

«Коза»

«Заяц»

«Вилка»

«Игра на рояле»

итог

1

Абанина Яна

+ -

+

+

+

+

2

Абанина Кира

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

3

Савин Андрей

-

+ -

-

-

-

4

Смирнов Андрей

+ -

-

+ -

-

-

5

Лобанова Таня

+ -

+ -

+

-

+ -

6

Дуцева Карина

+ -

+ -

-

-

+ -

7

Хруева Снежана

+ -

+ -

+

+ -

+ -

8

Горяков Артем

-

+ -

-

+ -

+ -

сформирован -12,5%

частично сформирован  -50%;

находится в стадии формирования  -37,5%

Таблица 3

Блок 3. Работа с бумагой

Имя ребенка

Вырезание

Сгибание пополам

итог

1

Абанина Яна

+ -

+

+ -

2

Абанина Кира

+ -

+

+ -

3

Савин Андрей

-

-

-

4

Смирнов Андрей

-

+ -

+-

5

Лобанова Таня

+ -

+ -

+ -

6

Дуцева Карина

-

 -

-

7

Хруева Снежана

+

+ -

+ -

8

Горяков Артем

+ -

+ -

+-

Результат третьего блока:

Умение сформировано   -0%;

Частично сформировано  -75%

Находится в стадии формирования -25%;

Общий результат исследования развития мелкой моторики на этапе

констатирующего эксперимента:

Таблица 4

Степень развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста

Имя ребенка

1 блок

2блок

3блок

итог

1

Абанина Яна

+

+ -

+

+

2

Абанина Кира

+ -

+ -

+ -

+ -

3

Савин Андрей

-

-

-

-

4

Смирнов Андрей

-

+ -

-

-

5

Лобанова Таня

+ -

+ -

+ -

+ -

6

Дуцева Карина

+ -

-

 -

-

7

Хруева Снежана

+ -

+ -

+ -

+ -

8

Горяков Артем

+ -

-

+ -

+ -

Общий результат исследования:

Умение сформировано – 12,5%

Частично сформировано  -50%

Находится в стадии формирования   - 37,5%

 2 этап - Реализационный 

(сентябрь – март)

- Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями;

- Дидактические игры на развитие мелкой моторики,

-Работа с родителями по намеченному плану

3 этап – итоговый:

-диагностика степени развития мелкой моторики детей;

-обобщение опыта;

-трансляция в различных педагогических сообществах, выступление на педагогическом совете ДОУ и ММО

Перспективный план

Месяц. Тема

Содержание работы

Сентябрь

Осень

  • Д/игра «Собери листочек» (разрезная картинка из 5 частей)
  • Игровое упражнение «Листопад» (лист желтой бумаги порвать на мелкие кусочки)
  • Пальчиковые игры: «Осенние листочки», «Осенний букет», «Поздняя осень»
  • Д/игра «Дождик» (изображение прямых горизонтальных линий)
  • Игры с массажным мячом
  • Игры со строительным материалом
  • Д/игра «Бусы» (нанизывание бус из рябины)
  • Трафареты «осенние листочки»
  • Массажные упражнения с шариками Су-Джок «Ежик», «Елочка»

Октябрь

Овощи

  • Пальчиковые игры: «У Лариски-две редиски», «Урожай», «Компот»
  • Игровое упражнение «Собираем урожай» (лепка овощей, грибов из пластилина)
  • Д/игра «Чудесный мешочек» (определение овощей на ощупь)
  • Игровое упражнение «Волшебный песок» (рисование овощей на песке пальцем)
  • Игры с массажным мячом
  • Д/игра «Веселые прищепки»
  • Рисование овощей пальчиками, используя гуашь
  • Игровое упражнение «Отделить фасоль от гороха»
  • Игры с мозаикой
  • Работа с трафаретами (овощи, фрукты)
  • Упражнения с шариками Су Джок – «Колобок колючий бок»

Ноябрь

Профессии

  • Игровое упражнение «Я катаю орех» (массаж   ладоней, пальцев рук)
  • Д/игра «Дорожка в лес» (выкладывание дорожки из семечек)
  • Игры  конструктором
  • Пальчиковые игры: «За ягодами», «Что принес нам почтальон», «Повар»
  • Шнуровка
  • Д/игра «Мы - строители» (выкладывание домика из счетных палочек»
  • Д/игра «Шофер» (собрать машину из геометрических фигур)
  • Игровое упражнение «Сварим суп» (сортировка белой и красной фасоли)
  • Д/игра «Бусы» (нанизывание бус из пуговиц);
  • Игра «Смотаем клубочки»

