Подборка игр над развитием фонематического анализа и синтеза у дошкольников.
картотека по логопедии

Подборка коррекционных игр с описанием в таблице.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

Система логопедической работы по коррекции нарушений фонематического анализа и синтеза предусматривает определённую последовательность речевого материала:

а) ряд гласных звуков;

б) слоги без стечения согласных;

в) слоги со стечением согласных;

г) слова без стечения согласных;

д) слова со стечением согласных.

Логопедическая коррекция по данному разделу осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств – графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание. В процессе работы детям предлагается выполнить следующие задания:  выделение (узнавание) звука на фоне слова;  вычленение звука в начале, в конце слова; определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова) на слух и с помощью картинок;  определение последовательности, количества и места звуков в слове по отношению к другим звукам (придумать слова, отобрать картинки с определённым количеством звуков)

Подбор игр в таблице

Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове

Вычленение звука в начале и конце слова, определение его местоположения

Определение последовательности, количества и места звуков в слове по отношению к другим звукам

Упражнение «Устный словарный диктант»

Логопед предлагает детям прослушать слова и поднять карточку с буквой А, как только они услышат слово с данным звуком. Словесный ряд: карта, сковорода, мышь, крыльцо, диван, апельсин, молоко, кошка, тыква, цветы, баранка, Антон.

Упражнение «Какой первый звук в слове?»

Логопед произносит слова со звуком [у] сначала в ударной позиции, а затем в безударной. После чего предлагает ребёнку назвать первый звук в словах (значения непонятных слов уточняются). При возникновении затруднений логопед обращает внимание ребёнка на зрительный символ звука [у]. Словесный ряд: утка, ухо, утро, умный, улица, узкий, уж, утренник, удочка…

Игра «Раздели большое слово»

Предварительно проводится беседа по тексту стихотворения А. Шибаева «Если взять большое слово»: Если взять большое слово, Вынуть буквы, Раз и два, А потом собрать их снова, Выйдут новые слова. Поиграйте раньше с нами, А потом садитесь сами. Вот из слова ГАСТРОНОМ 80 Вышел важный АСТРОНОМ, Вышел МАГ и вышел ГНОМ, А за ними АГРОНОМ, МОСТ построен на реке, ГРОМ грохочет вдалеке С нижней палубы МАТРОС От причала тянет ТРОС... Сверху лётчику видна Вся родная СТОРОНА... На фланелеграфе представлены буквы разрезной азбуки. Логопед предлагает детям составить слова, используя предложенные слоги: – НИ-СА, НОК-ЩЕ – сани, щенок;

Игра «Волшебные ключики»

Логопед просит ребёнка внимательно рассмотреть картинки и назвать изображённых на них птиц (незнакомые названия уточняются логопедом). Затем предлагает ребёнку найти среди предложенных картинок те, названия которых начинаются со звуков [а] и [у], используя для самопроверки специальные волшебные ключики, которые нужно наложить на изображения с обратной стороны картинок.

Упражнение «Выдели первый звук»

Логопед называет ребёнку слова без выделения начального звука и просит повторить их, голосом выделяя первый звук, затем назвать в каждом слове первый звук и показать соответствующий ему символ.

Игра «Звуковые облака»

Логопед сообщает детям, что скоро начнётся дождь, но не простой, а звуковой. Вместо обычных капель будут капать капли-звуки, которые нужно вернуть на свои места (назвать получившееся слово). Затем детям предлагается определить, какое место занимает звук [а] в получившихся словах по отношению к другим звукам.

Упражнение «Найди общий звук»

Логопед произносит несколько слов с определённым звуком, выделяя его голосом: Ваня, вагон, диван, совок, клюква, – а затем спрашивает у детей, какой звук есть во всех названных словах. Дети называют звук [в]. После чего логопед предлагает детям определить повторяющийся звук во всех нижеперечисленных словах: флаг, кофта, фазан, фокусник, шкаф – [ф]; банка, клубок, барсук, крабы, Айболит – [б];

Упражнение «Нарисуй последний звук»

Логопед показывает ребёнку картинки и просит назвать их, выделив голосом последний звук. Затем предлагает ребёнку нарисовать в правой части схемы символ соответствующего картинке последнего гласного звука.

