консультация для педагогов
консультация по логопедии

Новикова Оксана Михайловна

описываются нормативы речевого развития детей от 0 до 7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normativy_rech_razv_0-7let.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад №1 п. Вейделевка

Консультация

для  воспитателей

на тему:

«Нормативы речевого

 развития ребёнка                

от 0 до 7 лет»

 

                                                                      Подготовила: Новикова О.М.,  

                                                                        учитель-логопед

Декабрь  2021 г.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 0-7 лет

Развитие речи в онтогенезе.

(индивидуальное развитие организма от момента зарождения до конца жизни-онтогенез)

Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка.

Усвоение родной речи происходит в строгой закономерности и характеризуется рядом возрастных особенностей, а также черт общих для всех детей.

Знание закономерностей речевого развития необходимо:

1)               Для того, чтобы вовремя заметить отклонение в речевом развитии.

2)               Для диагностики нарушения речи.

3)               Для построения правильной коррекционно-воспитательной работы.

Ряд ученых таких как: Гвоздев А.Н; Леонтьев А.Н; Жинкин Н.И; Розенгард-Пупко Г.Л. и другие ученые выдвигают разное количество этапов становление речи детей.

Классификация А.Н. Леонтьева выдвигает 4 этапа становления речи детей:

1)               Подготовительный до1 года

2)               Преддошкольный до 3 лет

3)               Дошкольный до 7 лет

4)               Школьный от 7-17 лет

 

1.                Подготовительный. Подготовка к овладению речи.

Развивается система психической деятельности, которая связана с формированием речи. Появляются голосовые реакции-крик и плач, которые способствуют развитию тонких и разнообразных движений речевого аппарата. (Дыхательного, артикуляционного, голосового аппарата).

Крик является первой интонацией, примерно к 2-3 месяцам крик обогащается интонационно, начинает прислушиваться к звукам, реагирует на интонацию. Появляются специфические голосовые реакции-гуление, кряхтение. В 4-5 месяцев возникает лепет. Голосовой поток распадается на слоги.

Очень важно, что гуление и первый этап лепета не зависит от состояния физического слуха и не отражает фонетический строй родного языка. Является филогенетической речевой памятью в функциональной системе речи.

Лепетная речь ритмически организованна, тесно связанна с ритмическими движениями. Должна быть свободна в движении. С момента возникновения лепета особое значение имеет зрительный контакт. В этот период развивается явление АУТОЭХОЛАЛИЯ. Это явление возникает только у детей с сохранным слухом. Ребенок способен повторять один слог. При этом ребенок себя сосредоточенно слушает. К 8 месяцем часть звуков не соответствующих фонетической системе родного языка утрачивается, появляется звуки сходные с фонетической системой родного языка. Очень важно отметить, у ребенка начинает формироваться собственная филогенетическая память.

Сроки и темп развития понимания речи окружающих расходятся со сроками и темпом формирования устной речи.

К 7-8 месяцам дети начинают адекватно реагировать на слова, жесты, которые сопровождаются соответствующим жестом. В это время начинает развиваться умение соотносить звуковой образ слова с его предметов в конкретной ситуации.

Первые слова появляются к году. В двигательной активности- первые шаги+ двигательная активность рук.

2.                Преддошкольный (1 год- 3 года)

Этап становления активной речи.

У ребенка появляется активное внимание к артикуляции взрослых. Появляется потребность общаться глаза в глаза. Много и охотно повторяет за говорящим, сам пытается произносить слова, но они еще не совершенны. Первые слова носят обобщенно-смысловой характер. (Одним и тем же словом обозначает предметы, просьбу, слова.)

Понять малыша можно в ситуации, в которой происходит его общение со взрослым. Такая речь ситуационная.

1,5 лет слово приобретает обобщенный характер. По мере роста словаря фонетические искажения проступают более заметно, что свидетельствует о более быстром развитии лексико-семантической стороны речи. Исследователи приводят разные количественные данные о росте словаря у детей.

1 г.6 мес -10-15 слов.

К концу второго года жизни -300 слов

К 3-м годам -1000 слов.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. Сроки её появления зависят от генетической программы развития ребенка, состояния слуха, условия воспитания.

Сначала ребенок высказывает свои желания одним словом, затем появляются примитивные фразы без согласования, затем появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. Если к 2.5 годам не формируется элементы связанной речи, считается, что темп его развития начинает отставать от нормы.

На третьем году жизни возникает способность к словотворчеству. Вначале это рифмовано, затем процесс изобретение новых слов.

 

3.                Дошкольный (3-7)

После трех лет активно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением.

Звуковая сторона речи при нормальном речевом развитии должна быть сформирована к 4-5 годам.

Появление звуков русского языка:

Сначала возникают взрывные, затем щелевые, затем аффрикаты, затем дрожащие.

При этом отличаются неправильное произношение свистящих, шипящих, сонорных звуков.

Продолжает формироваться активный словарь 5-6 лет 3-4 тыс. слов.

Значение слов уточняются и во многом обогащается, формируется чувства языка, словотворчества.

Параллельно идет развитие грамматического строя речи, овладение связанной речью. Используются простые и сложные предложения из 5-6 слов. Запоминают стихи, сказки. «Оречевляют» свои действия.

Следовательно, происходит формирование РЕГУЛЯТОРНОЙ функции речи. К концу 5 года жизни начинает овладевать контекстной речью, т.е. речью отвлеченной, обобщенной, лишенной опоры. В этот период качественно улучшается фонематическое восприятие и заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

К 7 годам ребенок употребляет слова с переносом значениям, полностью овладевает разговорно-бытовым стилем речи.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....