Статья "Развитие альтернативных методов коммуникации детей с ОВЗ".
консультация (старшая группа)

Коханова Светлана Константиновна

Существует часть людей, которая не способна использовать речь для полноценного общения. Одни совсем не могут говорить, речь других недостаточно развита, чтобы выполнять все коммуникативные функции.

Рост интереса к нарушениям языкового развития и коммуникации привел к более ясному осознанию потребности в использовании систем альтернативной коммуникации. В России и в других странах огромное количество семей и специалистов вовлечено в оказание помощи детям с тяжелыми языковыми нарушениями, которые нуждаются в использовании систем альтернативной коммуникации, чтобы компенсировать задержку или ограничения в разговорном языке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие альтернативных методов коммуникации детей с ОВЗ.

Существует часть людей, которая не способна использовать речь для полноценного общения. Одни совсем не могут говорить, речь других недостаточно развита, чтобы выполнять все коммуникативные функции.

Рост интереса к нарушениям языкового развития и коммуникации привел к более ясному осознанию потребности в использовании систем альтернативной коммуникации. В России и в других странах огромное количество семей и специалистов вовлечено в оказание помощи детям с тяжелыми языковыми нарушениями, которые нуждаются в использовании систем альтернативной коммуникации, чтобы компенсировать задержку или ограничения в разговорном языке. 

Речевое развитие включает:

  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • владение речью как средством общения.

Общение - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. Об этом свидетельствуют фундаментальные исследования отечественных психологов прошлых лет и настоящего времени (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.).  Поэтому в образовательных учреждениях педагоги и специалисты уделяют важное внимание развитию у детей коммуникативных умений и навыков.  Исследования показали, что в коммуникативной деятельности дошкольников с ОВЗ обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении. У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии.

Речь у человека возникает на самых ранних стадиях детского возраста и совершенствуется на протяжении всей его жизни. Появление и развитие речи как формы общения, опосредованной языком, возможно, во-первых, тогда, если исправно функционируют все органы, участвующие в ее производстве: мозг, представляющий центральное звено речевой деятельности и исполнительные органы речевого механизма - полость рта и носа, зубы, губы, язык, гортань, легкие. Во-вторых, когда есть активное взаимодействие ребенка и взрослого в эмоциональной, игровой, учебной и других видах деятельности. В результате у ребенка возникает потребность в общении, появляются определенные коммуникативные качества, пополняется словарный запас, совершенствуется внутренняя и внешняя речь.

Чтобы речь ребенка успешно развивалась, ему за короткий промежуток времени предстоит овладеть следующими основными навыками и умениями:

- вычленять определенные звукокомплексы (слова) из целого речевого потока, который дети постоянно слышат;

- осуществлять фонематический анализ, то есть уметь различать сходные звукосочетания и слова;

- понимать слова, то есть соотносить выделенные слова к определенному объекту;

- обобщать однородные предметы и обозначать их одним и тем же определенным словом;

- понимать целое предложение, то есть группы слов, объединенных определенными грамматическими связями;

- владеть механизмом речепроизношения (артикуляцией);

- отбирать в каждом отдельном случае нужные слова, и, организуя их в определенные грамматические структуры, выражать свои мысли в понятных другим людям предложениях.

Освоение языка ребенком идет двумя основными путями: в повседневном общении с окружающими взрослыми и сверстниками и в ходе специальным образом организованного обучения. Развитие речи у ребенка осуществляется по следующей схеме.

Самая ранняя функция речи - коммуникативная. Она возникает на 9-12 месяце, когда ребенок начинает произносить первые слова. К концу второго года жизни у него пробуждается познавательный интерес. К этому времени ребенок может достаточно внятно выразить свои желания, понять обращенную к нему речь. Усваивая новые слова и новые грамматические формы, ребенок расширяет свои представления об окружающем мире, об отношениях предметов и явлений, происходит их познание, т. е. формируется познавательная функция речи. Одновременно с развитием коммуникативной и познавательной функций его речь начинает выполнять регулятивную функцию. Первыми словами, регуляторами поведения, служат глаголы повелительного наклонения и слова «можно» и «нельзя».