Игра «Сколько кружков – столько слогов»

Логопед показывает ребёнку рисунок и просит назвать изображённые на нём предметы. Затем предлагает ему нарисовать в каждом прямоугольнике столько кружков, сколько слогов в слове.

Игра «Где спрятались звуки?»

Логопед раскладывает перед ребёнком картинки и предлагает назвать их. Затем просит ребёнка выбрать картинки, в названии которых «спрятались» звуки [ц] и [ч].

Упражнение «Подбери к картинке схему»

Логопед показывает ребёнку рисунок и предлагает назвать изображённые на нём предметы, выделяя голосом первый и последний звуки. Затем логопед просит ребёнка соединить с нужной парой символов каждое изображение.

Игра «Выставка цветов»

Логопед поясняет детям, что их попросили помочь организовать выставку цветов – разместить экспонаты в трёх вазах. Если название цветка состоит из одного слога, следует поставить его в первую вазу, если название цветка состоит из двух слогов – поставить его во вторую вазу, а если название из трёх слогов – в третью вазу.

Игра «Кто внимательнее?»

выбираются двое детей, которые встают по обеим сторонам ширмы лицом к остальным детям. Логопед даёт задание: «Я буду называть слова, а Дима будет поднимать руку тогда, когда услышит слово со звуком [з]. А Женя будет поднимать руку, когда услышит слово со звуком [с]. Остальным  детям предлагается считать количество правильных и неверных ответов.

Игра «В каком слове спрятался звук?»

Логопед предлагает ребёнку рассмотреть рисунок и чётко произнести названия изображённых на нём предметов. Затем просит ребёнка соединить с символом звука [м] те изображения, в названии которых есть этот звук.

Игра «Разложи картинки»

Логопед показывает ребёнку картинки, предлагает назвать их, и определить количество слогов и звуков в названных словах. Затем даёт ребёнку задание: «Положи каждую картинку под соответствующей ей схемой».

Упражнение «Один – много»

Логопед предлагает детям: «Я буду называть слово в единственном числе, а вы должны назвать то же слово во множественном числе, например, двор – дворы. Забор – …, комар – …, топор – …, шар – …, стол – …, шуба – …, крест – …». Затем логопед спрашивает детей, какой одинаковый звук появился во всех словах.

Упражнение «Есть звук или нет?»

Логопед произносит два слова, показывая при этом зрительный символ согласного звука, а затем предлагает ребёнку выбрать из них и повторить одно, в котором есть звук, обозначенный этим символом.

Игра «Пирамида»

Логопед раздаёт детям карточки с изображением пирамидок. Затем предлагает определить сектора центральной части пирамидки и закрасить их таким же цветом, что и крайние части пирамидки, чтобы получилось трёхсложное слово. После чего логопед просит детей прочитать получившиеся слова, определить последовательность и количество звуков в них.

Игра «Какой звук одинаковый?»

Логопед предлагает детям отгадать загадки: Домик маленький, зелёный Был в руках у Люсеньки. Расколола – и упали На ладонь ей бусинки. (Горох) Ни окон, ни дверей – Полна горница людей. (Огурец) Кто стоит на крепкой ножке В бурых листьях у дорожки? Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы!. (Гриб) На ветвях, украшенных снежной бахромой, Яблоки румяные выросли зимой. Яблоки по яблоне весело снуют, Гусениц мороженых яблоки грызут. (Снегири) Хоть имеет много ножек, Всё равно бежать не может. Вдоль по листику ползёт, Бедный листик весь сгрызёт. (Гусеница) Наведёт стеклянный глаз, Щёлкнет раз – и помним вас. (Фотограф) Затем логопед даёт детям задание: найти одинаковый звук, встречающийся во всех словах – отгадках.

