Конспект комплексного фронтального занятия на тему «Посуда» для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Попова Валентина Александровна

Конспект комплексного фронтального занятия на тему «Посуда» для детей подготовительной группы
с общим недоразвитием речи в помощь педагогам комбинированных групп и групп компенсирующкей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp._posuda.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного фронтального занятия

на тему «Посуда» для детей подготовительной группы

 с общим недоразвитием речи

Составила учитель – логопед МБДОУ

 «Детский сад комбинированного вида № 18» г.о. Самара

Попова Валентина Александровна

Цель. Обогащение словаря детей на тему «Посуда».

Программное содержание:

  1. коррекционно-образовательные задачи:

- обогащать знания детей по теме «Посуда»;

- продолжать учить детей отвечать предложением;

- продолжать учить детей образовывать слова неморфологическим способом;

- формировать умение образовывать относительные прилагательные;

- упражнять детей в практическом использовании данных существительных в винительном, родительном, предложном падежах;

- продолжать учить детей согласовывать движения с текстом;

- формировать учебные навыки;

2) коррекционно-развивающие задачи:

- обогащать словарь детей по теме «Посуда»;

- развивать грамматический строй речи;

- развивать произвольность внимания;

- развивать зрительную и опосредованную память;

- развивать наглядно-образное мышление;

- развивать зрительное восприятие;

- развивать тактильное восприятие;

- совершенствовать общую моторику;

- обогащать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями;

3) коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

- воспитывать волевые качества личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность).

Оборудование: 1) доска; 2) предметные картинки с посудой: стакан, сковорода, чашка, блюдце, тарелка, ложка, вилка, нож, кастрюля, чайник, сахарница, солонка, перечница; 3) картинки с недорисованными изображениями предметов посуды; 4) изображения нескольких наложенных друг на друга предметов; 5) мяч; 6) пластиковые стаканы и ложки; 7) игрушечные предметы посуды; 8) мешочек.

Лингвистический материал:

- слова: названия предметов посуды, столовый, кухонный, чайный, фарфоровый, деревянный, стеклянный, глиняный, металлический, хрустальный, пластмассовый;

- тексты: стихотворение «Правило поведения на занятии»; стихотворение к физминутке.

Ход занятия.

I. Вводная часть.

Организационный момент. 

Логопед приветствует детей, дает установку на активную работу.

Логопед – Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

Дети называют известные им предметы посуды и садятся.

Логопед – Сядет тот, кто назовет предмет посуды.

= Индивидуальные ответы детей. =

Дети хором повторяют правило поведения на занятии:

Внимательно слушай!

Другим не мешай!

Когда тебя спросят,

Тогда отвечай!

Логопед - Ребята! У нас сегодня будет очень интересное занятие. Только сначала давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии.

II. Основная часть.

1.  Активизация знаний по теме. Сообщение темы занятия.

Л. - Для чего нужна посуда?

Дети – Посуда нужна для приготовления и употребления пищи.

Л. - Какая бывает посуда?

Д. – Посуда бывает столовая, кухонная, чайная.

Л. – Ребята, из чего может быть сделана посуда?

Д. – Посуда может быть сделана из фарфора, стекла, дерева, глины.

Л. – Молодцы! Для приготовления каких блюд используется сковорода?

Д. - На сковороде можно жарить блины, сырники, котлеты, мясо, рыбу, птицу.

Л. - А для приготовления каких блюд используется кастрюля?

Д. - В кастрюле можно сварить суп, борщ, щи, компот, кисель, потушить овощи, приготовить солянку.

Л. – Молодцы! Где хранят посуду?

Д. – Посуду хранят на кухне в шкафу, буфете, серванте.

Л. – Замечательно! Тема нашего занятия «Посуда».

2. Развитие зрительного восприятия. Дидактическая игра «Что нарисовано?».

Детям предлагаются изображения нескольких наложенных друг на друга предметов. Ребенок должен назвать каждый предмет и его обобщенное значение.

Например: «Это тарелка — столовая посуда»; «Это чашка — чайная посуда».

= Индивидуальная оценка детей. =

3. Образование относительных прилагательных. Дидактическая игра «Из чего сделана посуда?».

Проводится с перекидыванием мяча. Логопед называет предмет, дети — прилагательное, характеризующее материал, из которого он сделан.
Например: Вилка из металла —
металлическая вилка.

 Стакан из стекла — стеклянный стакан.

 Ваза из хрусталя — хрустальная ваза.

 Ложка из дерева — деревянная ложка.

 Тарелка из пластмассы — пластмассовая тарелка.

            Чашка из фарфора — фарфоровая чашка. 

= Индивидуальная оценка детей. =

4. Употребление существительных единственного числа в предложном падеже. Дидактическая игра «Разложи продукты по своим местам».

