Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Остроумова Татьяна Геннадьевна

статья по логопедиии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья по логопедии27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема формирования  связной речи детей с ОНР занимает важнейшее место в современной педагогики, а вопрос о состоянии связной речи в целом при различных речевых нарушениях и о методике ее развития является одним из актуальных вопросов. Развитие связной речи у детей с нормой в речевом развитии вызывают массу трудностей, почти 60% современных детей имеют скудный  словарный запас, низкий уровень связной речи, а потому решить проблему развития связной речи у детей с ОНР не так -  то легко.

 В работе с детьми с ОНР необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания. Опыт показывает, что использование картинного материала, метода моделирования, мнемоники, элементов театрализованной деятельности, различных игровых приёмов могут быть успешно использованы в развитии связной речи у детей с ОНР. Они дают возможность обобщённо познавать явление, способствуют развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления и тесно связанной с ними речи в целом.                    В арсенале современной педагогической практики существует множество методов и приемов развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Одни из них являются традиционными и основными:                                                                     1.            Наглядные методы можно разделить на две группы:                  1.1.        Непосредственные методы (ориентированы на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем):

•             наблюдение во время прогулок, экскурсий;        

•             рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним.

1.2.        Опосредованные методы (построены на использование  изобразительной нагляд- ности и применяются для обобщения знаний, словаря, развития закреплений функции слова, обучение связной речи):

•             разглядывание   игрушек,    иллюстраций,    фотографий,    описывание    картин и игрушек;

•             рассказ с помощью игрушек и картин.

2.            Словесные методы:

•             чтение и рассказывание художественных произведений;

•             заучивание наизусть стихотворений, скороговорок т.д.;

•             пересказ рассказов;

•             рассказы без опоры на наглядный материал, совместное рассказывание.

•             обещающие беседы.

По мнению   Ткаченко   Т.А.,   Леушиной   А.М.   наиболее   эффективный   метод в обучении рассказыванию детей с ТНР это – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Прием – это элемент метода. Методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов.

Приемы развития речи можно разделить на:

1.            Наглядные:

•             организация наблюдения;

•             демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета;

•             просмотр видеофильмов.

2.            Словесные:

•             речевой образец;

•             повтор;

•             вопрос.

3.            Игровые:

•             дидактические игры и упражнения;

•             театрализованные игры;

•             сюжетно – ролевые игры и другие виды игр с речевым содержанием.

4.            Косвенные: подсказка, совет, исправление, реплика, замечание.

С традиционными методами, также используются и инновационные комбинированные методы обучения, такие как:

•             мнемоника;

•             теория решения изобразительных задач (Далее ТРИЗ);

•             постановка проблемного вопроса;

•             прием «ИЗО-сказка».

Вышеназванные технологии являются больше инструментарием основных методов и приемов, но не самостоятельной единицей развивающей детскую речь.                                                                             Более подробно рассмотрим каждую технологию.

