Технологическая карта занятия "Путешествие"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Мадеева Ксения Васильевна

Разработанная технологическая карта подгруппового занятия в подготовительной логопедической группе позволит:

  • закрепить умение отвечать на вопросы, согласовывая существительные с прилагательными; используя в речи сложноподчиненные предложения;
  • продолжить учить использовать в речи существительные с обобщающим значением: «Пресноводные рыбы» и «Морские рыбы»;
  • развивать логическое мышление, умение делать выводы и умозаключения;
  • развивать координацию речи с движением.

Презентацию к занятию можно скачать или просмотреть по ссылке: https://yadi.sk/i/CcI_v-VtXFhmDA

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл madeeva_kv_tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx47 КБ

Предварительный просмотр:

 Номинация: «Лучшая технологическая карта урока, организованного для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с использованием цифровых инструментов»

Автор: Мадеева Ксения Васильевна, учитель-логопед

Название образовательной организации: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 22» города Аши Челябинской области

Электронный адрес: ksvorobeva@yandex.ru

Тип занятия: подгрупповое логопедическое занятие

Тема: «Путешествие»

Возрастная группа: 6-7 лет

Образовательные области: ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие».

Цель занятия: совершенствование диалогической и монологической  форм речи детей.

Задачи занятия:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закреплять умение отвечать на вопросы, согласовывая существительные с прилагательными; используя в речи сложноподчиненные предложения.
  •  продолжать учить использовать в речи существительные с обобщающим значением: «Пресноводные рыбы» и «Морские рыбы».

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать логическое мышление, умение делать выводы и умозаключения;
  • развивать координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать доброжелательность, самостоятельность, активность.

Словарная работа:

  • активизировать словарь по теме: «Пресноводные рыбы», «Животный мир морей и океанов» (животное, рыба, море, озеро, кит, акула, дельфин, сом, щука, обитать, плавать, подводный);

Подготовительная работа:

  • просмотр телепередач о животных морей и океанов, видеороликов, картинок по теме «Аквариумные и пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов»;
  • разучивание подвижной игры «Летучая рыба», пальчиковой гимнастики «Налим».

Материалы и оборудование:

  • АРМ (ноутбук и телевизор);
  • презентация Power Point с необходимым интерактивным материалом;
  • песочница, пластиковые фигурки животных морей и океанов (рыбы, морские звезды, крабы, морские коньки);
  • сосуды с пресной и соленой водой, стаканчики синего и зеленого цвета по количеству детей;
  • на столах контейнеры с карандашами, карточки-задания по количеству детей формата А5, на которых изображены силуэты рыб и морских животных, обозначенные цифрами от 1 до 20.

Технологическая карта занятия

Этапы,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность

педагога

Методы,

формы,

приемы

Предполагаемая

деятельность детей

1

Организационно-мотивационный

этап

Объявление темы занятия. Создание эмоционального положительного фона.

На экране слайд № 1.

Логопед приглашает детей в кабинет, дети с педагогом встают в круг на ковре.

- Доброе утро, дети! Кто знает, что значит путешествовать?

- Куда можно отправиться в путешествие?

- Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие на море. Вы согласны?

- На чем мы можем отправиться в путешествие?

Слайд № 2

- Берем свои рюкзачки и отправляемся в дорогу (логопед включает музыкальное сопровождение, в зависимости от совместно выбранного способа отправиться в путешествие)

Слайд № 3

- Посмотрите, ребята, мы на берегу красивого синего моря.

Метод моделирования

Дети отвечают на вопросы

Дети отвечают

Дети предлагают свои варианты (поезд, самолет, машина, пароход)

Дети вместе с педагогом двигаются по кругу под музыку по кругу, имитируя движения выбранного вида транспорта

2

Основной этап

Создание эмоционального положительного фона. Развитие слухового внимания и восприятия.

- Вместе присядем на песок, закроем глаза и послушаем. Что вы слышите?

На экране видеоролик с морским побережьем

- Верно.

