«Методы альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми с ОВЗ»
презентация по логопедии

Медведева Людмила Николаевна

В презентации раскрывается вопрос о социализации и интеграции детей с множественными тяжелыми нарушения развития в общество. И становится понятно, что решение проблемы включения детей с ОВЗ в активную жизнь социума невозможно без налаживания с ними социального взаимодействия и коммуникации. Этому способствуют методы альтернротивной и дополнительной коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_ln.pptx299.81 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Методы альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми с ОВЗ» Подготовила логопед ОГБУСО РЦ «Сосновая горка» Медведева Л.Н.

Слайд 2

Коммуникация — процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности , включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Коммуникация нужна, чтобы: • кому-то что-то сообщить, • на кого-то/что-то повлиять (например, попросить), • получить опыт (например, обсудить что-то с другими людьми).

Слайд 3

Альтернативная коммуникация – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка. Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации , дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться .

Слайд 4

Цели использования альтернативной коммуникации : • построение функционирующей системы коммуникации; • развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до слушателя новую для него информацию ; • развитие способности ребёнка выражать свои мысли с помощью символов.

Слайд 5

Использование альтернативной коммуникации может: Повысить уровень социализации Улучшить качество жизни Улучшить поведение Развивать самоуважение, дать возможность почувствовать себя полноценной личностью

Слайд 6

Случаи, в которых используется дополнительная коммуникация: • Нарушение слуха (дополнительная коммуникация всегда использовалась в среде глухих — это язык жестов). • Двигательные нарушения, создающие моторные трудности ( дизартрия,анартрия , апраксия). • Интеллектуальные проблемы, влияющие на способность усвоения вербальных символов из-за ограничений возможностей памяти, внимания, абстрактного мышления (умственная отсталость). • Эмоциональные проблемы и нарушение контакта (аутизм), ограничивающие способность к восприятию слов собеседника, а также способность выразить мысли с помощью абстрактных символов, знаков, вербальных слов. • Специфические органические проблемы артикуляционных органов(при синдроме Дауна низкий тонус артикуляционных мышц мешает овладеть вербальной речью). • Прогрессирующие заболевания (например, мышечная дистрофия, множественный склероз). • Приобретённые заболевания или травмы (в результате аварий или инсульта ). • Временные ограничения речевых возможностей (например, из-за трахеотомии ).

Слайд 7

Задачи : Развитие социально бытовой ориентировки обучающихся сТМНР Формирование правильных представлений о себе Развитие абстрактного мышления Запоминание новых слов Формирование экспрессивной речи Приобретение навыков невербального общения Повышение мотивации к общению Возможности легче выражать свои желания и мысли Развитие внимания, воображения, памяти

Слайд 8

Альтернативные средства общения: Я зык жестов Пиктограммы Система PECS Коммуникация при помощи предметов Средства вспомогательной и альтернативной коммуникации Интерактивные коммуникативные доски Книги разговоров Коммуникативные устройства с синтезаторами речи Коммуникация с помощью фотографий и изображений

Слайд 9

Требования к символам системы дополнительной коммуникации : • Жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы по возможности можно было догадаться об их значении. Картинки должны быть яркими, привлекательными, быть удобными для манипуляций с ними (приклеивать-отклеивать, опускать в ящик — доставать из ящика). • Лица и предметы, изображённые на фотографиях , должны быть знакомы ребёнку. • Предметы и игрушки должны быть яркими и интересными ребёнку . • Слово должно быть написано специальным простым шрифтом.

Слайд 10

Жест – действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определенное значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом

Слайд 11

Пиктограмма – знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Слайд 12

Система PECS Данная система коммуникации была разработана Лори Фрост ( Lori Frost ) и Энди Бонди ( Andy Bondy ) в 1985 году . Целью программы PECS является побуждение ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие

Слайд 13

Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать. Конечная цель занятий — ребёнок научается сообщать о желании получить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями .

Слайд 14

Коммуникация при помощи предметов Данная форма коммуникации дает ребенку возможность с помощью реальных предметов получить представление о последовательности событий

Слайд 15

Коммуникационные устройства с синтезаторами речи Могут дать «голос» невербальным детям. Для того чтобы пользоваться таким устройством , ребенок должен понимать речевую инструкцию.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение технологии альтернативной коммуникации в работу с детьми с ТМНР

Методическая разработка для педогогов, работающих с неговорящими детьми с особыми образовательными потребностями....

Формирование познавательно – речевой деятельности у детей с ТНР средствами альтернативной и дополнительной коммуникации.

В своей статье я освещаю работу с неговорящими детьми по развитию речи с использованием средства альтернативной и дополнительной коммуникации, которые стимулируют появление речи и помогает её развитию...

Альтернативные средства коммуникации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данная статья посвящена внедрению и использованию альтернативных стредств коммуникации в работе сдетьми с различными нарушениями развития : ДЦП, аутизм, когнитивные нарушения и тд....

Альтернативная коммуникация в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Опыт работы  с детьми с интелектуальной недостаточностью по использованию альтернативной коммуникации...

СТАТЬЯ «Альтернативные методы коммуникации в работе с детьми с ОВЗ»

Счастье – это когда тебя понимают!Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека....

Альтернативная коммуникация в работе с детьми с РАС.

Альтернативная коммуникация в работе с детьми с РАС....

Презентация к Мастер-классу "Альтернативная коммуникация в работе с детьми с РАС"

Презентация об использовании альтернативных средств коммуникации. Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время растёт количество детей, имеющих такие нарушения развития, при которых речь л...