Образовательный проект на тему: «Развитие связной речи детей посредством дидактической игры ».
проект по логопедии (старшая группа)

Завезён Анна Васильевна

Вопросы развития речи дошкольников приобретают сегодня первостепенное значение. Это обусловлено, прежде всего, тем, что только развитая речь позволяет ребенку свободно общаться с окружающими людьми, «включает» его в активный процесс коммуникации. Благодаря речи ребенок познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, чувства и переживания. От того, насколько точно, лаконично и уместно (в соответствии с конкретной речевой ситуацией) ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rech.docx39.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида

№5 "Березка" г. Пролетарска

Образовательный проект

на тему: «Развитие связной речи детей посредством дидактической игры ».

Выполнила: воспитатель МБДОУ№5 «Березка»

Ф.И.О. Завезён Анна Васильевн

Пролетарск

2020

. Тема проекта: Развитие связной речи детей посредством дидактической игры

Вид: творческий

Автор проекта: Завезен Анна Васильевна, воспитатель МБДОУ №5 г. Пролетарска, Ростовской области

Срок реализации: среднесрочный

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста.

Возраст участников: 5-6 лет

База, реализации проекта: Муниципальное бюджетное дошкольного образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5 «Березка» г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

Введение

Вопросы развития речи дошкольников приобретают сегодня первостепенное значение. Это обусловлено, прежде всего, тем, что только развитая речь позволяет ребенку свободно общаться с окружающими людьми, «включает» его в активный процесс коммуникации. Благодаря речи ребенок познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, чувства и переживания. От того, насколько точно, лаконично и уместно (в соответствии с конкретной речевой ситуацией) ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения. Дошкольный  возраст – возраст активного освоения речи. Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитие ребенка. Своевременное развитие речи дошкольников  способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте »

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной речью. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому задача воспитателя больше уделять внимания именно развитию речи, создать условия для речевой деятельности детей,  охватить разные стороны речевого развития: развитие связной речи, расширение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи и культуры речевого общения.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления и развития ребенка. Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста –игра. Именно она пронизывает всю жизнь ребенка, способствует его физическому и духовному развитию, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей.

Игра-это приобретаемый ребёнком опыт думать и говорить свободно, не боясь, критики за возможные ошибки. Этот его новый опыт способствует пониманию принятых в обществе соотношений норм и ценностей, а также повышению самооценки и развитию собственного эго. Игра учит детей общаться и понимать других людей.

Игра-это диалог между внутренним миром ребёнка и внешним. В играх детьми усваиваются понятия ''верно-неверно'', ''можно-нельзя'', ''внутри меня-вне меня'' и другие.

Один из видов игровой деятельности - дидактическая игра,  я уделяю ей особое внимание. Дидактической игра  является одним из эффективных средств развития речи дошкольников, поскольку в играх ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. В своей работе я использую различные дидактические игры: игры с  предметами, настольные - печатные и словесные. В ходе игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. В процессе многих дидактических игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. При общении детей в игре, решении спорных вопросов активизируется речь.

Структура дидактических игр по развитию речи определяется  принципом взаимосвязи различных разделов речевого общения, что создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.  Кроме того игра на занятиях и в режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок. Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.

Актуальность:        

Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе.В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается как основа воспитания и обучения детей. Дети, не получившие соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на дальнейшее общее развитие ребенка.

Цель:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры.

Задачи:

  1. Формировать правильное понимание слов, их употребление и дальнейшее обогащение активного словаря.

2. Совершенствовать звуковую культуру речи. Развивать фонетическую сторону речи дошкольников.

3. Развивать связную речь.

4. Формировать грамматический строй речи у дошкольников.

5.Активизировать употребление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

      6. Воспитывать культуру речевого общения.

     7. Привлечь родителей к  участию в проекте.