Начальной формой общения для ребенка становится неречевая форма - эмоциональное общение.                                                                                             Общение – это процесс, в ходе которого человек формулирует и передает другому человеку сообщение, а тот его принимает и расшифровывает. В процессе общения используются знаковые системы. Различают вербальное (речевое) и невербальное (неречевое) общение.

 Дети, не владеющие вербальной речью, находятся в чрезвычайно зависимом положении. Чаще всего инициатива общения принадлежит не им. Окружающие обращаются к ним тогда, когда имеют для этого причину, желание или время. Обычно контакты ограничиваются лишь удовлетворением жизненно важных потребностей. В связи с тем, что «неговорящего» ребенка понять очень трудно, он чаще всего лишён возможности предъявлять свои требования. Опасно, если ребенок  к этому привыкнет. Он может превратиться в покорного, не верящего в себя, в свою ценность и значимость человека, или стать агрессивным, оттого что его не понимают, что он лишён права принятия решений, права выбора.. Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающими. Потребность общения ребёнка со взрослым возникает вначале как биологическая потребность в первые два месяца жизни на основе первичных органических нужд, затем возникают социальные потребности в новых впечатлениях Важно задуматься, всегда ли неговорящий ребенок может понять обращенную к нему речь. Конечно, далеко не всегда. Здесь важно не забывать, что общение происходит не только с помощью слов, но и на языке жестов, мимики, знаков, телодвижений. Если ребенок показывает на игрушку или берет ложку – это уже коммуникация. Плачет он, смеется, кричит, или топает ногами – это тоже коммуникация. Как часто родители или не замечают ее, или настаивают на речевом общении, которое пока недоступно для малыша. Хотя на этом этапе гораздо правильнее и эффективнее – почувствовать ребенка, проникнуть в его внутренний мир, понять мотивы его поведения и действий. Общение – понятие гораздо более широкое, чем просто устная речь. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. Роль невербальных средств общения с людьми, у которых имеются нарушения интеллекта, очень значима, так как неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение с другими людьми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчуждённости, враждебности.

Общение в жизни человека выполняет различные функции. В наиболее распространенной классификации выделяют три его стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.                            

  • Коммуникативная сторона общения - это обмен информацией между партнерами. Задача говорящих в процессе передачи информации - повлиять друг на друга, обогатиться знаниями, сведениями, которыми располагает партнер по общению, уточнить непонятное и т. п. Коммуникативное сообщение предполагает также выработку новой информации, представляющей интерес для общающихся людей.
  • Интерактивная сторона общения характеризуется тем, что в ходе общения люди стремятся не только передать информацию, но и повлиять друг на друга. Данная задача реализуется партнерами по общению в процессе организации ими своеобразной совместной деятельности, основанной на межличностном взаимодействии. Каждый участник вносит в это взаимодействие свои мысли, реакции в виде выразительных жестов, и это продолжается до тех пор, пока информация не будет понята партнерами по общению.
  • Перцептивная сторона общения предполагает взаимное восприятие общающимися друг друга с целью более полного взаимопонимания. В процессе общения его участники пытаются по некоторым признакам (внешности, одежде, манерам поведения, жестам, мимике, характере проявления эмоций, речи, строении черт лица, тела и др.) определить характер своего партнера и на основании сложившегося образа выбрать приемлемые формы общения и поведения.

Основными психологическими средствами познания другого человека в общении выступают идентификация (суждения о людях по аналогии с самим собой), стереотипизация (сложившиеся в обществе стереотипы, по которым прогнозируются некоторые черты характера: узкий лоб - глупый, массивный подбородок - агрессивное поведение и т. д.), эффект первичности (первое впечатление о человека оказывается более сильным, чем все последующие), эффект ореола (проявляется в устойчивости первого впечатления и в нежелании его изменять) и др.

