Альтернативная и дополнительная коммуникация
консультация по логопедии

Когда мы общаемся, мы пользуемся не только словами: свои мысли и чувства можно передать мимикой, жестами, рисунками — это всё неречевые способы общения, и на самом деле в нашей жизни их гораздо больше. И если ребёнок не  обладает речью, это не значит, что он не хочет общаться: в зависимости от возможностей он может освоить один или несколько способов альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alt_kommun.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

«Альтернативная и дополнительная коммуникация»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед

Пинчук Р.В.

 

Дата проведения: 15.09.2021

 

 

 

 

 

 

г.о. Красногорск

2021г.

Когда мы общаемся, мы пользуемся не только словами: свои мысли и чувства можно передать мимикой, жестами, рисунками — это всё неречевые способы общения, и на самом деле в нашей жизни их гораздо больше. И если ребёнок не  обладает речью, это не значит, что он не хочет общаться: в зависимости от возможностей он может освоить один или несколько способов альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК).

Что такое альтернативная и дополнительная коммуникация? Какие способы общения с ребенком доступны, если ребенок не говорит? Как рано надо начинать предлагать ребенку средства АДК

Альтернативная и дополнительная коммуникация — это целая область знаний о различных средствах общения, которые разрабатывают специально для людей, не обладающих речью или испытывающих с ней сложности. Эта тема включает в себя два направления:

— Альтернативная коммуникация придумана для людей, у которых речь полностью отсутствует — с рождения ввиду нарушений развития, в результате травмы или генетического нарушения. Например, у людей с тяжёлыми множественными нарушениями в связи с обширным поражением нервной системы: у него могут быть интеллектуальные нарушения, и ему может быть сложно понимать речь. Также могут быть большие проблемы с артикуляцией ввиду двигательных нарушений.

— Дополнительная коммуникация помогает людям, у которых речь есть, но она затруднена. Например, в раннем возрасте, когда речь запускается медленнее, и требуются дополнительные средства, которые способствуют развитию речи. Дополнительная коммуникация также подходит людям со специфическими нарушениями: так бывает у некоторых детей с аутизмом, они в принципе могут произносить отдельные слова, но в некоторых ситуациях общения, где много разных сигналов, они теряются, им трудно строить фразы, и тогда коммуникатор, книга или другое средство АДК могут помочь строить фразу с опорой на символы.

Популярные средства АДК

Коммуникативные книжки

Это индивидуальный «словарь» с картинками и фотографиями, которые относятся к жизни конкретного ребёнка. Картинки можно сделать самим или использовать специальные бесплатные программы с большой базой картиной — например, Picto-Selector. В помощью изображений ребёнок может попросить, например, чаю или игрушку, давая в руки отдельную картинку или указывая на неё в книжке. Некоторые дети могут строить с помощью картинок более сложные фразы — например, «я хочу гулять в парке», где «я», «хотеть» и «гулять» — разные картинки, которые порой даже находятся на разных страницах книжки.

 Коммуникаторы

Самые простые из них воспроизводят одно сообщение — например, “Привет”, «Помоги мне, пожалуйста!» — при нажатии на кнопку. Кнопки могут быть большими, маленькими, сенсорными и, на самом деле, почти любыми — в зависимости от возможностей ребёнка. они помогают ребенку обрести голос, обратить внимание других людей и участвовать в процессе. Если есть необходимость или желание использовать более сложные устройства.

Приложения

Они напоминают книжки в цифровом виде. Однако такие «словари» обладают некоторыми преимуществами: например, они могут «озвучивать» не говорящего ребёнка, когда он наживает на определённую картинку-символ на экране, а она озвучивается устройством, таким образом можно составлять целые фразы. Поэтому такой АДК больше похож на реальный диалог: собеседники как будто обмениваются фразами. Ещё один несомненный плюс приложений: их можно установить на мобильное устройство, которое легко взять с собой куда бы то ни было.

