Альтернативная коммуникация в работе с детьми с РАС.
консультация

Бурмистрова Елена Викторовна

Альтернативная коммуникация в работе с детьми с РАС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Альтернативная коммуникация в работе с детьми с РАС.

Важным направлением в коррекционно – развивающей работе с детьми с РАС является формирование их коммуникативных навыков. Такие дети имеют особенности развития коммуникативной сферы. Многие ошибочно полагают, что это обусловлено, прежде всего, полным отсутствием интереса к внешнему миру, но это не так. Дети, страдающие аутизмом, не чувствуют окружающую обстановку и затрудняются в установлении визуального контакта. В силу этого, может показаться, что у них отсутствует интерес к какому-либо общению]. Способность к коммуникации (вербальной или невербальной) у детей с РАС является одним из ключевых дефицитов, и у каждого из них есть своя специфика в развитии коммуникативной сферы. Это объясняется целым рядом причин и факторов, влияющих на восприятие такими детьми окружающего их мира. Наиболее часто встречающиеся причины нарушения коммуникации у детей с РАС связаны с полным или частичным отсутствием понимания речи, трудностями в экспрессивной коммуникации – ребенку трудно начать диалог, подобрать слова. Некоторые слова и фразы произносятся не для вступления в диалог, а являются повтором ранее услышанных фраз (например, из любимых мультфильмов). Отсутствие совместного внимания.

На сегодняшний день разработано много методов, форм и приемов коррекционной работы, по обучению практическим навыкам коммуникации детей с аутичными чертами.

В основе выбора метода работы по развитию коммуникации у детей с РАС лежит диагностический компонент. Многие родители, считают, что если у ребенка есть речь, то ему не надо развивать коммуникативные навыки. Такой подход к развитию детей с РАС не функциональный. То есть наличие речи не является показателем сформированности социально-коммуникативного взаимодействия у ребенка с аутичными чертами. Поэтому, большое значение имеет оценка базового уровня сформированности навыков социального взаимодействия у детей с РАС и причины их отсутствия или нарушения. Разные подходы, сходятся на том, что каждому маленькому, страдающему аутизмом ребенку, необходимо помочь стать более активным, в реагировании на внешний мир, в особенности на людей в нем; но то, как это сделать разные подходы смотрят совершенно по-разному.

В данной статье будут описаны следующие методы альтернативной коммуникации : система PECS, жестовый язык «Макатон», коммуникативная доска, скрипты, электронные пособия с голосовыми синхронизаторами. Перед тем, как выбрать коммуникативное устройство, следует обратить внимание на следующие показатели развития ребенка:

1. Особенности восприятия. У некоторых детей затруднено понимание обращенной речи, отмечается длительная обработка воспринимаемой информации, временная задержка реакции на вербальную инструкцию и т. д.

2. Физические особенности. Если мы работаем над развитием коммуникации у ребенка одновременно страдающего РАС и ДЦП, то следует учитывать уровень развития мелкой моторики или умение пользоваться указательным жестом. Если же у ребенка снижено зрение, то стоит обратить внимание на размер графических символов и изображений.

3. Словарный запас. Не стоит вводить коммуникативную доску, как средство общения ребенку, словарный запас которого ограничивается только именами существительными или не превышает 25 слов. В этом случае лучше использовать систему PECS.

