«Создание развивающей предметно-пространственной среды, для детей дошкольного возраста с ОВЗ посредствам альтернативных средств коммуникации»
статья по логопедии на тему

Волокитина Ольга Михайловна

На современном этапе развития общества в связи с вступлением  ФГОС   дошкольного образования,   вопросы  организации предметно-развивающей среды стало одной из приоритетной задачей деятельности БМДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o.m.volokitina_statya_aprel14.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад № 65  - Центр развития ребенка»

города  Бийска Алтайского края

Статья  

«Создание   развивающей  предметно-пространственной   среды,

для детей  дошкольного возраста с ОВЗ посредствам альтернативных  средств   коммуникации»

подготовила

учитель-логопед

Волокитина Ольга Михайловна

Бийск  2015

 

 

На современном этапе развития общества в связи с вступлением  ФГОС   дошкольного образования,   вопросы  организации предметно-развивающей среды стало одной из приоритетной задачей деятельности БМДОУ.      Педагоги  испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей  предметно-пространственной   среды.  Среда, которая  обеспечит  возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых и поможет реализации образовательных программ, используемых в образовательной деятельности ДОУ.  В соответствии с ФГОС основная образовательная Программа должна строиться с учетом  принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями  и особенностями воспитанников. Решение программных  коррекционных - образовательных задач предусматривается  совместную  деятельность  взрослого и детей, а так же и   самостоятельную  деятельность воспитанников.

        Человечество в конце прошлого века вступило в эпоху   "информационного общества".   Накопленный человечеством огромный объем информации, направят педагогов к поиску новых подходов  к организации процесса коррекционно-развивающего обучения. Потребность в формировании  особой информационной культуры личности современного педагога, связанно с огромные темпом роста информационных технологий.            

Стремительное  развитие ИКТ   в корне изменило направление  педагогической деятельности  современного учителя-логопеда. Учителю-логопеду приходится искать дополнительные средства, которые бы облегчили, помогли систематизировать и направить  процесс усвоения детьми знаниями,  умениями и навыками. Новые подходы коррекционно-образовательной  работы с воспитанниками,    направлены  на активизацию познавательных  процессов ребёнка, и помогают    по-новому организовать процесс  коррекции и  развития.    Поэтому наряду с традиционными  методами и приёмами   в работе с детьми с ОВЗ, возможно,  использовать  и альтернативные   средства коммуникации.

     Информационная технология – система  методов,   программных продуктов и  технологических средств, которые объединены  в технологическую систему  сбора, хранения, обработки, вывода и распространения информации.   Эти  технологии  снижают трудоемкость    использования и применения  информационных ресурсов. Специфика   современных информационных технологий заключается в том, они  становятся  новым интеллектуальным инструментом, который   проникает  в сферу деятельности интеллекта человека.

     Современные информационные технологии, влияют на   все механизмы массовой коммуникации, воспитание,  образование, оказывают влияние на систему межличностного общения,  образ жизни и   формируют  личность.

     Возникновение современных информационных технологий  привело к  созданию   программных продуктов, которые   позволяют  работать с информацией не только с помощью человеческого разума и интеллекта, но и с помощью современных  технических устройств.

В структуре коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ индивидуальная работа занимает  не маловажное место.   Наглядные методы занимают очень важное место в логопедической работе.   Для этих целей используется    предметы в натуральную величину, а так же    их модели заместители  и разнообразный картинный материал. Использование разнообразного наглядного  материала  повышает  эффективность  логопедической  работы.

Планируя   индивидуальную  работу, в сочетании с общепринятыми  методами и приемами,  возможно,  использовать   фрагментарно  компьютерный планшет  с соблюдением всех  санитарно-гигиенических и технических и требований. Это   современное техническое  средство, которое активно возможно  применять   в работе с детьми ОВЗ на  индивидуальных логопедических занятиях. Компактный   планшетный компьютер,  работающий на базе программы  Windows   программные продукты которой,   помогают  создавать наглядное  методическое обеспечение к  индивидуальным занятиям.   По силам  планшетного компьютера, возможно,  создать такую развивающую  предметно-пространственную среду, которая  будет доступной и безопасной, полифункциональной, вариативной,   трансформируемой и  содержательно-насыщенной позволяющей решать программные задачи основной программы  в соответствии с ФГОС ДО.