Декабрь

Новый год

  • Игры с массажным мячом
  • Игровое упражнение «Лепим снежки» (скатать кусочки ваты в комочки)
  • Пальчиковые игры «Снежок», «Зимние забавы», «Елочка»
  • Лепка снежков, снеговика  
  • Д/игра «Украсим нашу елку» (вкладывание игрушек из картона в прорези елки – шаблона)
  • Игровое упражнение «Развесим гирлянду на елку» (шнуровка елки) 
  • Новогодняя цепочка (склеивание колец из полосок бумаги)     
  • Игры с мозаикой
  • Коллективная работа «Елка» (рисование ладошками)                                                                                                      

Январь

Домашние животные

  • Игры со строительным материалом
  • Д/игра «Собери животного» (разрезная картинка из 7 частей)
  • Игровое упражнение «Деревянные пазлы»
  • Пальчиковый театр «Колобок»
  • Д/игра «Веселые прищепки»
  • Игровое упражнение «Волшебный песок» (рисование  на песке пальцем)
  • Д/игра «Животные» (выкладывание животных из счетных палочек»
  • Игровое упражнение «Я катаю карандаш» (массаж   ладоней, пальцев рук)
  • Упражнение с массажными шариками Су Джок «Шарик пальчиком катаю», «Мы колечки надеваем», «Дорожка»

Февраль

Транспорт

  • Пальчиковые игры: «Транспорт», «Пешеходный переход», «Пароход»
  • Игровое упражнение «Выставка машин» (выкладывание машин из мозаики по образцу)
  • Д/игра «Светофорик» (нанизывание бусин красного, желтого и зеленого цвета на проволоку)
  • «Художники» (обвести трафарет с изображением машин и раскрасить)
  • Игры с массажным мячом
  • Пальчиковый театр «Теремок»
  • Шнуровка
  • Игровое упражнение « Отделить горох от семечек»
  • Упражнение с массажными шариками Су –джок «Друзья», «Кручу-верчу»

Март

Мамин день

  • Д/игра «Веселые прищепки»
  • Игровое упражнение «Поможем маме» (собрать бусины с коврика)
  • Д/игра «Разложим по коробочкам» (разобрать бусины по цвету и разложить по коробочкам)
  • Массаж кистей рук «Бусинки - горошки»
  • Д/игра «Цветы для мамы» (выкладывание цветов по контуру цветным рисом)
  • Игровое упражнение «Деревянные пазлы»
  • Игры с конструктором
  • Игровое упражнение «Сушим белье» (навешивание прищепок на веревку)
  • Выкладывание цветов из мозаики по образцу
  • Упражнения с массажными шариками Су- джок сказка «Ежик», «Прыжки»

План работы с родителями

Цель: Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика», дать представления о развитии мелкой моторики у детей в целом. Привлечь к участию в проекте.

Задачи:

1. Подвести к пониманию важности проблемы развития мелкой моторики рук у детей

2. Расширить представления родителей о роли, средствах, методах, игровых приемах для развития мелкой моторики рук у детей.

3. Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта

3. Повысить уровень информированности родителей о проблеме развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью информационных сообщений.

4. Побудить интерес к созданию игр и пособий для развития мелкой моторики рук у детей.

5. Учить родителей практическим приемам работы по развитию мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев рук.

План работы с родителями

Сентябрь

Подготовка к реализации проекта: подбор, изучение и анализ методической литературы по теме проекта.

Составление перспективного плана работы с родителями по теме проекта.

Подбор и систематизация материала для составления картотеки пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей.

Подбор и систематизация консультационного материала для родительского уголка.

Октябрь

1. На родительском собрании провести беседу с родителями с предварительным анкетированием на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

2. Оформить картотеку игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста для родительского уголка. Цель – наглядно продемонстрировать родителям количество игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук.

3. Консультация для родителей «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников» С помощью этой темы донести до родителей, насколько важна эта проблема. Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности.

Ноябрь

1. Провести консультацию «Пальчиковая гимнастика», «Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики». С помощью этой темы я хочу рассказать, о том, что существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики рук.

2. Привлечь родителей к пополнению уголка для развития мелкой моторики руки в группе

Декабрь

  1. Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики в домашних условиях».

Январь

  1. Подготовить информационную страничку для родительского уголка: «Игры на кухне».
  2. Буклет для родителей «Игры и пособия для развития мелкой моторики рук».

Февраль

1. Провести консультацию для родителей «Зачем нужны шнуровки».

2. Оформить передвижную папку для родительского уголка «Игры с песком, или песочная терапия».

