СТАТЬЯ «Альтернативные методы коммуникации в работе с детьми с ОВЗ»
статья

Согбатян Астхик Самвеловна

Счастье – это когда тебя понимают!

Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                               СТАТЬЯ

«Альтернативные методы коммуникации в работе с детьми с ОВЗ»

                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                  Составитель: воспитатель

                                                                                                        Согбатян А. С.

                                                                           

                                                                   Счастье – это когда тебя понимают!

Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Физическая недостаточность при ДЦП ограничивает формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности.

Общение - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. Общение сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учеба, труд, игра и т.д. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в общество. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.

Одной из основных задач детей с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) является социальная адаптация. Недостаточная сформированность коммуникативных навыков детей с ОВЗ отрицательно влияет на развитие личности ребенка, его межличностных отношений и затрудняет установление контактов с окружающими, отрицательно влияя на социализацию, тогда как современная педагогика и психология ставят перед собой цель создания условий успешной социализации ребенка с ОВЗ, что и делает данную работу актуальной.

Важно понимать, что коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей.

Все неголосовые  средства общения  называются альтернативными, но альтернативная форма коммуникации может быть использована или как полная альтернатива речи, или как дополнение к ней.

Альтернативная коммуникация речи означает, что человек общается лицом к лицу с собеседником без использования речи.

Дополнительная коммуникация используется лицами, у которых недостаточно сформирована устная речь и которые нуждаются в соответствующей дополнительной поддержке, сопровождении собственной речи. Дополнительная коммуникация представлена системой методов, призванных помочь детям с временным запаздыванием речевого развития, помогая овладеть речью. Кроме этого дополнительная коммуникация облегчает понимание вербальных сообщений лицам с тяжёлыми речевыми нарушениями и обеспечивает им более эффективное взаимодействие с окружающими в дополнение к их устной речи.

Средства поддерживающей коммуникации

Коммуникация  - это процесс общения, когда вербальная речь дополняется или заменяется невербальной речью – мимикой, жестами, знаками, символами и другими средствами.

Коммуникация с помощью жестов.

Движения тела и жесты – составная часть нашей ежедневной коммуникации, процесс установления и развития контактов. Коммуникация возникает в связи с потребностью в совместной деятельности, включает в себя обмен информацией и характеризуется взаимным восприятием.

Системы графических символов в коммуникативных вспомогательных устройствах. Первыми появились система Блисс-символов, пиктографическая идеографическая система коммуникации (PIC, пиктограммы), а также картиночные символы коммуникации (PCS), потом появились новые разнообразные системы коммуникации (Стивена фон Течнера, Харальда Мартинсена).

Система пиктографических символов (пиктографическая коммуникация — PIC) - одно из эффективных средств обучения неговорящих детей коммуникации. Система основана на использовании пиктограмм  специальных, так называемых неартикулируемых средств общения, визуальных речевых кодов, которые рассматриваются как средства первичной коммуникации, предшествующие формированию языковых средств общения и являющиеся необходимой базой их развития, или как основные средства коммуникации.

Данные средства предоставляют в распоряжение «неговорящего» ребёнка инструмент, позволяющий ему выразить свои желания, потребности, чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в работе альтернативного метода коммуникации с помощью карточек PECS

В данном разделе размещены материалы по внедрению в коррекционный процесс метода альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS...

СТАТЬЯ «Использование методов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Память – это основа   психической жизни, основа нашего сознания. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, н...

Альтернативные средства коммуникации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данная статья посвящена внедрению и использованию альтернативных стредств коммуникации в работе сдетьми с различными нарушениями развития : ДЦП, аутизм, когнитивные нарушения и тд....

«Методы альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми с ОВЗ»

В презентации раскрывается вопрос о социализации и интеграции детей с множественными тяжелыми нарушения развития в общество. И становится понятно, что решение проблемы включения детей с ОВЗ в активную...

Статья "Развитие альтернативных методов коммуникации детей с ОВЗ".

Существует часть людей, которая не способна использовать речь для полноценного общения. Одни совсем не могут говорить, речь других недостаточно развита, чтобы выполнять все коммуни...

Статья "Использование метода видеомоделирования в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра"

В реалиях современного мира наблюдается тенденция к увеличению числа рождаемости детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС). При расстройствах аутистического спектра отмечаются особенно...