Система альтернативной коммуникации с использованием карточек, известная под названием «PECS». Для того, чтобы ребенок активно использовал данную систему для коммуникации, необходимо соблюдать определенную последовательность. Авторы данной методики предлагают начать с подготовительного этапа. На нем окружающие ребенка люди всячески его поощряют за любую попытку к коммуникации, а так же создают специальные условия и множество возможностей для общения. Когда у ребенка сформировано положительное отношение к коммуникации, необходимо перейти на первый этап. Конечной целью обучения на данном этапе будет закрепление алгоритма передачи карточки собеседнику, когда ребенок увидит желаемый предмет. Когда этот навык автоматизирован, можно перейти на следующий этап, который авторы методики определили как «Расстояние и настойчивость». В этот период формируется альбом с карточками, в котором хранятся изображения любимых предметов ребенка. На этом этапе карточка не лежит у него перед глазами, а находиться в специальной книге. Сначала в этой книге находиться только одна карточка, но со временем (на третьем этапе) она дополняется новыми изображениями и ребенку приходится выбирать нужную ему картинку из нескольких. Что бы ребенку было легко понять, что от него хотят взрослые следует выполнять пошаговую инструкцию. Сначала достаньте карточку из альбома, затем постепенно увеличивайте расстояние между педагогом и учеником и закрепите новый навык в неформальной среде. На следующем, третьем этапе, ребенка учат различать карточки в альбоме. Конечной целью в этот период обучения, будет являться самостоятельный выбор ребенком из альбома с несколькими картинками нужной ему карточки и передача ее собеседнику. Когда у ребенка в альбоме много карточек, и он активно ими пользуется можно перейти на следующий этап: структура предложения. В этот период обучения особое внимание уделяется формированию определенной последовательности действий. Вводится карточка «Я хочу». Ребенок на специальную планшетку выкладывает короткие предложения из карточек и передает собеседнику. К концу этого этапа в альбоме имеется около 20 карточек, и ученик может общаться с разными собеседниками. Затем ребенка учат отвечать на вопросы. Навык считается сформированным, если ученик спонтанно просит разнообразные предметы и отвечает на вопрос «Что ты хочешь?». На завершающем, шестом этапе, ребенка обучают комментировать. У ученика формируют навык ответа на вопросы«Что у тебя есть?»«Что ты видишь?»«Что это?» и т. д.

Следует отметить, что в отдельных случаях система карточек является промежуточным этапом. Некоторые дети, поняв механизм социального взаимодействия, общения, переходят к непосредственно вербальной коммуникации. Если же у ребенка не появляется звуковая речь, то можно переходить на общение с помощью коммуникативной доски.

Еще одним методом альтернативной коммуникации является использование так называемой «коммуникативной доски». Применяется в том случае, когда система PECS уже не удовлетворяет потребности ребенка в общении. Коммуникативная доска разбивается на квадраты, к которым прикрепляются графические символы. Она вводиться как метод альтернативной коммуникации, в случаях описанных ниже. Если ребенок очень быстро освоил систему PECS до 3 – этапа. У него большой пассивный словарь. У ребенка полностью отсутствует или им не используется звуковая речь, но есть ее понимание и он улавливает смысл ситуации общения. Если речь непонятна большинству окружающих. Он умеет вступать в контакт для общения, понимает и узнает рисунки, фотографии небольшого размера, а так же пользуется указательным жестом. Наличие слов в активном словаре не менее 25. Для каждого ребенка коммуникативная доска, как средство общения, изготавливается индивидуально, учитывая его потребности и особенности восприятия визуальных образов.

Макатон – языковая программа, сочетающая звучащую речь, жесты и символы. Данную систему применяют более чем в 50 странах мира. С 2008 года она применяется в России.

Наименее распространенным средством альтернативной коммуникации являются скрипты. Скрипты – это фразы (предложения, которые написаны на отдельных полосках, находятся у ребенка при себе и используются им только в определенных ситуациях. Например, в магазине, когда он расплачивается за товары на кассе и т. д. Скрипты подходят не всем детям с РАС. Если у ребенка с аутичными чертами достаточно высокий уровень развития коммуникативных навыков и нет проблем с вербализацией, но в отдельных ситуациях он не может социально сориентироваться, и впадает в ступор, то ему необходима подсказка. Такой подсказкой и является скрипт. Например: ребенок хочет поиграть с другими детьми, у него хорошо развита фразовая речь и с близкими ему людьми он общается, не испытывая трудностей. В данной ситуации он просто подходит к другим детям и начинает у них выхватывать мяч. В этом случае можно подготовить скрипт, с фразой «Можно я с Вами поиграю?».