Логопед сообщает детям, что на кухне кто-то устроил ужасный беспорядок. Дети должны помочь разложить продукты по своим местам.

Логопед спрашивает детей, куда нужно положить хлеб, сахар, сухари, соль, масло, перец, селедку, суп, молоко. Дети отвечают: «Хлеб хранят в хлебнице»; «Сахар хранят в сахарнице» и т.д.

= Индивидуальная оценка детей. =

5. Употребление существительных единственного числа в родительном падеже. Развитие зрительного анализа. Дидактическая игра «Чего не хватает?».

Л. – Ребята, игра «Чего не хватает?». Незнайка нарисовал для нас различные предметы посуды. Но кое-что он все-таки забыл. Посмотрите внимательно на картинки и скажите, чего не хватает.

Логопед демонстрирует картинки.

Образец ответа: У чайника не хватает носика.

  1. Физкультминутка-логоритмика.

Цель. Развитие умения координировать речь с движением, делить слова на слоги.

Речевая подвижная игра. Дети прыгают на каждый слог называемого слова (словарь по изучаемой теме).

Мы попрыгаем немножко,

Пусть слова разделят ножки!

7.  Постановка серии репродуктивных вопросов. Игра «Ложки и стаканы».

    Каждому ребенку логопед выдает пластиковый стакан и ложку.

Дети комментируют действия логопеда.

Логопед демонстрирует действие и обращается к одному из детей: «Что я сделала?»

    Первый ребенок - Вы положили ложку в стакан.

Логопед демонстрирует новое действие и обращается к следующему ребенку: «Что я сделала?»

        Второй ребенок - Вы достали ложку из стакана.

Дети друг другу демонстрируют действия и комментируют их.

Первый ребенок демонстрирует какое-либо действие и спрашивает сидящего рядом: «Что я сделал?»

Второй ребенок отвечает: «Ты положил ложку под стакан». Затем он, в свою очередь, демонстрирует новое действие и обращается к следующему ребенку: «Что я сделал? ».

Третий ребенок: «Ты положил ложку на стакан»... «Что я сделал?» и т.д.

8.Развитие тактильного восприятия. Употребление существительных единственного числа в форме винительного падежа. Игра «Волшебный мешочек».

Логопед показывает детям мешочек, в котором лежат игрушечные предметы посуды. Логопед подносит мешочек к ребенку и просит на ощупь найти какой-либо предмет посуды и достать его. Перед тем, как достать предмет ребенок произносит: «Сейчас я достану тарелку и т.д.»

III. Заключительная часть.

1. Итог.

- Назовите тему нашего занятия.

- Для чего нужна посуда?

- Какая бывает посуда?

- Из чего может быть сделана посуда?

- Вам понравилось занятие? Почему?

2. Индивидуальная оценка деятельности детей.

Л. – Спасибо за занятие.

Использованная литература

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. Методическое пособие. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001;
  2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
  3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005;
  4. Организация и содержание педагогической (логопедической) практики. Методические рекомендации.  Составитель А.М. Горчакова – Самара: Издательство СГПУ, 2003;
  5. Т.В. Филичева, Г.В. Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада:  В 2ч. Ч.1    Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. М.: Издательство «Альфа», 1993.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного фронтального занятияна 1 год обучения у детей с нарушением интеллекта.

План конспект комплексного фронтального занятия по социальному развитию, ознакомлению с окружающим и развитию речи на 1 год обучения у детей с нарушением интеллекта.Тема: Праздник Новый го...

Конспект итогового фронтального занятия по обучению грамоте для детей с общим недоразвитие речи.

Конспект итогового фронтального занятия по обучению грамоте для детей с общим недоразвитием речи в логопедической подготовительной к школе группе....

Комплексное игровое занятие по теме "Посуда" для детей раннего возраста

Продолжать расширять представления детей о посуде, ее назначении, цвете, функциях....

Конспект комплексного фронтального занятия на тему “Посуда” для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи.

Цель. Обогащение словаря детей на тему “Посуда”.Программное содержание:1) коррекционно-образовательные задачи:- обогащать знания детей по теме “Посуда”;- продолжать учить детей...

Конспект комплексного фронтального занятия на тему “Посуда” для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи.

Конспект комплексного фронтального занятия на тему “Посуда” для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи...

Конспект обобщающей игры-занятия по теме “Воздух” для детей подготовительной к школе группы.

Конспект обобщающей игры-занятия по теме “Воздух”для детей подготовительной к школе группы.ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: обобщить, уточнить знания детей о воздухе; закрепить элементарные пр...

Конспект комплексного тематического занятия по теме «Космос» для детей 2 младшей группы.

Это занятие понравится всем деткам. Здесь они познакомятся с планетами Солнечной системы и узнают много нового....