-А теперь посмотрите на экран, какое красивое море нас встретило.

-Волны омывают берег и поют свою песню, море дышит  -  свежее, влажное, соленое дыхание, притягивает наши взгляды….

- Ребята, знаете ли вы, кто живет в море?

- Вы хотите познакомиться с морскими обитателями поближе, увидеть их?

- Мы с вами сейчас наденем акваланги и отправимся в подводное плаванье (логопед включает слайд № 4 со звуковым сопровождением, показывает детям, как «надеть» акваланги, и ведет их за собой к песочнице)

Дети садятся на ковер, закрывают глаза и отвечают

- Шум прибоя, шелест морской гальки, крики чаек.

Дети смотрят видеоролик и слушают комментарий логопеда.

Дети отвечают

Дети отвечают

Дети с педагогом «надевают» акваланги и плывут к песочнице.

Развитие тактильного восприятия

2. Упражнение «Узнай на ощупь»

В песке спрятаны пластиковые фигурки животных морей и океанов (рыбы, морские звезды, крабы, морские коньки)

- Посмотрите, сколько здесь на глубине морских обитателей (на экране слайд № 5)

Найдите морских обитателей в песке и, ощупывая их, попробуйте узнать, кто это.

Логопед делает вывод

-Как много разных животных обитает в море. Вы всех их узнали. Молодцы!

-Скажите мне, как вы думаете? А рыбы умеют летать?

- Ребята, в море есть такая рыба, и зовут ее «Летучая рыба» - посмотрите на нее, вот она какая…(Слайд № 6 на экране)

Наглядный метод

Дети опускают руки в песок, находят предметы, ощупывают их, исследуют и называют животных.

Координация речи с движением, развитие общей моторики

3. Подвижное упражнение «Летучая рыба»

Логопед предлагает детям встать в круг на ковре.

- Она любит резвиться. Мы с ней сейчас поиграем.

- Я летучая, прыгучая,

Улетела бы за тучу я.

Да соскучилась бы вскоре –

До того люблю я море.

И. Демьянов

Игровой метод

Дети выполняют знакомое упражнение

Дети двигаются по кругу поскоками

Двигаются, взмахивая руками, как крыльями.

Вновь двигаются по кругу, совершая поскоки.

Развитие вкусовой чувствительности, пополнение экспрессивного словаря словами-антонимами.

-Мы с вами замечательно поиграли с рыбой, а сейчас…

- В наших аквалангах заканчивается кислород, нам пора возвращаться на сушу. Выходите на берег, снимайте костюмы.

- Подойдите к столам.

(на столах по два стаканчика синего и зеленого цвета, в синем стаканчике – соленая вода, а в зеленом – пресная).

- Перед каждым из вас по два стаканчика. В них волшебная вода, нам надо определить какая она на вкус. Сделайте по глотку из каждого.

- Какой была вода в синем стаканчике?

- А в зеленом?

- А как вы думаете, почему в синем стаканчике соленая вода?

-Да, я посолила воду….

-А где еще можно встретить соленую воду?

- Верно, в море вода соленая…

- Как вы считаете, влияет ли соленость воды на то, какие животные в ней обитают?

- А как вы думаете, могут  обитатели морей жить в пресной воде? Или, наоборот, пресноводные рыбы в морской воде?

- Правильно. У морских рыб и пресноводных рыб совершенно разный организм и обитать они могут только там, где родились и живут. Пресноводные – в пресной воде, а морские в соленой морской воде.

Вот сейчас мы  с вами поможем рыбам найти свой дом: свое озеро или море.

Игровой метод

Дети и логопед изображают, как выходят на берег и снимают костюмы.

Дети пробуют воду.

- Соленая.

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Развитие способности детей выполнять видовые обобщения «Пресноводные рыбы» и «Обитатели морей и океанов», совершенствова-ние навыка составления сложноподчинен-ных предложений

5. Интерактивная игра «Найди дом для рыбы»

Логопед предлагает детям сесть за столы и посмотреть на экран. На экране игра «Найди дом для рыбы» Слайд № 7

- Скажите, что изображено на слайде слева? Справа?