Ожидаемые результаты:

  1. Качественное расширение  активного словаря дошкольников  (дети обладают довольно большим запасом слов, используют большое количество обобщающих слов, знают синонимы, антонимы,  многозначные слова)
  2. Дети овладевают грамматическим строем речи (морфологией, словообразованием (созданием новых слов), синтаксисом (построением  предложений)
  3. ЗКР -  дети способны к простейшему звуковому анализу слова, умеют дифференцировать звуки, делят слова на слоги.
  4. Связная речь - дети умеют составлять рассказы об игрушках, умеют логически правильно выстроить рассказ по последовательным картинкам.
  5. Взаимодействие родителей с педагогами по вопросам речевого развития.

Этапы реализации:

I этап: Подготовительный

Подобрана специальная методическая литература по данной теме,создана развивающая среда в группе, помогающая детям закреплять, развивать ранее полученные знания. Игровой и дидактический материал доступен детям и расположен в их поле зрения. Проведена работа с родителями, подготовлены консультации и рекомендации, для того, чтобы они получили как можно больше информации о развитие речи ребенка.

2 этап: Проектные мероприятия (содержание проекта)

Для реализации проекта было разработано перспективное тематическое планирование. В него включила дидактические игры  (игры с  предметами, настольные - печатные, словесные), игры и упражнения с использованием метода моделирования (применение графической знаковой символики  при заучивании стихотворений, составлении загадок, пересказе и сочинение сказок, использование схем для описания одежды, посуды, животных).

Одна из главных задач подобрать такие варианты игр, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом


дидактические игры

цель и задачи

содержание игры

работа с родителями

Сентябрь

Игры с предметами:

«Из чего сделано?»

Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса), активизировать словарь детей.

Угадывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию,  группировка их по материалу.

Познакомить родителей (на родительском собрание) с темой и содержанием проекта.

«Узнай, что изменилось?»

Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и др.; развивать речь и активизировать словарь.

Называют изменения в расположении предметов.

Анкетирование родителей.

Настольные игры:

«Моё – не моё»

Закреплять представления об окружающем мире, формировать умение классифицировать и группировать предметы, активизировать словарь.

Дети подбирают картинки, группируют предметы (игрушки, посуду, мебель…)

Консультация: «Значение дидактических игр в развитие речи»

«Антонимы»

Учить детей подбирать слова, противоположные по смыслу и правильно их произносить.

Дети подбирают картинки с противоположными по смыслу словами (мокрый- сухой, грязный- чистый)

Консультация: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка».

«В лесу»

Расширять знания детей о растениях, которые они могут встретить в лесу, с листьями разных деревьев - с их классификацией. Развивать речевое общение.

Дети раскладывают карточки: грибы - в корзинку, ягоды - в туесок, листья - в вазу, цветы - в кувшин.  

«Музыканты и

музыкальные инструменты»

Учить детей соотносить наименования музыкальных инструментов и название музыкальных специальностей.

Дети подбирают картинки с изображением музыкантов и музыкальных инструментов. (У меня муз. инструмент барабан – музыканта, который играет на барабане назывют барабанщик)

Словесные игры:

«Подбери слова -

 родственники»

Учить детей образовывать

слова с увеличительным, уменьшительным, ласкательным оттенками.

(В ходе игры педагог подводит детей к выводу от слов можно образовывать много похожих слов (слов- родственников) ).

Детям дается пример: дом

– домик – домишко - домище. Они аналогично образуют др. слова.

«Я начну, а ты закончи»

Учить составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное, противоположное слово.

Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения (пришли- ушли).

«Скажи наоборот»

Учить детей подбирать антонимы к глаголом.

Педагог начинает, а дети заканчивают предложение. - Дождик вымочит, а солнышко…(высушит).

«Отгадай-ка»

Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ребенок описывает предмет, находящийся в группе, не глядя на него. Дети отгадывают.

Д/игры (метод моделирования)

«Опиши одежду»

Учить детей, используя схемы, описывать одежду.