Некоторые мифы, связанные с АДК

В России АДК только развивается — и до сих пор окружена множеством заблуждений Вот некоторые из них:

Если учить ребенка говорить и одновременно какому-то средству АДК, он не справится — слишком большая нагрузка: всё равно что учить два языка одновременно. Этот миф поддерживают даже некоторые логопеды. Однако, существует ряд научных исследований, которые подтверждают, что это не так. В них говорится, что какой-либо разницы или вообще нет, или, наоборот, что использование АДК помогает развитию речи. Здесь также можно привести в пример детей, которые рождаются в семье, например, глухонемых. но сами слышат и говорят. Они успешно осваивают какой-то жестовый язык, при этом речь у них тоже развивается речь.

Дети — существа ленивые, не хотят учиться чему-то «сложному», ищут простых решений — поэтому, если им, например, дать планшет, говорящий за них, у них не будет мотивации использовать потом речь.

Исследования доказывают, что речь — самый удобный и самый быстрый способ коммуникации. Как правило, если ребенок может освоить речь даже в небольшом объеме, он будет ее использовать — потому что такой метод общения принят в его окружении и более эффективен.

Средства альтернативной коммуникации должны вводиться как можно позже — такой «последний шанс» для ребёнка, который не смог заговорить.

Это очень вредное заблуждение: в первые два-три года жизни развитие речи и социального взаимодействия происходит наиболее быстро — и именно в этот период ребенок как раз осваивает большую часть тех коммуникативных навыков, которыми мы все владеем. И если у ребенка есть сложности с использованием речи и ему ничего другого не предлагают, он не получает того опыта, который мы все получаем, и оказывается в «искусственной депривации». Чтобы этого не произошло, важно предложить ребёнку разные средства для общения, как можно раньше.

Как подобрать средство АДК

         Выбор средства АДК полностью зависит от возможностей отдельного ребёнка, поэтому это всегда индивидуальная история. Даже внутри одной категории устройств: как мы уже знаем, коммуникативные книжки у всех свои. Оптимальные средства поможет подобрать специалист — и да, мы не опечатались, именно средства. Потому что разные средства АДК могут отлично дополнять друг друга: например, неговорящий ребёнок может пользоваться как жестами, так и картинками. Если использование жестов затруднено из-за моторных ограничений, можно подключить коммуникатор или айтрекер — специальную приставку, с помощью которой ребёнок может управлять происходящим на компьютере глазами.

Средств АДК очень много, их можно не только сочетать, но заменять по мере развития возможностей ребёнка. И для этого важно, в первую очередь, не лишать ребёнка возможности общаться и взаимодействовать с миром: ведь жить в мире и гармонии намного проще, когда мы друг друга пониманием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательно – речевой деятельности у детей с ТНР средствами альтернативной и дополнительной коммуникации.

В своей статье я освещаю работу с неговорящими детьми по развитию речи с использованием средства альтернативной и дополнительной коммуникации, которые стимулируют появление речи и помогает её развитию...

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Обзор.

Обзрная информация о применении средств альтернативной и дополнительной коммуникации и детей с ОВЗ...

Альтернативная и дополнительная коммуникация

Данная статья посвящена общению с детьми ОВЗ. В работе рассматриваются виды и способы осуществления альтернативной коммуникации, а также вспомогательные средства для реализации альтернативной коммуник...

Использование альтернативной и дополнительной коммуникации при развитии детей раннего возраста в игре

В статье представлен опыт введения АДК наряду с использованием традиционных игровых технологий в инклюзивном ГБДОУ №83 в ясельной группе, где воспитываются совместно 20 нормативно развивающихся ...

Основные системы альтернативной и дополнительной коммуникации в группе для детей с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра.

Многие годы исследований показывают, что использование альтернативных систем коммуникации отнюдь не мешает развитию речи, более того, при использовании таких систем развитие речи даже ускоряется.В ста...

«Методы альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми с ОВЗ»

В презентации раскрывается вопрос о социализации и интеграции детей с множественными тяжелыми нарушения развития в общество. И становится понятно, что решение проблемы включения детей с ОВЗ в активную...

АДК Альтернативная и дополнительная коммуникация для детей

В современном мире общение является не просто беседой ,а передачей информации.Этот способ поделиться с другими своими мыслями и получить ответ.Но когда человек испытывает трудности с речьюв ход идут А...