- Верно, молодцы!

- Если рыбы, обитают в озере, как они будут правильно называться – пресноводные рыбы или морские?

- Правильно. Хорошо. А если рыбы живут в море? Как мы их называем?

- Правильно – это морские рыбы.

 - Ребята, посмотрите, кого выбросило на берег?

Логопед обращается к детям и просит сказать название рыбы 

- Правильно, это акула.

Давайте поможем акуле найти свой дом.

Говорить будем так:

Акула отправляется в море, потому что она морская рыба.

Логопед просит детей правильно повторить за ним

- Верно! Молодцы!

- Кого сейчас выбросило на берег?

Логопед обращается к детям и просит сказать название рыбы 

 Правильно, это щука. Поможем щуке найти свой дом.

 Логопед обращается к детям по-очереди

- Куда отправится щука?

 

- Верно! Молодцы! Ребята, посмотрите, кто оказался на берегу?

Логопед обращается к детям и просит сказать название рыбы 

- Правильно, это сом.

Логопед обращается к детям по-очереди

- Куда отправится сом?

- Верно! Молодцы! Посмотрите, кого выбросило на берег?

Логопед обращается к детям и просит сказать название рыбы 

- Правильно, это дельфин.

Логопед обращается к детям по-очереди

- Куда отправится дельфин?

 

(Слайд № 8)

- Верно! Молодцы!

Наглядный метод

- Озеро и море

- Пресноводные

- Мы их называем обитатели морей (морские рыбы).

Дети четко проговаривают

- Акулу

Дети по-очереди повторяют за логопедом

Дети четко проговаривают

- Щуку

- Щука отправится в озеро, потому что это пресноводная рыба.

Дети четко проговаривают

- Сом

- Сом отправится в озеро, потому что это пресноводная рыба

Дети четко проговаривают

- Дельфина

- Дельфин отправляется в море, потому что он морская рыба.

Развитие общих речевых навыков. Координация речи с движением. Автоматизация правильного произношения сонорных звуков  и их дифференциация

6. Пальчиковая гимнастика «Налим»

На экране слайд № 9.

- Ребята с нашими пальчиками хочет поиграть еще одна рыба – налим.

Логопед предлагает детям знакомую пальчиковую гимнастику, нацеливает их на правильное звукопроизношение.

- Жил да был один налим,

Два ерша дружили с ним.

Прилетели к ним три утки

По четыре раза в сутки.

И учили их считать:

Раз, два, три, четыре, пят.

Народная потешка

Метод упражнений

Ладони сложены, имитируют движения плывущей рыбки.

Ладони раздвинуты, имитируют движения двух плывущих рыбок.

Взмахи сложенными накрест ладонями.

Кулаки сжимаются и разжимаются.

Пальцы на обеих руках загибаются, начиная с большого.

Развитие зрительного внимания, тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи.

7. Игра «Волшебные картинки»

-Путешествие  наше продолжается, и сейчас мы с вами   отгадаем, что изображено на волшебных  картинках…

Логопед предлагает детям листы формата А5, на которых изображены силуэты рыб и морских животных, обозначенные цифрами от 1 до 20 и стоят контейнеры с карандашами.

- Дети, перед вами волшебная картинка. Соедините все цифры по порядку, разукрасьте и узнаете, кто спрятался на вашей картинке.

- Узнали, что за животные на ваших картинках?

- Молодцы!

Наглядный метод

Дети выполняют задания

Дети отвечают

3

Заключительный этап

Оценка работы детей

- Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- Где мы были сегодня?

-Какие рыбы живут в море? А в реке и озере?

- Что интересного вы узнали?

-Как называется рыба, которая умеет летать?

- Молодцы! Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать….

-А теперь нам пора в группу…

Дети отвечают

Дети отвечают

Дети отвечают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...