Дети, используя схемы-планы, последовательно составляют рассказ, не пропуская и не повторяя признаки.

«Опиши предмет»

Учить детей, используя схемы, описывать предметы.

Дети, используя схемы-планы, последовательно составляют описательный  рассказ, не пропуская и не повторяя признаки

Октябрь

  Игры

с предметами:

«Три ступеньки»

Учить детей ориентироваться на окончания слов при определении родовой принадлежности существительных.

Дети раскладывают  предметы так, чтобы на первой ступеньке лестнице были те предметы, про которыеговорят  один, на второй - одна, на третей-одно.

Консультация: «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста»

«У кого какой предмет?»

Упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Обогащать словарь дошкольников, добиваться

использования слов, наиболее точно характеризующих предмет, его качества и т. д.

Перед детьми по два одинаковых по названию  предмета

( чашки, куклы, машинки…), но предметы

 чем-то отличаются др. от др.

(по цвету, форме, величине, материалу…).

Дети сравнивают их.

Консультация: «Культура речи»

«Магазин игрушек»

Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.

Продавец (ребенок) продает игрушку, если о ней хорошо рассказал покупатель.

Рекомендации по речевому развитию: «Игровые дыхательные упражнения» (развитие речевого дыхания).

Обучение родителей.

Настольные игры:

«Определи первый звук в слове»

Упражнять детей в выделении первого звука в слове.

Детям раздаются карточки с предметными картинками, затем просят показать  карточку у кого название предмета начинается со звука (а, и, с....)

«Цепочка слов»

Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Дети по очереди выкладывают карточки с предметными картинками (кот-топор-ракета-автобус….)

«Четвертый

лишний»

Закреплять представления об окружающем мире, формировать умение классифицировать и группировать предметы, активизировать словарь. Учить находить лишний предмет из группы.

Дети находят лишний предмет из группы, объясняют, почему он лишний.

«Определения»

Учить детей давать определения различным объектам с учетом их рода и числа, объединять предметы по общему признаку.

Дети по очереди берут карточки, называют предмет и его признак, согласовывая по роду и числу.

Словесные игры:

«Радио»

Развивать наблюдательность, упражнять в умение составлять описательный рассказ, активизировать речь.

Один ребенок (диктор) описывает кого-нибудь из детей (внешний вид, характерные особенности.), др. по рассказу узнают этого ребенка.

«Кому что нужно?»

Упражнять детей в классификации предметов, умение называть предметы, необходимые

людям определенной профессии.

Воспитатель называет профессию, дети необходимые им предметы (врач - тонометр,

градусник, шприц, лекарство…)

 «Как лучше сказать»

Учить детей образовывать прилагательные при помощи суффиксов – еньк, -оньк, -еват, --ющ, -енн, -ейш, придающих словам дополнительные смысловые оттенки, учить образовывать прилагательные со значением усиления признаков через повторение их исходной формы.

Воспитатель задает детям вопрос, употребляя прилагательное в положительной степени, дети отвечают, используя суффиксы (волк злой, а волчище - злее, злющий).

Д/игры (метод моделирования)

«Опиши животного»

Учить детей, используя схемы, описывать животных.

Дети, используя схемы-планы, описывают животных, не пропуская и не повторяя признаки.

«Придумай загадку»

Учить детей с помощью схем- планов придумывают загадки.

Дети, используя схемы-планы, придумывают загадки.  

Ноябрь

Игры

с предметами:

«Для чего нужен предмет?»

Закрепить знания о назначении предметов, активизировать речь.

Дети рассказывают о предмете, о его использование, выигрывает тот, кто вспомнит больше вариантов применения.

Консультация: «Роль родителей в развитие речи детей»

«Кто что слышит?»

Развивать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.)

У воспитателя  ширма и разные предметы, при действии которых издается звук, на слух дети угадывают предмет (звенит колокольчик).