В последнее время все большей популярностью пользуются электронные пособия с голосовыми синхронизаторами.

Развитие компьютерного обеспечения для устройств с синтезаторами речи привело к тому, что компьютеры стали более эффективно использоваться для поддержания коммуникативных процессов.

Потенциальное преимущество их в том, что они могут поддержать естественное взаимодействие и социальные контакты, поскольку создают иллюзию собственного «голоса».

Все электронные пособия условно можно разделить на разные группы:

1. С изображением символов (которые озвучиваются). Их могут использовать дети с РАС, которые еще не умеют читать. Недостаток данного электронного пособия в том, что нет прямого механизма передачи послания собеседнику, что нельзя назвать полноценной коммуникацией. Очень часто дети могут сидеть в пустой комнате и общаться с планшетом, безуспешно просят у него яблоко или игрушку, так их и не получив. Поэтому, желательно сначала ввести карточки, закрепить у ребенка механизм передачи послания собеседнику, и только потом переходить на электронные носители.

2. С уже напечатанными короткими фразами «Хочу пить»«Мне жарко»«Я замерз» и т. д. Очень часто дети с РАС уже в 5-6 лет обучаются навыку чтения, при отсутствии у них вербальной речи. Так же в этом возрасте они еще не овладели навыком письма. Поэтому для таких детей можно использовать планшет, на котором установлена программа озвучивания уже напечатанных фраз. Например, перед сном ребенок может пожелать маме «Спокойной ночи», нажав на эту фразу. Так же он может обратиться с просьбой «Включи мультфильмы». Но, как уже выше говорилось, сначала ребенок должен освоить механизм передачи послания.

3. Дети с РАС, которые умеют писать и у них есть понимание процесса социальной коммуникации, но нет вербальной речи, могут использовать в качестве альтернативного метода общения, любые программы озвучивания набранного текста. С этой целью на электронный носитель устанавливается специальная программа. Данный метод подходит для детей школьного возраста.

Несмотря, на разнообразие методов обучения альтернативной коммуникации детей с аутичными чертами, в некоторых случаях невозможно обучить ребенка социальному взаимодействию. Это касается тяжелых нарушений поведения у людей со сложными формами РАС и умственной отсталостью.

Чем раньше мы начнем обучать невербального ребенка с РАС методам альтернативной коммуникации, тем более высока вероятность на появление у него экспрессивной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение технологии альтернативной коммуникации в работу с детьми с ТМНР

Методическая разработка для педогогов, работающих с неговорящими детьми с особыми образовательными потребностями....

Сообщение на городском методическом объединении психологов «Использование методов альтернативной коммуникации в работе с неговорящими детьми»

На сегодняшний день  отмечается тенденция увеличения количества детей с серьезными нарушениями речи. У педагогов детского сада возникает немало трудностей в обучении и воспитании таких детей. Бол...

Альтернативные средства коммуникации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данная статья посвящена внедрению и использованию альтернативных стредств коммуникации в работе сдетьми с различными нарушениями развития : ДЦП, аутизм, когнитивные нарушения и тд....

«Методы альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми с ОВЗ»

В презентации раскрывается вопрос о социализации и интеграции детей с множественными тяжелыми нарушения развития в общество. И становится понятно, что решение проблемы включения детей с ОВЗ в активную...

Альтернативная коммуникация в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Опыт работы  с детьми с интелектуальной недостаточностью по использованию альтернативной коммуникации...

СТАТЬЯ «Альтернативные методы коммуникации в работе с детьми с ОВЗ»

Счастье – это когда тебя понимают!Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека....

"Использование альтернативной коммуникации в работе педагога-психолога с детьми со статусом ОВЗ"

Карточки PECS как средство альтернативной коммуникации с детьми со статусом ОВЗ...