Кроме того, на восприятии одного человека другим сказываются личностные и профессиональные качества человека, а также опыт общения и взаимодействия с другими людьми. Незнание особенностей проявления в общении названных механизмов может привести к искаженному восприятию человека. Наиболее распространенные ошибки, которые встречаются при познании одного человека другим, - предубеждения, предрассудки и необъективная оценка. Знание названных механизмов позволяет более точно прогнозировать поведение партнера, а сам процесс общения становится более предсказуемым. Наиболее полное использование названных трех сторон такого уникального человеческого феномена, как общение, в единстве - важное условие оптимизации совместной деятельности и взаимоотношений.

Процесс передачи информации в общении осуществляется с помощью различных знаковых систем. Выделяют два вида коммуникации: вербальную - в качестве знаковых систем используется язык, и невербальную - в ходе данной коммуникации применяются различные неречевые знаковые системы.

Главным средством вербальной коммуникации является язык.

Язык - это система знаков, выражений, действий и правил, используемых для передачи мысли другим людям. Общение для партнеров доступно лишь тогда, когда используется один и тот же язык.

Основной единицей языка является слово. Слово - это знак, символ, значение, посредством которого обозначаются все явления реального мира, встречающиеся в жизнедеятельности человека. Язык реализуется в речи.

Речь - это язык в действии, исторически сложившаяся в ходе взаимоотношений и преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. С точки зрения учения И.П. Павлова, физиологической основой речи является наличие у человека второй сигнальной системы. Слово как раздражитель выступает в нескольких формах: слуховой, зрительной, двигательной и осязательной. Соответственно в мозгу формируются адекватные центры. Как установлено, речевые центры возбуждаются не только в момент проговаривания, но и во внутренней речи.

Речь включает в себя внешний (чувственный) и внутренний компоненты.

Внешний компонент проявляется в действиях артикуляционного аппарата, в произнесении голосом слов и словосочетаний, в жестах, мимике, пантомимике. Чувственный компонент - это эмоциональная окрашенность речи. Он связан с передачей чувств и отношений говорящего человека к предмету - спокоен, огорчен, взволнован.

Внутренний компонент - с его помощью происходит перестройка чувственных данных, их осознание и мотивация в определенной системе понятий и суждений.

В психологии общения выделяют два вида речи: внешнюю и внутреннюю. К внешней речи относят устную и письменную речь.

Устная речь - это вербальное общение посредством языковых средств, воспринимаемых на слух. Разновидностями устной речи являются диалогическая и монологическая речь.

Диалогическая речь возникает в процессе общения двух или нескольких людей, когда появляется необходимость в согласовании совместных действий или мыслей. Диалог всегда ведется в условиях эмоционального контакта и взаимного восприятия. Разговаривающие люди воздействуют друг на друга жестами, мимикой, интонацией. Диалогическая речь при общей теме разговора называется беседой.

Монологическая речь - это изложение мыслей, знаний, информации одним человеком. Примером монологической речи может служить рассказ, лекция, выступление. Монологическая речь может присутствовать и в диалоге, если партнер по общению излагает свои мысли в законченном виде.

Кроме названных видов речи существуют также специальные виды, используемые при дефектах развития. Это дактильная и жестовая речь.

Дактильная речь - речь, воспроизводящая слова посредством дактильных букв с помощью пальцев и движений.

Жестовая речь - способ общения людей, лишенных слуха, посредством системы жестов, в основе которого лежат своеобразные лексические и грамматические закономерности. Закономерности жестовой речи обусловлены своеобразием ее основной семантической единицы - жеста, а также его функциональным назначением - использованием в сфере непринужденного общения. В сфере официального общения (лекция, собрание) применяется калькирующая жестовая речь, когда жесты последовательно используются для воспроизведения слов. В такой речи применяются элементы дак-тильной речи для обозначения окончаний, суффиксов и пр. Жестовая речь, как и дактильная речь, используется в отечественной сурдопедагогике как вспомогательное средство при обучении глухих словесной речи, а также в межличностной коммуникации глухих и в общении слышащих с глухими.