Консультация: «Какие игры предложить дома»

«Новоселье куклы»

Упражнять детей в употреблении понимания обобщающих слов, активизировать словарь.

Дети приносят только те предметы, которые относятся к одному слову, названному воспитателем, например, чайная посуда- дети несут чашки, ложки, блюдца, молочник…

Рекомендации по речевому развитию: «Пальчиковые игры и упражнения». Обучение родителей различным пальчиковым играм и упражнениям.

Настольные игры:

«Пирамида»

Упражнять детей в определении количества слогов в словах.

Дети выкладывают в верхний ряд-односложные  слова (рак), во второй ряд- двухсложные слова (ры-ба), в нижний ряд- трехсложные слова(ма-ши-на).

«Цветочный магазин»

Упражнять детей в делении слов на слоги.

Дети раскладывают на полочки картинки с изображением цветов. На первую полочку - из двух слогов, на вторую- из трех слогов.

«Определения»

Учить детей правильно использовать предлоги, характеризовать расположение объектов в пространстве и относительно др. др., описывать словами направление движений объектов.

Дети рассматривают карточки и описывают ситуацию или воспитатель читает стихи - дети находят карточку.

«Животные и их детеныши»

Знакомить с животными средней полосы России, расширять словарный запас ребенка, формировать основы логического мышления

(обобщение, разделение на группы)

Дети составляют цепочку из карточек (самец «папа» - бык, самка - «мама»- корова, детеныш - теленок)

«Мир эмоций»

Знакомить детей с настроением, с эмоциями (мимикой). Учить подбирать карточки с противоположным  (радость- грусть) и одинаковым настроением.

Дети подбирают пару – «мальчик - девочка» с одинаковым (противоположным) настроением.

Словесные игры:

«Какое слово заблудилось?»

Формировать у детей умение находить точное по смыслу слово.

Воспитатель читает предложение, дети должны найти неточности и заменить слова, чтобы получилось правильное предложение.

«Скажи какой?»

Развивать у детей умение называть не только предмет, но и правильно обозначать его признаки, обогащать речь прилагательными.

Воспитатель предлагает детям:

1.По признакам узнать предмет (Круглое, сладкое, румяное - что это?)

2.Продолжить ряд- снег белый, холодный, серебристый…

3.Составить словосочетания со словами, отвечающими на вопрос какой? и характеризующие предмет по вкусу, цвету и т. д.

«Кто как передвигается и кто как подает голос?»

Развивать у детей умение правильно обозначать действия, обогащать речь глаголами.

Воспитатель просит вспомнить, кто как передвигается? (кузнечик -прыгает). Кто как подает голос? (лев - рычит)

Д/игры (метод моделирования)

«Придумай загадку»

Учить детей с помощью схем- планов составлять загадки.

Дети, используя схемы-планы, придумывают загадки.  

«Выучи потешку»

Помочь детей, используя схемы-картинки, запомнить словесный материал.

Дети, используя схемы-картинки, запоминают словесный материал (соотнося слова с рисунком).

Декабрь

Игры с предметами:

«Что предмет рассказывает о себе?»

Упражнять детей в составлении короткого рассказа, учить описывать предмет (цвет, форму, величину, назначение). Приучать детей слушать др. др., дополнять рассказ.

Дети достают из «чудесного мешочка» различные предметы, составляют рассказ.

Консультация: «Влияние речевых нарушений на школьное обучение»

«Магазин посуды»

Учить сравнивать предметы посуды по материалу, размеру, назначению.

 Чтобы купить посуду в магазине, надо правильно рассказать, что это за посуда, какая она, для чего нужна.

Консультация:

«Учим составлять описательные рассказы»

«Похож - не похож»

Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу, развивать речь, наблюдательность.

Дети находят похожие предметы, доказывают их сходство.

Рекомендации по речевому развитию: «Дидактические игры, направленные на обогащение словаря».

Настольные игры:

«Чей домик?»

Закреплять названия домов животных, активизировать словарь детей.