Средствами информационных технологий возможно самостоятельное изготовление  педагогами  пособий    для непосредственной образовательной деятельности любой сложности и любой направленности. Изготовление     мультимедийных презентации, и  использование других программных продуктов,  в работе учителя-логопеда облегчает подготовку  и проведение индивидуальной работы. Все средства информационных технологий  расширяют возможности  социальной коммуникации и являются вспомогательным средством  дополнительной коммуникации.

Использование данного технического устройства обеспечивает активизацию  игровой, познавательной, исследовательской и творческой  активности  всех воспитанников.  

 В зависимости от образовательной ситуации,   и возможностей детей   предметно-пространственная  среда посредствам ПК безтруда трансформирует коррекционно-развивающее  пространство.  

    Но нужно не забывать, что  компьютер для ребенка с ОВЗ не должен быть игрушкой, а по необходимости являться    средством обучения и объектом изучения, а так же средством дополнительной коммуникации.  Применение  технических средств информационных технологий необходимо использовать там, где это действительно оправданно  и быть дозированным.      

Электронное   пособие “Чудо-доска” представляет собой  магнитную доску размером 100*60. Она оснащена  магнитами и светодиодной трехцветной  лентой с пультом управления.  Логопедические игры и упражнения можно подбирать,  используя рекомендации   Уваровой Т.Б. “Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками”.  Работа с  электронным устройством осуществляется следующим образом:  торцевая часть “доски” загорается красным цветом (мотивационный сигнал) и на «использование доске»  выставляется игровое – упражнение. Это могут быть и разрезные картинки и задания на лексико-грамматику  и т.д.     Затем  после выполнения упражнения  с пульта управления педагог  включает  зелёный подцветку – как сигнал правильности выполнения задания.  Лента многоцветная, с дополнительными функциями, которые регулируются с пульта, поэтому педагогу будет достаточно удобно придумать свои приемы стимуляции деятельности цветом.  

    ”Чудо-доска” даёт возможность воспитанникам с ОВЗ  наглядно представить конкретную игровую  ситуацию, понять    содержание  игрового упражнения, его    организацию и методику  проведения. Активизируя познавательную деятельность с помощью ”Чудо доски”,   процесс обучения становится   целенаправленным,   позволяющим     усвоить  детям их  собственный опыт. Данное устройство помогает реализации различных образовательных программ, используемых в образовательной деятельности ДОУ.

Применение учителем-логопедом нетрадиционных коммуникативных средств в коррекционной работе,    являются дополнительным средством в образовательном процессе детей дошкольного возраста с ОВЗ. С помощью этих  средств, возможно,     создать  развивающую предметно-пространственную   среду, которая повышает мотивацию ребёнка к логопедическим занятиям, способствует  стимуляции  речевой и познавательной активности, формирует  положительное отношение к обучению.

Список использованной литературы:

1. Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (Глава 2 СТАТЬЯ 10.п 4).

2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»

Утвержден приказом Минобрнауки России  от 17 октября 2013 г. № 1155

 3.  Доман Г. Гармоничное развитие ребёнка. “Аквариум” Москва 1996

4. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1

5. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. // “Литур” Екатеринбург. 1999

6. Уварова Т. Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками.//Творческий центр Сфера. 2009

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра направленная на расширение нравственного опыта посредствам социальной коммуникации в группе старшего дошкольного возраста.

В проекте принимали участие дети подгоовительной группы №9. Проект направлен на развитие межличностной коммуникации, становления самостоятельности и формирование целенаправленных действий. Для з...

Внедрение инновационных технологий в развитие креативных способностей дошкольников посредством создания предметно-развивающей среды

Каждый из родителей всегда хочет, чтобы его ребенок рос умным и творчески развитым человеком, Если с дошкольником заниматься с раннего возраста, развиватьу него любовь к творчеству, например к музыке,...

Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"

Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....

Трудовое воспитание детейдошкольного возраста

Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...

«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»

Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя  с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....