Письменная речь - это вербальное (словесное) общение с помощью письменных текстов. Ей присущи графическое изображение, грамматические и синтаксические конструкции, правила написания. Благодаря письменной речи человек приобретает знаниями приобщается к мировой культуре. Письменной речью овладевают в процессе обучения в школе. Основа письменной речи - алфавит, представляющий собой совокупность букв, слогов и других графических знаков, расположенных в соответствии с определенными правилами.

Письменная речь абсолютным большинством людей воспринимается зрением. Для тех же, у кого зрительная функция утрачена, существует специальная система письма, основанная на использовании функции ощущения (азбука Брайля). Обучение детей, потерявших зрение, с помощью этой азбуки открывает путь к знаниям и культуре, зафиксированной в источниках письменности.

Внутренняя речь - это речь с использованием языковых значений вне процесса реальной коммуникации. Ее основное назначение - осмысление специфики предстоящей устной или письменной речи. Во внутренней речи мысль и язык сливаются в неразрывный комплекс. Благодаря внутренней речи словесно выражаются процессы восприятия мира, переживания личности, формируются ее установки и отношение к миру, развивается способность к саморегулированию поведения. Начало формирования внутренней речи приходится на раннее детство. Основным механизмом ее появления служит интериоризация внешней речи. Переходным этапом от внешней речи к внутренней выступает так называемая эгоцентрическая речь.

Эгоцентрическая речь - это речь, обращенная к самому себе. Она выполняет контролирующую и регулирующую функции в практической деятельности ребенка. Эта форма детской речи впервые была описана швейцарским психологом Ж. Пиаже. Наблюдается она в возрасте 3-5 лет и к концу дошкольного возраста исчезает. Данная речь проявляется в том, что дети говорят вслух, как будто бы ни к кому не обращаясь. Эгоцентрическая речь - важное средство психического развития

Важно понять, что на том этапе, когда речевое общение невозможно, жест может быть тем мостиком, который проложит путь от движения рук к первым сказанным словам. Жестовая речь всегда подкрепляется словесной, поэтому у ребенка есть возможность выбора, что повторить за вами: слово или жест.Несомненно, жесты – это средство, которое позволит ребенку вступить в коммуникацию и будет способствовать ее улучшению.            Жесты должны быть такими, чтобы:                                                                                         – в процессе повседневной жизни ими легко было пользоваться,                                    – ребенок мог легко их выполнять.

Лучше всего ребенок учится жестам путем подражания. Как правило, он использует те жесты, которыми пользуются окружающие его люди.

Хочется дать несколько рекомендаций по применению жестов:

  • жест всегда должен синхронно подкрепляться словом;
  • когда выполняется жест и произносится слово, ребенок должен смотреть на педагога или того человека, который с ним общается;
  • при обучении ребенка жесту ему необходимо оказывать помощь,  следует помогать ему в выполнении движения своими руками;
  • жесты, которым обучен ребенок, должны отрабатываться в повседневной жизни;
  • при общении жестами ребенка следует побуждать к произнесению звуков, слов.

Всем окружающим важно понимать жесты, которые использует ребенок, и эмоционально реагировать на них.

Игровые упражнения по развитию мимики                                                                                                                - «Съели кислый лимон» (дети морщатся).

-  «Рассердились на драчуна» (сдвигают брови).

- «Встретили знакомую девочку» (улыбаются).

- «Испугались забияку» 

(приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).

-«Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза).

- «Обиделись» (опускают уголки губ).

- «Умеем лукавить» (моргают то правым глазом, то левым).

Игровые упражнения по обучению жестам                                                                                            - Покажите высокого мальчика, «низкого»; 

 - там, вверх, вниз, вокруг; 

 - я, ты, мы; 

 - маленького комарика; медведя.