Дети подбирают картинки с изображением домиков животных и называют их. (собака живет в конуре ).

«Составь рассказ

 по картинкам»

Учить детей

последовательно раскладывать картинки и составлять по ним связный  рассказ, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Ребенок последовательно

 раскладывает серию картинок и составляет рассказ.

«Найди пару»

Упражнять детей в подборе слов, отличающихся др. от др. одним звуком, развивать фонематический слух.

Дети подбирают картинки, произносит оба названия, голосом подчеркивает их сходство и различие (коса- коза)

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учить детей составлять рассказ по выбранным картинкам, учить различать положительные и отрицательные поступки.

Дети соединяют два элемента, изображающих поступки детей в разных ситуациях, в карточку. Объясняют  поступки, нарисованные на картинках.  

Словесные игры:

«Путаница»

Развивать у детей умение находить смысловые несоответствия и заменять их словами, адекватные ситуации.

Воспитатель читает предложение, дети находят смысловое несоответствие и заменяют их словами.

консультация

«Какие игры предложить дома»

«Найди противоположное слово»

Развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.

Воспитатель начинает предложение, дети подбирают антонимы. Сахар сладкий, а лимон…(кислый).

«Найди похожее слово»

Учить детей подбирать синонимы к глаголам и прилагательным.

Воспитатель называет глагол (прилагательное), дети подбирают синоним (прощать - извинять, большой - огромный).

«Культура речи»

Д/игры (метод моделирования)

«Перескажи рассказ»

Учить детей пересказывать небольшие произведения с помощью схем-картинок.

Дети, используя картинки-схемы, последовательно пересказывают рассказ (сказку).

«Опиши время года»

Учить детей, используя схемы, описывать времена года.

Дети, используя схемы-планы, описывают время года,  не пропуская и не повторяя признаки.

3этап: заключительный

В группе созданы условия для речевой деятельности детей, имеется разнообразные дидактические игры, дидактический материал для развития мелкой моторики. Дети с удовольствием играют с ними. В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов. У детей должен повыситься познавательный интерес, они проявляют самостоятельность, творческую инициативу, активность, свободно высказываются, научились контролировать себя, помогают друг другу. У дошкольников расширился активный словарь  (обладают довольно большим запасом слов, используют большое количество обобщающих слов, употребляют в речи  синонимы, антонимы,  многозначные слова…). Дети овладевают грамматическим строем речи  (морфологией, словообразованием (созданием новых слов), синтаксисом (построением  предложений). Они способны к простейшему звуковому анализу слова, умеют дифференцировать звуки, делят слова на слоги. Дети умеют составлять рассказы об игрушках, пересказывать и т. д.

 По результатам проведенной работы уровень развития речи у детей значительно повысился по сравнению с началом учебного года. Можно сделать вывод, что цель и задачи  проекта достигнуты.

Список используемой литературы:

1.Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада- 2-е изд.,дораб.- М.; Просвещение, 1991.- 160с.

2.Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет.сада.- М.: Просвещение, 1982.- 96 с.

3.Ушакова О.С.,  Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет: программа, методические рекомендации, конспекты образовательной деятельности, игры и упражнения.-2-е изд., дораб.- М.: Вентана - Граф, 2013.- 272 с.- (Тропинки).

4.Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы/ Под. ред. В. В. Гербовой.- 2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1988.- 64с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие связной речи детей посредством дидактических игр"

Проект "Развитие связной речи детей посредством дидактических игр"...

Мастер-класс на тему: «Развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники»

Мастер-класс для педагогов и членов творческой группы по развитию связной речи у детей с использованием мнемотехники....

Статья на тему:"Развитие связной речи дошкольников посредствам дидактических игр".

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте является овладение связной речью, показывающей уровень культуры человека, его мышления и интеллекта. Возникнув впервые в раннем детстве в вид...

Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»

Методическая разработка  по развитию речи для детей 4-5лет   Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...