Игра «Нарисуй дорожку»

Логопед показывает ребёнку рисунок и просит произнести названия изображённых на нём объектов. Затем предлагает ребёнку определить, в какой части слова находится звук [т]: в начале, в середине или в конце. И в соответствии с этим нарисовать «дорожки» от каждого слова к соответствующей ему схеме.

Упражнение «Дразнилки»

Логопед предлагает детям поиграть в «дразнилки»: «Я буду произносить двустишия, а вы повторяйте их последний слог»: Чёрный ворон на дубу С белой крапинкой на лбу. БУ

От дождя блестит кора, Вдалеке видна гора. РА Нелегко туда пройти, Мост разрушен на пути. ТИ В замке светится окно, А в горах уже темно. НО Превосходная картина. Кто художник? БУРАТИНО. Эй, держи, хватай! В лесу Ловят рыжую лису. СУ Шум и гам. Народу тьма. Громче всех кричит Кузьма. МА Он без куртки, без пальто, Вместо шапки решето. ТО Из оврага, где ольха, Слышны крики петуха. ХА Изловить лису б неплохо, Да мешает СУМАТОХА. Тучи давят на поля, Будет воду пить земля. ЛЯ Гладь реки. На берегу Ветер вербу гнёт в дугу. ГУ Слева крыша шалаша, Сложен он из камыша. ША Словно красный сок граната, Над рекой лучи заката. ТА Кто под вербой на картине – Поищи посередине. ЛЯГУШАТА. Логопед просит детей назвать получившиеся слова. Затем предлагает им определить количество звуков в словах.

Упражнение «Выбери картинки»

Логопед предлагает ребёнку рассмотреть картинки и назвать изображённые на них предметы. Затем просит ребёнка выбрать из предложенных картинок те из них, в которых встречается звук «Р». После чего логопед даёт следующее задание: перечислить посуду, в названии которой встречается звук «Р», не повторяя изображённых на картинках предметов.

Игра «Рассели картинки по этажам»

Логопед раскладывает перед ребёнком картинки, предлагает рассмотреть их, назвать изображённые предметы, и определить позицию звука [л] в названиях этих картинок. Затем даёт задание: «А теперь «рассели» картинки по этажам: на первый этаж помести картинки, в которых звук [л] находится в начале слова, на второй – картинки, в которых звук [л] находится в середине слова. А на третий этаж – картинки со звуком [л] в конце слова».

Игра «Собираем урожай»

Логопед даёт детям задание: «Я буду читать стихотворение, а вы подберите в рифму названия овощей со звуком «К»: Поздним летом в огород Собирается народ. Зрел всё лето урожай. Что собрали? Отгадай! Где весною было пусто, Летом выросла... (капуста) Солнышко светило, чтоб Ярче зеленел... (укроп) Собираем мы в лукошко Очень крупную... (картошку) От дождя земля намокла – Вылезай, толстушка... (свёкла) Из земли – за чуб плутовку! Тянем, сочную... (морковку) Надо поклониться низко, Чтобы вытащить... (редиску) Помогает деду внук – Собирает с грядок... (лук)

Игра «Найди место звука в слове»

Логопед показывает ребёнку карточки, на которых нарисованы автобус, платье, книга, и предлагает назвать, что на них изображено. Затем спрашивает, какой одинаковый звук слышится в названиях предметов. «Правильно – звук [а]. Этот звук есть в названиях всех предметов, но слышится он в разных местах слова», – поясняет педагог. – «Одно слово начинается со звука [а], в другом звук [а] находится в середине, а третье – заканчивается этим звуком». А сейчас посмотри на карточку: под каждой картинкой – полоска из трёх клеточек. Если звук, который я назову, ты услышишь в начале слова, поставь фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку поставь в третью клеточку».

Игра «Перед – между – после»

Логопед раскладывает перед ребёнком в ряд карточки с буквами и просит назвать их. Затем предлагает ребёнку, не прерывая голоса, прочитать слово. После чего задаёт вопросы: «Сколько всего букв в слове? Сколько звуков? Какой звук в ряду первый, а какой последний? Какой по счёту звук [р]? Какой звук находится между первым и третьим? Назови пятый звук. Какой звук находится перед ним, а какой после него?»