Существует большое количество игр, предназначенных для развития языка жестов и мимики. Развитие этих навыков стимулирует работу головного мозга и обогащает социальное развитие в целом. Несмотря на то, что игры для развития жестов и мимики по существу - "немые", они являются прекрасным стимулом развития речевых центров мозга, а "объяснение" своих "непонятых" жестов - непосредственно тренирует речь.

Наша задача, как специалистов, найти подходящий для каждого способ общения, учитывая уровень овладения вербальной речью, особенностей развития двигательной сферы, умения вступать в контакт.

Цель коррекционного воздействия на детей с тяжелыми нарушениями речи:

 расширение объема понимания речи, основанное на развитии у детей представления о предметах и явлениях окружающей действительности, понимание ими конкретных слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

  1. побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь;
  2. научить ребенка слушать речь дефектолога;
  3. научить выполнять простые поручения по словесной инструкции;
  4. вызывать речевое подражание, связанное с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией при обязательном эмоциональном контакте;
  5. накопить и расширить пассивный словарь ребенка.

Альтернативная невербальная коммуникация это система способов и методов, как правило, помогающая выразить свои мысли и желания, дополняя или заменяя речь. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.

Используя технику приемов пиктограмм:
1. Формируем у детей представления об окружающем мире;
2. Развиваем речевые навыки у детей с тяжелой и средней умственной отсталостью;
3. Учим  работать по образцу, слушать и выполнять инструкции;
4. Расширяем  словарный запас.

Наши воспитанники  являются разнородной по своему составу, это:
— дети с полным отсутствием голосовой активности;
— дети, у которых имеется звуковая или минимальная звуко-слоговая активность;
— дети, способные к сопряженному и отраженному повторению слогов и слов при отсутствии общеупотребительной речи.

Но, несмотря на то, что данная категория детей является полиморфной, можно выделить основные характерные черты личности:
— отсутствие мотивации к общению;
— неумение ориентироваться в ситуации;
— разлаженность в поведении;
— негибкость в контактах;
— повышенная эмоциональная истощаемость.

В процессе работы дефектологов, логопедов и воспитателей групп с нашими воспитанниками  с ОВЗ происходит:

― использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом;
― использование индивидуальных коммуникативных тетрадей с графическими изображениями объектов и действий путем указательного жеста;
― использование доступных жестов для передачи сообщений;
― общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, планшет и др.)

В своей работе мы остановились на коммуникационных карточках-подсказках, одним из которых являются пиктограммы. Пиктограмма — карточка схематического вида, в которой содержатся важнейшие узнаваемые черты предметов или явлений. Исходя из того, что процесс работы с «особыми детьми» происходит в ситуативно-деловом общении, пиктограммы желательно использовать в черно-белом изображении, которые помогут заменить слова. В работе применяем системный подход, ориентированный на использование пиктограмм в процессе обучения и воспитания.. Что способствует социализации и адаптации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью к внешним условиям окружающего мира..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационной технологии в работе с детьми с нарушением речи, как одно из альтернативных средств коммуникации».

Бурное развитие информационных коммуникационных технологий наложили определённый отпечаток на деятельность современного педагога. На смену традиционным подходам приходят новые подходы обучения и...

«Создание развивающей предметно-пространственной среды, для детей дошкольного возраста с ОВЗ посредствам альтернативных средств коммуникации»

На современном этапе развития общества в связи с вступлением  ФГОС   дошкольного образования,   вопросы  организации предметно-развивающей среды стало одной из приоритетн...

Использование в работе альтернативного метода коммуникации с помощью карточек PECS

В данном разделе размещены материалы по внедрению в коррекционный процесс метода альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS...

СТАТЬЯ «Альтернативные методы коммуникации в работе с детьми с ОВЗ»

Счастье – это когда тебя понимают!Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека....

Презентация Глобальное чтение как одно из средств альтернативной коммуникации детей с ментальными нарушениями. Этапы работы.

Презентация Глобальное чтение как одно из средств альтернативной коммуникации детей с ментальными нарушениями. Этапы работы....