Мнемоника – это система различных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации                                                                                    Мнемосхемы могут быть использованы в работе над всеми видами связного высказывания: пересказ, составление рассказов по картинке и серии картин, творческих рассказ,   разучивание    стихотворений,    скороговорок    и чистоговорок,    отгадывание и загадывание загадок.                                                                                                                                        Суть мнемосхем в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.                                                                                  Для детей старшего дошкольного возраста схемы рисуются в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.                                                                                  Использование приемов и методов ТРИЗ помогает ребенку развивать изобретательную смекалку, творческое воображение и связную речь. Эта технология эффективна при формировании старшего дошкольного возраста навыка составления описательных загадок, сравнений, сравнительных оборотов, метафор, образных выражений и т.д. при помощи ТРИЗ дети учатся фантазировать, находить причинно – следственные связи и высказывать умозаключения.                            Существует и такой нетрадиционный прием, как постановка проблемного вопроса.                              Этот прием учит детей рассуждать. Проблемные вопросы начинаются вопросительными наречиями «Почему?», «Зачем?». Вопросы сложнее по синтаксической конструкции и содержанию, так как требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно – следственных связей и установления смысловых ассоциаций                                                        Проблемный вопрос: «Когда опадают листья?»– это просто вопрос.                                          «Почему осенью опадают  листья?»             является проблемным, т. к. требует от детей при ответе на него рассуждений.  Какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос) Почему дикие утки, гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).   Почему утка плавает, а курица нет?                                                       Почему обувь не делают из железа?                                                                                             Ситуации-проблемы (в играх) основным звеном является противоречие.        Свойства бумаги. Завяжем бумажный бантик кукле.                                                                   Что произойдет? (младшая группа)                          Свойства песка. Сделать пирожки из сухого и мокрого.   Свойства воды. На окне два стакана. Один стакан накрыт, другой нет.                                    Почему исчезла вода?             Смогут ли существовать люди, животные, растения без солнца? Что случится, если не будет растений?                          Как папа узнал, что ночью был дождь? Помоги собрать грибы для доброй феи и злой колдуньи. Какие и почему? Почему заяц и белка линяют?                                                                                              Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложноподчиненные предложения с придаточными причинами или целями, предполагающие четкое грамматическое оформление и использование более абстрактной книжной лексики.                                                                                                                            Следующий нетрадиционный прием, стимулирующее речевое развитие детей старшего дошкольного возраста, прим – «ИЗО- сказки».                                                                         Воспитатель использует сочетание сказка – рисунок. Воспитатель рассаживает детей в кружок за столом. Берет себе и каждому ребенку бумагу и цветные карандаши. В ходе рассказывания, быстрыми движениями   способом вытягивания рисует   сама и предлагает детям рисовать вместе с ней сказочных героев. При данном приеме воспитатель не смотрит на технику рисования, эта детская деятельность служит для развития мелкой моторики.                                                                                                                                    Также этот прием используется в сочетании с настольными играми. Дети сами придумывают сюжет сказки, одновременной прорисовывая и озвучивая его.                                                    

Синквейн – технология                                                                                                                           Синквейн происходит от французского слова «пять».                                                                                           

Это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.   Применение данной творческой работы позволяет развивать у детей:                                     – Мыслительные способности (умение находить в информационном 

материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их 

формулировать).

– Речевые способности (развитие связной речи — как составление рассказа 

из опыта, развитие словаря).

 – Проявление индивидуальности (дети учатся выражать свои наблюдения, 

впечатления и переживания).

 Правила составления синквейна:

 Первая строка синквейна  – заголовок, тема, состоящие из одного слова 

(обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором 

идёт речь).

 Вторая строка  – два слова. Прилагательные. Это описание признаков 

предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

 Третья строка  обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, 

описывающих действия предмета.

 Четвёртая строка  – это словосочетание или предложение, состоящее из 

нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к 

тому, о чем говорится в тексте.

 Пятая строка  – последняя. Одно слово – существительное для выражения 

своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в 

синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, 

синоним.

Примеры синквейна:

        Осень

Солнечная, тёплая.

Дарит, светится, радует.

В парке осыпаются листья.                                                                               Ель

Золото, красота, счастье                                                               Душистая, чудесная.

                                                                                                         Растет, веселит, радует.

                                                                                                         Я люблю зимнюю ель.

                                                                                                         Зима, новый год, детство.

Формирование связного высказывания осуществляется в процессе практического овладения детьми речевой деятельностью: как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях. В процессе целенаправленного обучения дети с ОНР постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками для составления пересказов и самостоятельных монологических высказываний, что является основой для развития связной речи и овладения знаниями в период начального обучения в школе.

Библиографический список

1.            Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2013, – 448 с.

2.            Ахутина, Т.В., Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса/Т.В. Ахутина. – М.: Либроком, 2019, – 218 с.

                                        3.            Нищева, Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет/Н.В. Нищева. – СПб.: Детсво- Прес, 2015. – 240 с.

4.            Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи/Н.В. Нищева. – СПб.: Детсво-Пресс, 2019. – 544 с.

5.            Ткаченко, Т.А. Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет/Т.А. Ткаченко, - М.: Ювента, 2008, - 24 с.

6.. Филичева, Т.Б. Логопедия. Теория и практика/Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2017. –

608 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь    имеет    основные...

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хомен...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...