Игра «Добавь недостающую букву»

На фланелеграфе представлены слова с пропущенными буквами: ко…, пу…, ра…, лу…, ро…, ма…, ки… Логопед предлагает детям вставить одну из пропущенных букв – К, Г или Х, используя буквенные карточки

Игра «Выбери картинки»

Логопед показывает ребёнку картинки и просит выбрать те из них, в которых звук [с] стоит на третьем месте. Затем предлагает назвать «соседей» звука [с] в выбранных словах. После чего просит ребёнка определить, какое место занимает звук [с] в остальных словах.

Игра «Подбери слово к схеме»

Логопед раскладывает перед ребёнком карточки, объясняя, что означает закрашенная клетка. Затем берёт из стопки по одной картинке, называет, слегка выделяя 77 голосом звук [с] и [ш], а ребёнок определяют позицию звука в слове. Если местонахождение звука соответствует схеме на его карточке, ребёнок берёт картинку и кладёт её на свою карточку.

Упражнение «Обозначь звуки»

Логопед показывает детям картинки с изображением фруктов и предлагает выложить схемы слов с помощью цветных фишек. Затем спрашивает, сколько звуков в каждом слове, и какой звук следует за каким.

Игра «Шифровальщик»

Логопед предлагает ребёнку рассмотреть рисунок и прочитать слово по первым буквам изображённых на нём предметов.

Игра «Назови слово»

На фланелеграфе представлены карточки – схемы односложных слов, изображённых звуковыми символами. Логопед предлагает ребёнку внимательно посмотреть на карточки со звуковыми символами и по схемам, слитно, не прерывая голоса, произнести слова. Затем логопед усложняет задание: выставляет на фланелеграф схемы двусложных слов и предлагает ребёнку произнести по ним слова.

Упражнение «Замени звуки»

Логопед читает детям стихотворение Я. Козловского и просит заменить звук [с] на [ц] в выделенных словах: Два звука «С» и «Ц» опять Решили в рифмы поиграть. – Эй, баран, подай ОВСА Просит белая…(овца). Видала я ЛИСУ, Ей рыжий цвет к…(лицу). Окрась меня мой СВЕТ, В такой же рыжий…(цвет). Затем логопед предлагает детям назвать получившиеся слова парами (овса – овца, лису – лицу, свет – цвет), и определить местоположение звуков в этих словах.

Игра «Прочитай слова»

На фланелеграфе представлены карточки с изображением различных предметов и слов. Логопед предлагает детям прочитать слова, заменяя указанные буквы. Затем логопед предлагает сравнить между собой получившиеся слова и определить местоположение заменённых в них звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Данные игры способствуют развитию навыков фонематического анализа и синтеза слов, развитию психических процессов, совершентсованию эмоционально-волевой сферы, развитию самооценки и самоанализа....

Формирование и развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников.

Представленный материал содержит информацию по выявлению предпосылок дисграфии на почве несфрмированности фонематического анализа и синтеза, а также пути ее профилактики....

Опыт работы на тему"Дидактическая игра как средство развития фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников»

    Предлагаемый материал может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, при подготовке к обучению грамоте детей старших и подготовительных групп, учителям –...

Развитие фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ОНР в условиях реализации ФГОС

В статье рассказывается об использовании игровых приемов изанимательного материала для формирования фонематических процессов  у дошкольников с ОНР....

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп. тема: Формирование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза у дошкольников. Пример системы статических и динамических упражнений по артикуляционной моторике с дошкольни

Сначала выполнять упражнение для губ, потом - языка. Следить за качеством и количеством движений: наличием лишних движений, симметричностью, правильностью и точностью, достаточным объемом движения, пл...

«Дидактическая игра как средство развития фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников».

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры....

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ДОШКОЛЬНИКОВ.

Игры, предложенные вам ниже, помогут развить фонематический слух, поспособствуют активизации высших психических функций: памяти, внимания, мышления. Играйте с пользой и с удовольствием....