Март

1. Папка – передвижка для родительского уголка «Формы работы по развитию мелкой моторики рук».

2. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора». «Фольклорные пальчиковые игры».

3. Фототчет для родителей о проделанной работе

Мониторинг на конец года.

Таблица1

Блок 1. Упражнения на координацию движений

Имя ребенка

«Ладонь, кулак, ребро»

«Посолим капусту»

«Катание шарика»

итог

1

Абанина Яна

+

+

+

+

2

Абанина Кира

+

+

+

+

3

Савин Андрей

+ -

-

+ -

+ -

4

Смирнов Андрей

-

+ -

+ -

+ -

5

Лобанова Таня

+ -

+

+

+

6

Дуцева Карина

+

+

+ -

+

7

Хруева Снежана

+

+

+ -

+

8

Горяков Артем

+ -

+

+ -

+ -

Исходя из таблицы 1, можно сказать, что по первому блоку  сформированность умений уже показали -62,5 %;

частично умения сформированы -37,5%;

находятся в стадии формирования -0%

Таблица2

Блок 2. Повторение фигур из пальцев

Имя ребенка

«Коза»

«Заяц»

«Вилка»

«Игра на рояле»

итог

1

Абанина Яна

+

+

+

+

 +

2

Абанина Кира

+

+

+ -

+

 +

3

Савин Андрей

-

+ -

 + -

+ -

 + -

4

Смирнов Андрей

+ -

+ -

+

+

 + -

5

Лобанова Таня

+

+

+

+-

 +

6

Дуцева Карина

+ -

+ -

+

+ -

 + -

7

Хруева Снежана

+

+

+

+ -

 +

8

Горяков Артем

+ -

+ -

+ -

+

 + -

Умение сформировано  -50%; частично сформировано 50%; находится в стадии формирования-0%

Таблица 3

Блок 3. Работа с бумагой

Имя ребенка

Вырезание

Сгибание пополам

итог

1

Абанина Яна

+

+

+

2

Абанина Кира

+

+

+

3

Савин Андрей

-

 + -

+ -

4

Смирнов Андрей

-

+ -

+ -

5

Лобанова Таня

+

+

+

6

Дуцева Карина

-

+  -

+ -

7

Хруева Снежана

+ -

+

+-

8

Горяков Артем

+ -

+ -

+ -

 Умение сформировано  - 37,5-%; частично сформировано - 62,5%

Общий результат исследования развития мелкой моторики на этапе

констатирующего эксперимента:

Таблица 4

Степень развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста

Имя ребенка

1 блок

2блок

3блок

итог

1

Абанина Яна

+

+

+

 +

2

Абанина Кира

+

+

+

 +

3

Савин Андрей

+ -

+ -

+ -

 + -

4

Смирнов Андрей

+-

+ -

+ -

 + -

5

Лобанова Таня

+

+

+

 +

6

Дуцева Карина

+

+ -

 + -

 + -

7

Хруева Снежана

+

+

+ -

 +

8

Горяков Артем

+ -

+ -

+ -

 + -

Общий результат исследования:

Умение сформировано-  -50%

Частично сформировано-50%

В результате проделанной работы удалось  достичь следующих результатов:

  • Сумела заинтересовать и убедить родителей в пользе развития мелкой моторики рук детей;
  • Разучила с детьми много новых пальчиковых игр;
  • Дети стали проявлять инициативность в организации самостоятельной деятельности с материалами по развитию мелкой моторики;
  • Дети используют пальчиковую гимнастику в различных видах деятельности;
  • У детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память
  • Обогащена предметно-пространственная среда группы.

Список использованной литературы:

«Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования» 2014г. издательство «Центр педагогического образования.

Н. В. Нищева  «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»

Н. Л. Стефанова «Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи»;

О.Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры»;

С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь»;

А. Хворостовцев «Умные ручки»; 

С. Е. Большакова  «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения».

 Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.

 Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

Консультация для логопедов-воспитателей "Коррекция нарушений мелкой моторики у дошкольников с неврозоподобным заиканием посредством занятий лепкой из пластилина"

Одним из самых проверенных методов для недоразвития мелкой является такой вид лепка из пластилина, так как деятельности требует усилий со стороны кистей рук, скоординированности движений, а та...

Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики рук дошкольников с нарушением зрения посредством нетрадиционной техники лепки «Пластилинография».

В настоящее время проблеме развития зрительного восприятия и мелкой моторики дошкольников с нарушением зрения уделяется достаточно много внимания. Каждый творческий педагог пробует внедрять ...

Мастер класс для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством разных видов деятельности» 2022г

laquo;«Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возрастапосредством разных видов деятельности»»...